А) Почему в конце 80-х – начале 90-х гг. обострились межнациональные противоречия?




Тема: Обострение межнациональных противоречий в конце 80-х – начале 90-х гг.

План:

1. Причины обострения межнациональных противоречий в конце 80-х – начале 90-х гг.

2. Этнополитические конфликты и политика федерального центра в 90-е годы.

3. Чеченская война.

 

А) Почему в конце 80-х – начале 90-х гг. обострились межнациональные противоречия?

История полна примерами противостояний и конфликтов на национальной и религиозной основе. Достаточно сказать о противоборстве протестантов и католиков в Северной Ирландии, арабов и евреев в Палестине, религиозно-этнических войнах на территории бывшей Югославии. В СССР с началом перестройки противоречия и проблемы межэтнического и религиозного характера также стали принимать форму конфликта.

В СССР в годы перестройки вместе с ростом национального, этнокультурного и религиозного самосознания на фоне глубокого экономического, политического и морального кризиса, сопровождавшегося ослаблением власти и криминализацией общества, обострились старые и появились новые проблемы в национальных отношениях. В демократические процессы оказались вовлеченными все группы населения и прослойки общества, и каждая группа привносила в общественную жизнь особенности своей психологии и поведения. Вседозволенность, агрессивность, демонстрация силы и шантаж становились инструментами политики и политиканов. Национальный и религиозный факторы превращались в мощное средство политической борьбы. Для отдельных политиков спекуляции на национальную тему являлись главным средством политического выживания.

Юг России к началу демократических преобразований унаследовал от прошлого немало проблем в экономической и социальной сферах, а также в межнациональных отношениях.

1) Во-первых, в СССР национальный вопрос был «загнан в подполье». Утверждалось, что нет, и не может быть национальных противоречий, поскольку есть единый советский народ. Соответственно, отсутствовала продуманная национальная политика. Вместе с тем, существовало политическое недоверие к коренным народам Северного Кавказа, которое проявлялось в том, что республики и автономные области возглавлялись приезжими из Москвы русскими партийными функционерами. Так, например, Д. Завгаев был первым чеченцем, которому Москва доверила в 1989 г. должность первого секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС. Все предыдущие партийные руководители Чечено-Ингушетии были русскими или представителями других народов страны. Русские партийные функционеры возглавляли Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и другие республики. Кроме того, ключевые должности (председателя КГБ, министра внутренних дел, прокурора, зав. отделом административных органов обкома партии) в республиках и областях Северного Кавказа, как правило, занимали только русские.

2) Во-вторых, наличие нерешенных вопросов у репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, турок-месхетинцев).

3) В-третьих, стремительное падение уровня жизни основной части населения региона, рост наркомании, пьянства, численности бездомных детей, правонарушений и т.д.

4) В-четвертых, проблемы разделенных народов (осетин, лезгин, ногайцев и т.д.) и территориальные претензии одних народов к другим.

5) В-пятых, безработица и, как следствие, массовое отходничество, спекуляция и рост преступности.

Перестройка добавила новые проблемы и противоречия. Раскрепощение массового сознания неизбежно вело к активизации национального самосознания. Более четко обозначились экономические и политические интересы местных элит. Первоначально национальные конфликты возникли как протест в форме национального движения, но очень скоро они вылились в борьбу против тоталитаризма Центра, который отождествлялся, прежде всего, с Россией. В условиях ослабления союзной государственности национальный вопрос как вопрос о государственном суверенитете республик стал частью вопроса о власти, орудием и средством борьбы за нее.

 

Б ) Что можно сказать об этнополитических конфликтах на Северном Кавказе в 90-е годы?

В процессе распада СССР и становления постсоветской российской государственности у значительной части населения Северного Кавказа произошло пробуждение религиозного (в основном исламского) и национального самосознания, появились различные национальные и религиозные партии, объединения и движения: «Садвал», «Тенглик», «Бирлик», в Дагестане; Зеленое движение, Исламская партия возрождения, Партия исламский путь и общество «Кавказ», создавшие в 1990-1991 гг. в Чечено-Ингушетии оппозиционный блок «Общенациональный конгресс чеченского народа» с целью реализации идеи суверенитета Чечни; Народный союз «Нийсхо», созданный в Чечено-Ингушетии в1989 г. с требованием создания Ингушской Республики и включением в ее состав Пригородного района Северной Осетии. Активно пошел процесс возрождения казачества, которое превращалось в серьезную политическую силу.

Национальные и религиозные партии, объединения и движения первоначально возникли на волне демократизации и гласности. Определенная часть населения региона связывала с ними надежды на возрождение языков, традиционной культуры своих народов, стабилизацию общественно-политической обстановки и т.д. Однако скоро наметилась опасная тенденция к их политизации. От митингов, собраний и манифестаций «неформалы» стали переходить к массовым протестам, силовому давлению на органы власти. Поиски разумных компромиссов и взаимопонимания уступили место угрозам и ультиматумам. Некоторые из движений (кумыкское «Тенглик» в Дагестане, кабардинское «Адыгэ Хасэ» в Кабардино-Балкарии, Общенациональный конгресс чеченского народа в Чечено-Ингушетии) делали попытки брать на себя властные функции, другие (лакское «Кази-Кумух», Национальный совет чеченцев-аккинцев, лезгинское «Садвал» в Дагестане, «Тёре» (Балкарский форум) в Кабардино-Балкарии, «Нийсхо» в Чечено-Ингушетии) стремились доминировать в национальных общинах и максимально влиять «в интересах своих народов» на органы власти.

Вдохновители и идеологи создания новых республик на Северном Кавказе не считались ни с мнением федерального центра, ни с мнением других народов региона, которые веками проживали на этой территории. Не считаясь со сложившимися историческими реалиями, лидеры и идеологи национальных, религиозных партий и общественных движений начали создавать очаги острых конфликтов, делить республики по этническому признаку, перекраивать существующие административные границы и даже заявлять «от имени народа» о выходе из состава Российской Федерации.

После распада СССР, многие очаги межнациональной напряженности и конфликты из латентного состояния перешли в открытые и стали серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации на юге страны. Именно в это время наблюдаются такие факты как осетино-ингушские отношения, перешедшие в недельную межнациональную войну осенью 1992 г., российско-чеченские отношения и первая война федерального центра с Чеченской Республикой в 1994-1996 гг., противостояние народов в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: