Центральное духовное управление мусульман России
Религиозная организация - Духовное образовательное учреждение
«Российский исламский университет»
Центрального духовного управления мусульман России
Выпускная квалификационная работа
НАЗВАНИЕ
«Развитие мусульманского образования в Республике Башкортостан»
Выполнил(а): студент(ка)
6-го курса Факультета основ вероучения и истории ислама
Басырова С.Ф.
Научный руководитель:
Преподаватель РО ДОУ РИУ ЦДУМ
Баторшина А.Р.
______________(подпись)
Уфа – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. История развития мусульманского образования. 10
1.1. Мектебы и медресе в Республике Башкортостан в дореволюционное время. 10
1.2. Женское религиозное образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии 31
1.3. Современная система мусульманского образования. 36
Выводы к главе 1. 54
Глава 2. Предложения по совершенствованию системы религиозного образования 56
2.1. Основные проблемы современного религиозного образования. 56
2.2. Проект открытия центра дополнительного религиозного образования и развития мусульманок. 60
2.3. Создание благотворительного фонда поддержки центра дополнительного образования 65
Выводы к главе 2. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 72
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления такого исторического феномена как религиозное возрождение, происходящее в условиях социально-политической трансформации общества и места мусульманского образования в этом процессе.
Глобализация общественной жизни предопределила появление конфликтных зон в межцивилизационных отношениях. На этом фоне выбор пути развития мусульманского образования становится весьма приоритетным вопросом. А для их решения необходима систематизация накопленного исторического опыта в мусульманском образовании, что делает актуальным данное исследование.
|
Данное исследование актуально по нескольким причинам:
Во-первых, в связи с увеличивающимся интересом общества к изучению религии ислам и возникшему спросу на получения образования в данной сфере.
Во-вторых, изучение истории формирования и развития системы мусульманского образования позволит использовать ее положительный опыт в образовании и воспитании человека;
В-третьих, систематизированный обзорный материал по изучению развития системы мусульманского образования с момента становления и до наших дней представляет интерес с точки зрения дальнейших научных исследований в области религиозного образования.
В-четвертых, данное исследование позволит выявить проблемы в современной системе мусульманского образования и наметить пути их преодоления.
Основываясь на работах классиков и современных историков и историков педагогики, таких как Т.М. Аминов, С.Я.Батышев, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов, Ф.Г.Паначин, А.И.Пискунов, М.Н.Фархшатов, М.Ф.Шабаева и других в историографии рассматриваемой проблемы можно выделить три основных периода, каждый из которых, в свою очередь, делится на более конкретные этапы:
1) дореволюционный период: с конца XIX века до 1917 года;
2) советский период: с 1917 года до конца 80-х гг. XX века;
|
3) современный период: с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени.
Историографический анализ работ дореволюционного периода, посвященных изучению традиционного мусульманского образования имеет свои особенности. Дело в том, что в дореволюционной России, исламское образование играло исключительно важную роль в воспитании и просвещении мусульман страны.
Сочинения дореволюционных авторов представляют собой официальную точку зрения представителей государственных органов на мусульманское образование. Положительной стороной этих работ было использование малодоступных документов и материалов. В целом, дореволюционные исследователи достигли определенного успеха в изучении проблем образования: был накоплен и систематизирован большой фактологический материал, в основном по истории начальной школы, затронуты отдельные вопросы образования и учебных заведений этой сферы.
В советское время, как известно, деятельность медресе была строго ограничена и совершенно не афишировалась. Особое внимание в работах советского периода уделялось вопросам изучения исламского образования, институтов ислама, в которых отражалась политика разрушения и ликвидации конфессиональной составляющей духовно-нравственного воспитания в среде мусульман.
Мусульманское образование советского времени пережило сложные времена. Преодолевая неимоверные препятствия, это образование не обрывало «тонкой нити» своего функционирования. Советская историографическая традиция, культивировавшая идею о низком уровне мусульманского образования в целом, исходя из атеистических установок, вовсе не учитывала значимость этого сектора образования в просвещении населения. Подобный стереотип, в определенной степени бытует и сегодня.
|
Современная система мусульманского образования ещё только формируется. В связи с этим, актуальным становится вопрос выявления недочетов современной систем и поиск путей их решения.
Противоречие и проблема.
