РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА «ПРАЗДНИКИ», ПРОВЕДЁННОГО СРЕДИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА




Резунков А.Г.

Россия, Санкт-Петербург,
АНО ВО «Международная Академия информационных технологий»,
+7-921-3454456, ararog@mail.ru

RESULTS OF THE SOCIAL SURVEY "HOLIDAYS" CONDUCTED
AMONG STUDENTS OF THE TECHNICAL COLLEGE OF ST. PETERSBURG

Abstract. The author has been studying, organizing and conducting traditional calendar holidays for more than 25 years, examines how they affect people, whether the level of socialization of traditional culture has been preserved and whether it is necessary for a city dweller. In this work, the author set the task of finding out how modern urban youth (16-18 years old), focused on technical specialties, understands what holidays are, what holidays they know, how they relate to traditional holidays, in particular to Maslenitsa, whether there is a need participation in them.

Keywords: social culture, holiday, Maslenitsa, psycho-emotional impact

Ключевые слова: социальная культура, праздник, Масленица, психоэмоциональное воздействие

 

Праздник как феномен социальной культуры на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания – от этнографии до философии, поскольку праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Не существует ни одного народа на Земле, который бы не справлял праздники. Праздники не придуманы – они объективно необходимы как еда, сон, труд. Праздник – это не столько отдых, сколько другое состояние психики (сознания), противопоставленное будням. На эту особенность праздника как феномена культуры обращали внимание многие мыслители и исследователи (Э. Дюркгейм, М. Элиаде и др. [1-6]). Традиционная Духовная Культура проведения праздников для городского жителя сильно деформирована, поэтому она нуждается в активном изучении и понимании, нужна ли она современному урбанистическому человеку.

Один из способов проведения социологического исследования – опрос. Была составлена анкета из 8 вопросов и предложена к заполнению студентам одного из технических колледжей Санкт-Петербурга. В анкетировании приняли анонимное участие 146 студентов 1 и 2 курсов, в основном юноши 16-18 лет, девушек было около 10%. Первый этап обработки результатов проводился интегрально, без учёта половой принадлежности, без сопоставления ответов каждого анкетируемого. Следует отметить ещё 3 особенности:
1) имеет значение срок проведения опроса (середина февраля), т.к. на этот момент некоторые праздники на слуху, поэтому отмечаются в анкете с повышенной интенсивностью;
2) специфические вопросы про Масленицу также оказали воздействие на ответы студентов по первым трём вопросам; 3) хотя студентом было предложено при ответах не пользоваться подсказками из Интернета, но это пресечь было невозможно, да, видимо, особо и не требовалось.

Вопросы анкеты:

1. Какие праздники Вы можете назвать? Запишите до 10 праздников;

2. Какой из праздников для вас самый любимый?

3. Какой из праздников для вас самый значимый?

4. Что такое Масленица?

5. Когда празднуется Масленица?

6. С чем ассоциируется Масленица у вас?

7. Как вы справляете Масленицу?

8. Пошли бы вы праздновать Масленицу, если бы вас пригласили?

Казалось бы, каждый должен был отметить Новый год, однако это событие было отмечено как праздник только 87% опрошенных. Однако это на 24-25% больше следующих за ним по списку Масленицу и День Защитника Отечества. Примерно каждый второй отметил День Победы (53%), День рождения (52%) и 8 марта (50%). Китайский новый год опередил Старый новый год на полпроцента (7,5 и 7% соответственно). А вот буддийский новый год (Цаган Сар, Сагаалган и Белый день) были отмечены по 1 разу, так же как Навруз и мифический Католический новый год (25 декабря).

Следующими по популярности идут религиозные праздники: Рождество – 34% и Пасха – 28%. День Святого Валентина не воспринимался как религиозный праздник, а скорее как День всех влюблённых или просто 14 февраля, и хотя он отмечался в колледже как раз во время анкетирования, но его отметили как праздник только 27%. Здесь следует отметить ‘День семьи, любви и верности’ и ‘8 июля (день влюблённых РФ)’, которые обычно указывают в пику ‘Дня всех влюблённых’, но их указали по одному разу. Крещение тоже отмечено, но лишь один раз. Из религиозных праздников, которые в России отмечаются, отмечены: Ханука, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Мухаррам, Мавлид (все мусульманские праздники отмечены одним человеком), День святого Патрика отмечены по разу. Из русских традиционных праздников отмечены по одному разу только Коляда и Иван-Купала. Из астрономических событий, которые рассматриваются как праздничные точки, отмечены День летнего солнцестояния и День солнцестояния (хотя речь шла о весеннем равноденствии).

Государственные праздники распределились следующим образом: День народного единства (25%), День России (20%) и один человек отметил День конституции. День независимости (2 человека). День революции (3 человека). День снятия блокады Ленинграда (4,5% из опрошенных). Далее праздники распределились: День знаний – 16%, 1 мая – 11%, Хэллоуин – 9%. День матери и День защиты детей набрали по 8%. День космонавтики (6%) опередил День студентов (около 5%) и День учителя (4%),а про день первокурсника вспомнил только один первокурсник. 1 апреля (день розыгрыша, день смеха) набрал 3,5%. По 2,5% набрали День города, День молодёжи и выходные дни.

Отмечены праздники военных профессий: День ВДВ (4%), День ВМФ (2,7%), День артиллерии и День пограничника (по 0,7%) и некоторые профессиональные праздники: день строителя, день прокурора.

Обычно, когда у анкетируемых начинает работать коллективный разум в какой-то группе и они стараются быть оригинальными, появляются такие ответы как ‘День одиноких (15 февраля)’ (4 человека) или ‘День психических больных’ (2 ответа). Буйная фантазия порождала такие праздники, как день бокса, день мотоциклистов, день тигрового рулета, день арбузов и день огурца, а также день труда и обороны или день независимости однофамильцев.

Из ответов на вопросы – ‘Какой из праздников для вас самый любимый?’ и ‘Какой из праздников для вас самый значимый?’ можно сделать следующие выводы: хотя 7,5% ответили, что никакой праздник у них не является любимым, но для 46% любимым является Новый год, а для 22,6% – День рождения. Эти же праздники являются лидирующими из числа значимых – 37% и 26% соответственно.

Наиболее любимым праздником (46%) и наиболее значимым (37%) оказался Новый год. Это ожидаемый результат. Праздник, к которому начинают готовиться за месяц, а отмечают 10 дней, не может не быть первым. Что здесь важнее, важность праздника или созданная вокруг него аура? Полагаю, что оба компонента способствуют популяризации праздника и подпитывают друг друга. Кто-то отметил как любимый Китайский Новый год. В Китае он отмечается не менее пышно, чем у нас – наш. Неделя выходных. По мнению китайцев, в этот первый весенний день происходит пробуждение природы, оживают земля и хранимые ей ростки жизни. Так и Масленица тоже имеет отголоски старинного нового года.

Следует отметить, что вторым праздником как любимым (22,6%), так и значимым (26%) является День рождения. Самые ранние упоминания о праздновании дня рождения относятся к особо значительным фигурам – фараонам, царям, богам. День рождения как личный праздник стал распространяться в 1-м тысячелетии до нашей эры. Как бы люди не относились к своему дню рождения, но в нашем циклическом (годовом) восприятии времени День рождения – это личный, персональный новый год и от этого никуда не денешься.

К знаковым праздникам 12,5% опрошенных отнесли День Победы. Респонденты являются правнуками и праправнуками тех победителей. Много воды утекло с той поры, но дети, рождённые в России уже XXI века, не только его помнят, но и отдают приоритет его значению.

Характерно, что в число любимых и значимых для данных респондентов праздников практически не попали ни популярные (23 февраля, 8 марта, 14 февраля), ни государственные (4 ноября, 12 июня), ни религиозные (Пасха, Рождество), ни народные (Купала, Коляда, Красная горка). Действительно, волшебство перехода, заключённое в различных проявлениях Нового года, является и любимым и значимым.

А теперь проанализируем результаты опроса, связанного с Масленицей. Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года, а по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. [4, с. 66]. Однако, Масленицу как любимый праздник указали 4% опрошенных, а как значимый – 3,5%.

Что такое Масленица? То, что можно увидеть на первых полосах – Масленица, праздник проводов Зимы и сжигание чучела, которое обычно называют Масленицей, есть символ сжигания зимы. Долгое время на Руси это был один из самых популярных традиционных календарных праздников. А теперь посмотрим, что по этому поводу думают наши респонденты.

Один респондент честно ответил – не знаю, 13% ответили по-простому – праздник. Но многие дали этому празднику специфическую окраску: народный праздник, традиционный праздник, праздник исторический, праздник, пришедший из древности. Придали ему религиозную окраску: религиозный праздник, древний языческий праздник, языческий праздник почитания богов, праздник православный. Отметили его национальную принадлежность: древнеславянский праздник, славянский традиционный праздник, славянский праздник в честь урожая, праздник восточных славян, древний русский праздник, русский народный праздник, русский праздник.

Но праздник празднику рознь. Подсчитаем варианты: 27,4% – проводы зимы, 11% – праздник прихода весны, 8,9% – встреча весны, 3,4% – граница между зимой и весной. По одному прозвучали ответы: конец зимы, праздник встречи весны, первый день весны, первая неделя весны, начало весны по христианскому календарю. Итак, более 50% указали (с небольшими уточнениями), что это пограничный праздник между зимой и весной. Некоторое количество считает, что это праздник весны (2,7%), весенний праздник (1,4%) и языческий праздник весны (0,7%). Возможно, у этих ребят такое представление о весне или они приехали из тех мест, где на Масленицу уже совсем весна. Один даже указал, что это проводы весны. Другое, временно́-религиозное, представление о Масленице: неделя перед постом (2,1%), праздник накануне великого поста (2,1%), канун великого поста (1,4%). Здесь тоже не обошлось без курьёзов: праздник-пост. Для многих этот праздник ассоциируется с блинами, поэтому они так и указали: праздник блинов (13%). Один добавил: не едят мясо, но едят блины. Ведь масленичная неделя называется сырной. 5% респондентов видят суть Масленицы в сжигании чучела, а один даже добавил: сжигание чучела для урожайного года. Один респондент подытожил: вся семья собирается перед соломенным пугалом, сжигают его, после чего наедаются блинами, а так же добавили: гуляют, водят хороводы, играют в народные игры, ходят по родственникам.

На следующий вопрос «Когда празднуется Масленица?» самыми правильными можно было бы назвать следующие: каждый год, всегда по-разному, по церковному календарю, зависит от пасхи, когда бабушка скажет. Тем не менее, большинство наших респондентов сообщили, что это событие происходит весной (22,6%), в первый день весны (0,7%), в первое воскресенье весны (0,7%), в начале весны (6,2%), в первую неделю весны (2,7%), в первую или вторую неделю весны (0,7%), где-то в марте (5,5%), в начале марта (3,4%), 1 марта (0,7%), вторая неделя марта (0,7%) и даже в середине весны (0,7%). Приверженцев конца зимы оказалось гораздо меньше (6,8%). За «конец зимы – начало весны» высказались 2% респондентов. Самые продвинутые залезли в интернет и указали сроки Масленичной недели (14,4%) и дня Прощёного воскресенья (2,7%) на 2021 год, а самые умные (тоже с помощью интернета) указали 8-ю неделю перед Пасхой (2%).

Если говорить о том, с чем ассоциируется Масленица, то 5 человек не ответили на этот вопрос, а двое сказали «ни с чем». Однако для 66% это блины, вкусные блины, очень много блинов, для 43% – сжигание чучела. Прозвучали и такие ассоциации: костёр, огонь, всеохватывающий огонь, запах дыма. 4,8% указали Солнце. Весна, встреча весны, начало весны и тёплого времени, проводы зимы – на эти атрибуты указали 18 человек (12%). Масленицу отождествляют с весельем, гулянием, скоплением празднующих людей, сценическими мероприятиями в городе, карнавалом, ярмаркой, хороводами, конкурсами, нарядами, прыжками через костёр. Люди радуются, семья, друзья, дети. Вспомнили и масленичный столб. Масленица – это праздничная еда, молочная пища, с маслом, чай, мёд. Это шум, и в то же время тишина, спокойствие внутри. Это религиозный праздник, ставший русской традицией, это русская культура.

‘С чем ассоциируется’ и ‘как отмечаешь’ – это не одно и то же. 14,5% ответили категорично – никак. Каждый второй участвует если не в приготовлении, то в поедании блинов с чаем, с маслом, с мёдом и сгущёнкой. 10% сидят дома, в кругу семьи, родных, друзей. 10% участвуют в сжигании чучела (скорее всего не дома). 10% гуляют (и там где празднуют Масленицу, и по своей программе – например, ходим к друзьям и угощаем их блинами). Из оригинального: «сказать "с праздником" в беседу группы».

Последний вопрос «Пошли бы вы праздновать Масленицу, если бы вас пригласили?». Трое сказали «не знаю». 17% ответили «нет», ещё трое – «скорее нет», один – «нет, мне лень». Каждый четвёртый с различной мотивацией (если будет свободное время, смотря кто, позовёт, если будет настроение, хорошая компания, много блинов и др.) сказал «может быть». Каждый второй ответил утвердительно, 38% сказали просто «да». Один заявил «праздную, даже когда не приглашают».

С одной стороны можно порадоваться – молодёжь чтит традиции, участвует в традиционно-народном празднике, т. е. не смотря на разнообразные сферы социализации в городе существует потребность в них. Однако ответы на последний вопрос не стыкуются с ответами на предыдущий.

Из анализа результатов опроса видно, что для большинства респондентов праздники (социальные, личные, традиционные) важны, они стремятся принимать в них участие, поскольку это один из личностных путей социализации. То, что у разных респондентов, даже объединённых в одну социальную группу (студенты городского технического колледжа), различные приоритеты в понимании значимости праздника, говорит о том, что они получили весьма различное образование и воспитание. Всезнающий интернет, по-видимому, не может привить традиционные культурные ценности, явно хочется чтобы в этом вопросе помогла и семья и среда, в том числе и образовательная. Если это не делать мы вырастим специалиста без Родины.

 

Литература

1. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / пер. с франц. В. Земсковой; под науч. ред. Д. Куракина. – М.: «Элементарные формы», 2018. – 808 с.

2. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников. – ЧГАКИ, Челябинск: 2010. – 251 с.

3. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). – М.: Изд. «Лабиринт», 2009. – 176 с.

4. Резунков А.Г. Игрища солнечных праздников Руси. Исповедь мистагога. СПб.: Издательский Дом «Петрополис», 2019. – 346 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-6040744-1-1

5. Резунков А.Г., Резункова О.П. Культура, обряд, праздник. СПб.: Смольный институт РАО, 2018. – 140 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-6040744-1-1

6. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. – М.: Изд. «Академический проект», 2019. – 495 с. – ISBN: 978-5-8291-1613-2

7. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: 1994. – 144 с. – ISBN: 5-211-03160-1

Регистрационная форма

1. Резунков Андрей Геннадьевич

2. Членство в МПФА (2021 год) (нет)

3. Ученая степень, ученое звание (нет)

4. Организация – АНО ВО «Международная Академия информационных технологий»

5. Секция (Социальная психофизиология)

6. Название тезисов: «Результаты социального опроса «Праздники», проведённого среди студентов технического колледжа Санкт-Петербурга»

7. Электронный адрес: ararog@mail.ru

8. Контакты (телефон, почтовый адрес): +7-921-3454456

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: