По наклонной: образование, наука, техника




Здравствуйте, друзья! «Красная школа» снова с вами.

Добрый день! Как всегда несколько передач темы посвящены разным сторонам жизни советского общества.

Образование. Школьная реформа 1984 года свелась к заявлению о введении 11-летнего срока обучения и частичному повышению зарплаты учителей. Многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, остались лишь красивыми лозунгами. Выделявшиеся из общей массы педагоги-новаторы (Шаталов, Ильин, Амонашвили и другие) так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая отставала от требований времени.

Под руководством министра образования РСФСР Днепрова была подготовлена и принята «Четвертая школьная реформа». В её основу были заложены красивые принципы демократизации, плюрализма, вариативности, альтернативности и другие. В реальности это означало право регионов создавать собственные программы образования, переход от «технократизма» (так стали называть обучение объективным законам природы) к «духовным ценностям человечества», право ребёнка на выбор образования (нередко в 11-12 лет – что и как такой ребёнок может выбрать?) и тому подобные «демократические прелести». На базе общеобразовательных школ и техникумов стали создаваться новые виды учебных заведений: лицеи, колледжи, гимназии и т.п. Эти учебные заведения разрабатывали собственные учебные планы, в них вводились нетрадиционные предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Предполагалось, что школьная реформа станет частью общей реформы образования в СССР, которая коснётся всех ступеней системы, включая вузы.

Реформа вузов началась в 1987 году. К тому времени численность студентов высшей школы стала сокращаться, престиж высшего образования падал. Особенно снизился интерес молодежи к получению образования по техническим специальностям. Главным направлением реформы вузов провозгласили интеграцию образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Это было серьёзным шагом в сторону введения платного высшего образования. Другим шагом стало предоставление гражданам возможности получить второе высшее образование на платной основе. Одновременно в вузах устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента, отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и другие).

Следующим шагом в реформе школы и вузов было решение о создании в стране системы непрерывного образования, что в 1988 году вылилось в административную реорганизацию органов управления образовательными учреждениями. Хорошая, в целом, идея не успела дать каких-либо значимых результатов в масштабах страны.

Кризис в науке. Во 2-й половине 80-х годов в советской науке наступил период упадка. Если прикладные отрасли научных знаний в 1985–1991 годах получили некоторое развитие, поскольку имелась потребность в конкретных технических разработках, то фундаментальные науки, которые всегда были гордостью нашего Отечества, оказались в крайне тяжелом положении. Основной кризис начался в 1987 году, когда ЦК КПСС принял постановление о переводе научно-исследовательских институтов на самостоятельное финансирование. Труд ученых признавался продуктом интеллектуальной деятельности и оплачивался как любой другой товар. Научное сообщество перешло к оплате научно-технической продукции на договорных основаниях, при этом прекратились и государственное финансирование, и государственное управление. Началось отставание СССР от мировых держав в научно-техническом плане.

Вторая половина 1980-х годов стала временем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Низкий уровень финансирования и отсутствие государственного управления стали причинами «утечки мозгов» за границу, где авторитет советской научной школы был весьма высок. Молодые советские учёные имели возможность проявить себя и хорошо заработать за рубежом. Научный потенциал сокращался также за счет оттока ученых в другие сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры.

Чернобыльская катастрофа. Отражением кризиса в науке и технике стали события на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года на АЭС начались действия по выводу одного из реакторов в режим профилактики. Из-за несогласованных распоряжений руководства АЭС и руководства энергосистемы Украинской ССР операторы АЭС были вынуждены совершать переключения режимов работы реактора, противоречащие технике безопасности. В результате в реакторе произошёл тепловой взрыв, разрушилось здание реактора, произошёл выброс радиоактивного топлива. Это стало возможным ещё и потому, что не сработала должным образом автоматическая система безопасности. Это не было ядерным взрывом, но это была крупнейшая техногенная и экологическая катастрофа. При взрыве и ликвидации последствий погибли люди. Подобных аварий в мировой практике не было. Благодаря героизму ликвидаторов самого худшего удалось избежать, но произошло радиоактивное загрязнение значительных территорий СССР и ряда стран Восточной Европы. Был полностью эвакуирован город Припять. Вокруг этого города до сих пор существует зона отчуждения. Пострадавший реактор был навсегда погашен, остальные реакторы АЭС благополучно работают до сих пор.