История мусульманского образования в Башкирии была предметом исследований ученых, представляющих весьма широкий спектр историко-педагогического знания. Однако данные работы в основном носят исторический характер, и не рассматриваются с точки зрения педагогического опыта. Целенаправленное и системное рассмотрение вопроса способствует объективной оценке современного состояния образования и определения тенденций его развития и совершенствования. Анализ научной литературы позволили констатировать необходимость комплексной разработки данной проблемы, что обусловлено рядом противоречий:
- на общественном уровне: между потребностью современного образования в использовании позитивного исторического опыта мусульманского образования и отсутствием обобщающих теоретических исследований в этой области;
- на научно-теоретическом уровне: между накопленным системой мусульманского образования большим и многоаспектным опытом воспитания и просвещения общества и его недостаточным научным осмыслением; между потребностью теории и практики мусульманского образования в организации современного педагогического процесса и недостатком целостного обобщения и оценки прошлого опыта как теоретической базы для принятия научно обоснованных, с опорой на историческое знание, решений по обновлению и совершенствованию современной системы мусульманского образования;
Выделенная совокупность противоречий позволила сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости обобщения опыта мусульманского образования; необходимости выявления особенностей мусульманского образования в Башкирии, а также выявления сложностей в современном мусульманском образовании и путей их преодоления для дальнейшего развития, совершенствования и формирования системы, удовлетворяющей требованиям в целом всей современной системе образования.
Актуальность данной проблемы и её неразработанность определили выбор темы исследования – «Развитие мусульманского образования в Республике Башкортостан».
Цель исследования состоит в изучении исторического процесса формирования и развития системы традиционного мусульманского образования в РБ, начиная с дореволюционного времени и до наших дней; в выявлении этапов, классификации типов учебных заведений, а также в постановке ряда актуальных вопросов в мусульманском образовании, требующих решения и предложениях по совершенствованию современного религиозного образования.
Объект исследования – мусульманское образование в Башкирии.
Предмет исследования – организация мусульманского образования в дореволюционный, советский и современный периоды в Республике Башкортостан.
Гипотеза исследования: для принятия научно обоснованных решений по совершенствованию современного образования на основе исторического опыта, накопленного системой мусульманского образования в Башкирии, определения особенностей образовательного процесса в религиозных учебных заведениях будет возможно, если:
- выявить, классифицировать и обобщить исторический опыт прошлого;
- выявить и конкретизировать пробелы в мусульманском образовании, исходя из современных требований общества.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть значимость вопроса получения знаний в Священном Коране и Хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
2. Изучить исторический опыт мусульманского образования на территории Республики Башкортостан.
3. Определить основные этапы формирования системы мусульманского образования в Башкирии.
4. Определить основные направления и особенности развития современных мусульманских учебных заведений края.
5. Выявить основные проблемы, с которыми сталкивается современное мусульманское образование и предложить пути их преодоления.
Теоретико-методологической основой исследования являются принципы историзма и объективизма, что позволяет рассмотреть процесс возрождения традиционного мусульманского образования с учетом формирования политико-правовых условий, институтов ислама и структур мусульманского духовенства, учебно-методической базы и образовательных программ на основе комплексного исследования широкого круга источников и литературы. Применение таких общенаучных методов, как метод анализа и синтеза, системного метода способствует концептуальному обобщению результатов проведенного исследования. Наряду с этим, будет использован также такой общеисторический метод, как проблемно-хронологический, необходимый при определении основных направлений исследования исламской образовательной системы в зависимости от периода ее формирования.
В исследовании будут использованы историко-ретроспективный, историко-типологический, историко-статистический, сравнительно-сопоставительный методы. В качестве частных методов будут применены архивно-библиографические: библиографирование, конспектирование, рецензирование, цитирование, реферирование; теоретические: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, ограничение, обобщение, систематизация, классификация и другие.
Источниковую базу исследования составят Священный Коран, Хадисы, а также научные труды по теологии, религиоведению, педагогике, истории, философии и другие.
Предполагаемая научная новизна исследования:
- данное исследование представляет собой обобщающую работу в области изучения формирования и развития системы мусульманского образования с начала становления до наших дней;
- в формулировке актуальных вопросов и задач, стоящих перед современной системой религиозного образования;
- в определении основных приоритетных направлений в развитии современной системы мусульманского образования.
Теоретическая значимость исследования предполагается в обогащении современного представления о позитивном потенциале, накопленном системой мусульманского образования, использование которого будет способствовать совершенствованию современной системы образования в Башкирии, в том числе и определит пути дальнейшего развития системы мусульманского образования.
Практическая значимость. Выполненное исследование даст целостное представление об историко-педагогическом процессе формирования и развития мусульманского образования начиная с дореволюционного времени заканчивая нашими днями. Обобщения и рекомендации проведенного исследования позволят наметить действия для дальнейшего развития мусульманского образования и просвещения населения. Материалы исследования могут быть использованы при создании учебной литературы, подготовке лекционных курсов в высших учебных заведениях, в особенности, мусульманских образовательных учреждениях, а также при разработке проекта открытия женского религиозного учебного заведения среднего образования.