Дистрибьюция – функциональная область логистики, задача которой – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения ГП и сопутствующим логистическим сервисом от производителей и/или оптовых (оптово-розничных) торговых компаний до конечных (или промежуточных) потребителей.
Основными функциями логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции являются:
1) построение структуры распределительной сети (дистрибутивных каналов);
2) оптимальная дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической распределительной сети;
3) поддержание стандартов качества логистического сервиса;
4) экспедирование и транспортировка ГП;
5) складирование, хранение и грузопереработка ГП в складской системе;
6) управление запасами ГП;
7) обеспечение сохранности груза, страхование рисков, таможенное оформление;
8) анализ логистических издержек и установление цен на логистические услуги;
9) мониторинг товарно-транспортных потоков и информационно- компьютерная поддержка логистики в дистрибьюции и т.д.
В общем виде дистрибьюция может охватывать производителя (распределение начинается со складов ГП), торговых посредников, логистических посредников, банки, предприятия сферы обслуживания и розничной торговли и т.п. При этом в структуру дистрибутивной сети производителя, как правило, входит большое число различных предприятий оптовой торговли, осуществляющих широкий спектр функций и услуг (в том числе логистических).
Таблица 1 – Цели, задачи, модели, методы, алгоритмы распределительной логистики
Наименование | Цели, задачи | Модели, методы, алгоритмы |
Распределительная логистика Сбытовая логистика, дистрибьюция и физическое распределение (Physical distribution) | Задачи: На микроуровне: - планирование процесса реализации; - организация получения и обработки заказа; - выбор вида упаковки, комплектация и т.д.; - организация доставки и контроль за транспортировкой; - организация послереализационного обслуживания; На макроуровне: - выбор схемы распределения материального потока; - определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории; - определение оптимального расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории | Алгоритм выбора оптимального варианта распределения материального потока Модель решения задачи размещения распределительных складских центров (РСЦ) при распределении материальных потоков (производственно-транспортная задача) Метод определения координат склада Выбор логистических посредников |
|
Рисунок 1 – Сетевая логистическая модель организации процесса сбыта при взаимодействии трех основных потоков
1. Изучение покупательского спроса
2. Формирование портфеля заказов
3. Установление хозяйственных связей с потребителями
4. Финансирование сбытовых исследований
5. Ассортиментная загрузка производственных мощностей предприятия
6. Заключение договоров поставки
7. Установление цен на товары, услуги и работы
8. Создание запасов готовой продукции
9. Выбор каналов распределения
10.Стимулирование сбытовиков и перепродавцов
11.Организация доставки продукции потребителям
12.Контроль за выполнением договорных обязательств
|
13.Расчеты с покупателями и «посредниками»
14. Оказание услуг потребителям
15.Оценка выполнения планов сбыта
16. Финансирование сбытовых операций
17.Удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и извлечение прибыли.
Представленная модель распределительной логистики – есть синтез взаимодействия трех основных потоков:
1. Материального, который обозначен цепочкой событий:
1 – 2 – 5 – 8 – 11 – 14 – 17
2. Информационного, обозначенного цепочкой событий:
1 – 3 – 6 – 9 – 12 – 15 – 17
3. Финансового (денежного), образуемого цепочкой событий:
1 – 4 – 7 – 10 – 13 – 16 – 17
Логистическая последовательность формирования и функционирования данной модели образует следующие взаимосвязанные блоки событий:
1) организационно-аналитический блок, включающий события с 1 по 4 и обеспечивающий комплекс операций по исследованию рынка (преимущественно - изучение спроса потребителей на товары и услуги предприятия);
2) блок организационно-технический, включающий события с 5 по 10 обеспечивающий комплекс операций по созданию материально-вещественных условий сбытовой деятельности
3) организационно-управленческий блок, включающий события с 1 17 и обеспечивающий комплекс операций по управлению сбытовой деятельностью, таких как планирование, оценка, контроль и регулирование деятельности всех участников сбытового процесса.
Дезинтеграция рассмотренной модели обнаруживает в качестве ее первичного элемента логистическую операцию, которая применительно к предмету нашего исследования представляет собой обособленную совокупность действий, направленных на удовлетворение платежеспособного спроса потребителей. Операции распределительной логистики мы различаем по нескольким свойствам
|
1) полнота обслуживания клиентов;
2) форма организации;
3) способ выполнения;
4) результат.
Рисунок 2 – Типичные дистрибутивные каналы для различных групп потребителей
Таблица 2 – Факторы, влияющие на выбор дистрибутивных каналов
Характеристики | Прямой канал дистрибьюции | Распределение через посредников | Комментарии | |
Короткий канал | Длинный канал | |||
Характеристика покупателей | ||||
Массовые (домашние хозяйства) | ** | *** | Сокращение числа контактов | |
Высокая концентрация в районе (регионе) | ** | *** | Низкие издержки на один контакт | |
Крупные покупки | *** | Издержки на установление контакта быстро амортизируются | ||
Нерегулярные покупки | ** | *** | Высокие издержки при частых и малых заказах | |
Оперативная поставка | ** | *** | Наличие запасов вблизи точек конечных продаж | |
Характеристика товаров | ||||
Продукция массового спроса | *** | ** | Быстрая доставка | |
Большеобъемные товары | *** | ** | Минимизация транспортных операций | |
Техническинесложные товары | ** | *** | Низкие требования к обслуживанию | |
Нестандартные товары | *** | ** | Товар должен быть адаптирован к специфическим потребностям | |
Новые товары | *** | ** | Необходим тщательный мониторинг продвижения нового товара | |
Товары, имеющие высокую ценность | *** | Издержки на установление контакта | ||
Характеристика фирмы | ||||
Ограниченные финансовые ресурсы для распределения | ** | *** | Издержки распределения пропорциональны объему продаж и перекладываются на посредников | |
Полный ассортимент продукции | *** | ** | Полное обслуживание покупателей | |
Требуется контроль над распределением | *** | ** | Минимизация числа звеньев между фирмой и рынком | |
Установившаяся репутация и широкая известность (бренд) | ** | *** | Посредник заинтересован в использовании имиджа поставщика и легко идет на контакт с ним | |
Требуется широкий охват рынка | ** | *** | Реализация должна быть интенсивной |
Примечание: *** - более предпочтительный вариант,
** - менее предпочтительный вариант
«Золотые правила» в дистрибьюции
Правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей логистический канал проектируется до точек конечного распределения, используется возможно чаще и осуществляет транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц, обеспечивающих наибольшую вместимость.
Правило 2. Для наиболее эффективного решения задач физического распределения в дистрибутивном канале используется минимальное число стандартизованных модулей упаковки продукции и минимальное число стандартных единиц тары, внешних товароносителей и транспортных средств, независимо от их вместимостей.
Правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он располагается в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам, если это относится к физическому распределению и транспортировке, и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу, если это относится к сортировке.