Власти в те трагические дни проявили полную беспомощность. Население на пораженной местности своевременно не было оповещено о произошедшем, службы Гражданской обороны действовали неэффективно, а в это время продолжался выброс радиоактивных веществ из горящего реактора, что увеличило количество человеческих жертв. Государственные органы оказались неспособны дать людям объективную информацию и больше старались свалить на кого-нибудь ответственность. В это же время «демократические» СМИ подавали факты в соответствующей «упаковке», что приводило к существенному росту негативных настроений в обществе.

Космонавтика. Космонавтика оставалась флагманом советской науки и техники, но прошла через те же трудности, что и другие отрасли. В начальный период перестройки страна имела серьёзные успехи, продолжалась планомерная работа по освоению и практическому использованию космоса. В дальнейшем резкое сокращение финансирования повлекло за собой сворачивание многих работ, потерю наработок, уход людей. Основными направлениями того периода были работа на орбитальных станциях «Салют-7» и «Мир» и разработка корабля многоразового использования (система «Буран – Энергия»).

Станция «Салют-7» была выведена на орбиту ещё в 1982 году ракетой-носителем «Протон». На ней продолжались работы, начатые на предыдущих станциях серии «Салют». Станция была приспособлена для приёма тяжёлых транспортных кораблей снабжения (ТКС). На ней был увеличен объём внутреннего пространства, улучшены бытовые условия для экипажа. Внутренний полезный объём составлял 82,5 м³. За время эксплуатации на станции работали 6 основных экипажей и 5 экспедиций посещения, всего – 21 космонавт. К станции летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 12 автоматических грузовых кораблей «Прогресс» и 2 автоматических грузовых корабля серии «Космос», соизмеримые с самой станцией по массе и размерам (те самые ТКС). Из станции «Салют-7» было осуществлено 13 выходов в открытый космос. Станция находилась на орбите до февраля 1991 года.

В феврале 1986 года всё та же ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту базовый блок научно-исследовательской орбитальной станции нового поколения «Мир». Это была первая многомодульная станция в истории. В течение 10 лет к базовому блоку были присоединены ряд других. В результате масса станции превысила 124 т, длина составила 19 м, а объём жилых помещений – 376 куб. м. Станция находилась на орбите 5511 суток (до марта 2001 года), из них 4594 дня была обитаема, обслуживалась кораблями «Союз» и «Прогресс». За время существования станции на ней было проведено более 23 тысяч экспериментов. Велось опытно-промышленное производство полупроводниковых материалов, очистка биологически активных веществ для получения новых лекарственных препаратов, проводились астрофизические и геофизические эксперименты. Исследовались природные ресурсы Земли и верхние слои атмосферы. Впервые были проведены эксперименты над высшими растениями. На Землю было доставлено около 4700 кг грузов с результатами экспериментов. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос выходили 35 человек.

Несколько лет станции «Салют-7» и «Мир» находились на орбите одновременно. Это время ознаменовалось крупнейшим достижением. 4–6 мая 1986 года Леонид Кизим и Владимир Соловьёв на транспортном корабле «Союз Т-15» впервые в мире перелетели с одной станции на другую. «Союз Т-15» отстыковался от станции «Мир», за 29 часов долетел до «Салюта-7» и состыковался с ним. На «Салюте-7» космонавты поставили ряд экспериментов и выполнили два выхода в открытый космос. 25–26 июня они возвратились на «Мир» с грузом из приборов, результатов экспериментов и образцов материалов общей массой 350–400 кг. Такие перелёты даже в современных западных фантастических фильмах показываются как дело далёкого будущего. Между прочим, советские СМИ того периода подавали это уникальное достижение как рядовой шаг в развитии космонавтики. В результате сегодня о нём знают немногие.

Успешно развивалась советская программа космического корабля многоразового использования «Буран». Она была совмещена с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты «Энергия». При внешнем сходстве с американским «шаттлом» «Буран» имел принципиальное отличие – он был способен совершать полёт в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера. Кроме того, «Буран» имел существенно б о льшие возможности орбитального маневрирования, в том числе по высоте. Свой первый и единственный полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и программного обеспечения. Американцы такого не умели, все «шаттлы» совершали посадку только на ручном управлении. Этот факт вновь доказывает, что все разговоры о «катастрофическом» отставании СССР от США в области компьютерных технологий, электроники и т.п. – не более чем миф. Автоматическая посадка «Бурана», осуществлённая под управлением бортового компьютера, до сих пор остаётся единственной в истории. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены из-за недостатка финансирования, а в мае 1993 года программа была окончательно закрыта. Единственный летавший в космос «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используется в ракетно-космической технике России и других стран.

На сегодня всё. До свидания, друзья!

До новых встреч в эфире!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: