Образец совершения вечерни в св. Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров




Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь»27. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа…». (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети ми…» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «заход»: «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы – малая ектения.

«Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди, глас 2-й и глас 5-й – 3, и Минеи (прп. Прокопия Декаполита, исповедника, с 27 февраля), глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко молитву неусыпающую…».

Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий…». Диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»28. Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен второй паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение второй паримии.

Примечание. Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия – из Бытия, вторая – из книги Притчей.

По окончании паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная, и молитва главопреклонения.

По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Предстательство всех…».

После стихир читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас (на солее): «Яко Твое есть Царство…». Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон). Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…» (на солее). Читается молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…», и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…» (полностью). Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст, на котором поминается святой следующего дня (в данном случае – 27 февраля). Певцы – многолетны. Закрывается завеса царских врат. Совершается заупокойная лития.

Великое повечерие.

Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие служится отдельно от вечерни.

В понедельник – четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.

Перед повечерием звон в колокол – 12 ударов. Иерей в епитрахили, сотворив перед царскими вратами (при закрытой завесе) три поклона, возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне»29, «Приидите, поклонимся…» (трижды) и псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…».

Примечание. Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста в связи с положенным здесь пением Великого канона прп. Андрея Критского. В другие дни он читается на своем месте – после молитвы «Владыко, Боже Отче Вседержителю…».

По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского.

По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель…», и далее следует канон (ирмосы по дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмосы и припевы30. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», и кондак Великого канона, глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсеменнаго зачатия…» (и поклон).

По окончании канона продолжается повечерие от псалма «Внегда призвати…». После псалма 90-го – пение (по Уставу, антифонное): «С нами Бог…» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» чредной лик поет первый стих: «С нами Бог…» (с припевом), затем поется (обоими ликами): «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» – первый лик: «С нами Бог…», «И ныне» – второй лик: «С нами Бог…»31. И в завершение – оба лика: «Яко с нами Бог».

После «С нами Бог…» – тропарь: «День прешед, благодарю…». «Слава» – «День прешед, славословлю…», «И ныне» – «День прешед, песнословлю…», «Безплотное естество херувимское…» и «Верую…»32.

После «Верую…» поются «молительные стихи»33.

Примечание. «Верую [же] во Единаго Бога… глаголем низким гласом. Таже наченший лик: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас… И творит другий лик поклон. И востающу другому лику и отвещавающу, творит первый лик поклон. Такожде и на прочия стихи молительныя вся. Егда же речем: Боже, очисти мя, грешнаго… трижды, поем оба лика равно; и поклоны 3» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие).

По традиции, иерей выходит из алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» (поклон)34.

«Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел, молите о нас, грешных» (поклон).

«Святый Иоанне, Пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас, грешных» (поклон).

«Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, и вси святии, молите о нас, грешных» (поклон).

«Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас, грешных» (поклон).

Стих с упоминанием храмового святого (поклон).

«Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных» (поклон).

«Боже, очисти нас, грешных» (поклон).

«Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас» (поклон)35.

Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым).

По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и среду – на глас 2-й: «Просвети очи мои, Христе Боже…». «Слава» – «Заступник души моея буди, Боже…», «И ныне» – «Яко не имамы дерзновения…». Во вторник и четверг – на глас 8-й: «Невидимых враг моих неусыпание…»; стих: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой…»; «Яко страшен суд Твой, Господи…». «Слава» – «Слезы ми даждь, Боже…», «И ныне» – «Непостыдную, Богородице, надежду…». «Господи, помилуй» (40). «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва свт. Василия Великого: «Господи, Господи…»36.

«Приидите, поклонимся…», псалом 50-й, псалом 101-й, молитва царя Манассии и Трисвятое (это Трисвятое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» и возгласе иерея пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» – «Господи, помилуй нас…», «И ныне» – «Милосердия двери…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва: «Владыко Боже Отче…»37.

«Приидите, поклонимся…».

Примечание. Далее, – кроме первых четырех дней Великого поста, – читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…». В понедельник – четверг 1-й седмицы этот псалом здесь опускается, так как прочитывается в начале повечерия.

Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…», вседневное славословие: «Слава в вышних Богу…».

Примечание. В седмичные дни св. Четыредесятницы, кроме первых четырех дней 1-й седмицы, после «Слава в вышних Богу…» полагается канон Богородицы Октоиха и канон (со стихирами) рядового святого, а по окончании их – «Достойно есть…». О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется третьим). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно» (т. е. громко и медленно), на глас 6-й: «Господи Сил, с нами буди…». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется, по Уставу, антифонно. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» – «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…», «И ныне» – «Многая множества моих, Богородице, прегрешений…», «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене…», «Все упование мое на Тя возлагаю…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны и благослови ны…», и молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). Иерей возвращается в алтарь. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе – «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей с непокровенной главой, лицом к «приклоншимся на землю» молящимся38, читает молитву отпуста: «Владыко Многомилостиве…».

По молитве, «нам восклоншимся», иерей творит поклон, глаголя: «Благословите, отцы святии…». Молящиеся отвечают: «Бог простит ти, отче святый» (или «Бог да простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных»). Иерей, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: «Помолимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе…», «О богохранимей стране нашей…», «О ненавидящих и любящих нас», «О милующих и служащих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавлении плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори плавающих», «О в немощех лежащих», «Помолимся и о изобилии плодов земных», «И о всякой души христиан православных», «Ублажим православныя архиереи и ктиторы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя». На всякий стих певцы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, единожды). Иерей: «Рцем и о себе самех», певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Певцы: «Аминь».

1 В текущем году на Благовещение Пресвятой Богородицы совершается Литургия свт. Василия Великого, поскольку праздник выпадает на Неделю 4-ю Великого поста.

2 Иерей пребывает облаченным в епитрахиль, фелонь и, по традиции, в поручи до конца утрени.

3 «Иерей… входит во святый олтарь, и прием кадильницу, глаголет и молитву кадила. И став пред святою трапезою, кадит крестообразно, и возгласит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещавшим: Аминь. Таже учиненный чтец глаголет Трисвятое без метаний» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).

4 В субботы Великого поста в Триоди имеются четверопеснцы (состоящие из 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песней), исключение составляет суббота 1-й седмицы Великого поста.

5 Об особенностях совершения службы двух малых святых в седмичные дни св. Четыредесятницы подробнее см.: Ванюков С. А. Великопостное богослужение // Богослужебные указания на 2007 год. М., 2006. С. 775–790.

6 Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8».

7 Великопостную редакцию Песней Священного Писания, в соответствии с Ирмологием (с. 145), следует начинать словами «Поем Господеви…».

8 Существует практика, согласно которой стихи библейских песней читает чтец. В этом случае канон обычно читают два чтеца: 1-й – библейские песни, 2-й – тропари канона и трипеснцев.

9 Богослужебный Устав предполагает, что тропари канонов в течение всего года поются.

10 Если песнь имеет пять тропарей, включая Богородичен, то поется 2-й тропарь, и далее – по порядку.

11 В понедельник 1-й седмицы Великого поста первый трипеснец содержит на один тропарь больше, чем обычно.

12 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

13 Если песнь имеет пять тропарей, включая Богородичен, то поется 2-й тропарь, и далее – по порядку.

14 См. предыдущую сноску.

15 Если в службе святых на «Господи, воззвах» есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени.

16 В седмичные дни Великого поста (понедельник – пятница) всегда читается вседневное славословие, даже в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

17 Кафизмы на 1-м часе не бывает в понедельник и пятницу всех седмиц.

18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 501.

19 Таким же образом исполняются тропари и на прочих часах.

20 Помимо этого, чтение Оглашений совершается на воскресной утрене перед 1-м часом. Чтение Оглашений начинается от Недели о мытаре и фарисее. «В настоящем месте Типикона, – пишет проф. М. Скабалланович, – не указано, кому читать Оглашения прп. Феодора. Это указано в уставе Недели мытаря: “Аще тамо (в притворе) есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям”. Для них должен быть именно такой авторитетный чтец, так как они наполнены прямыми увещаниями и обличениями к братии (начинаются: “Братия мои и отцы…”). Потому же пред ними неуместно и предисловие (поименование автора и чтения)… Игумен в данном случае изображает самого преподобного, и Оглашение представляется исходящим из уст его самого, незримо стоящего среди молящихся. Посему после Оглашения молящиеся отвечают на него лично обращенной к прп. Феодору благодарностью в форме тропаря» (Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 326).

21 См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 168, 178.

22 В седмичные дни Великого поста на всех часах конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…».

23 Тропари пророчества, паримии и прокимны 6-го часа в седмичные дни св. Четыредесятницы приводятся в Триоди.

24 По пятницам 9-й час совершается без кафизмы.

25 На 9-м часе во всю св. Четыредесятницу положено только 3 великих поклона.

26 Иерей пребывает облаченным до окончания вечерни.

27 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.

28 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 523). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103).

29 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 540; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 237–238.

30 Богослужебный Устав предполагает, что тропари Великого канона также поются. На практике их читает иерей.

31 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 541) следующим образом описывает окончание пения С нами Бог: «каждый лик в отдельности поет: С нами Бог, таким образом: Слава, и первый лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. И ныне, и второй лик: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Наконец оба лика поют припев: Яко с нами Бог ».

32 Из указаний Типикона и других богослужебных книг следует, что тексты после «С нами Бог» (в том числе – Символ веры) поются (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541). Первые два тропаря День прешед – антифонно, прочие молитвословия – обоими ликами (либо также антифонно). Обычно на практике эти тексты читаются.

33 Первый стих: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, и последний стих: Боже, очисти нас…, согласно Уставу, исполняются трижды, остальные стихи – дважды.

34 В Типиконе указано петь «молительные стихи» антифонно (обоими хорами). Если есть два хора, то они поочередно повторяют стих: «Пресвятая Владычице Богородице…», и далее поют каждый стих на оба лика (иерей безмолвствует). В храмах, где нет двух хоров, иерей, стоя пред царскими вратами, поет каждый из положенных стихов, и хор повторяет их. В этом случае, чтобы вполне соблюсти антифонное пение, следует не петь третье: «Пресвятая Владычице Богородице…», либо петь этот стих иерею вместе с хором (ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284).

35 Согласно Типикону, «речем: Боже, очисти мя, грешнаго …, трижды, поем оба лика равно» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие). Таким образом, после двукратного пения стиха: «Боже, очисти нас, грешных» (в храмах, где нет двух хоров – иереем и хором), этот стих поется еще один раз, но с добавлением слов: «и помилуй нас» (в практике этот стих поет только иерей, либо иерей совместно с хором). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541; Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284. Существует также практика, согласно которой стихи Боже, очисти нас… поют вместе священник и певцы (Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 527).

36 Из последования великого повечерия следует, что молитву читает иерей. Обычно на практике ее произносит чтец.

37 См. предыдущую сноску.

38 Существует практика коленопреклонного чтения молитвы «Владыко Многомилостиве…».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: