РЕЗОЛЮЦИЯ
КРУГЛОГО СТОЛА
«О роли фермеров в пространственном развитии сельских территорий
и социальном развитии села »
17 июля 2018 г. г. Москва
Россия обладает обширнейшими сельскими территориями. Они имеют важнейшее значение для территориальной и продовольственной безопасности страны, для решения демографических задач, сохранения традиционных ценностей и самобытной российской культуры.
Cело, обладает мощным экономическим, природным, демографическим и культурным потенциалом. И оно, безусловно, должно стать территорией будущего с развитой экономикой и инфраструктурой, равномерно расселенными людьми, получающими стабильные доходы. Для этого необходимо переломить продолжающиеся на сельских территориях процессы депрессивного характера.
В настоящее время в сельской местности проживает около 38 млн. человек, что составляет более 26% населения России. Однако, по прогнозу Росстата, к началу 2020 г. численность проживающих в селах сократится до 35,5 млн. человек, к началу 2030 г. – до 32,3 млн. (или уменьшится на 15%). Доля же населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3%.
За последние 10 лет идет увеличение количества муниципальных районов с плотностью населения менее 1 и от 1 до 5 человек на 1 кв. км., при этом, 36 % населенных пунктов имеют менее 25 человек.
Этому опасному явлению есть несколько базовых причин:
– низкий уровень жизни
- неразвитость социально инженерной инфраструктуры
- отсутствие у населения, проживающего на селе, занятости связанной с получением стабильных доходов.
Так в 60% населенных пунктов нет связи с дорогами с сетью дорог общего пользования, газификация домов составляет менее 58%, обеспечение питьевой водой - 64%, отоплением – 68%; средний радиус доступности детского сада – 20 км, школы 17, ФАП- 15, больницы – 85; 2/3 сельских населенных пунктов не имеют учреждений культуры.
|
При этих негативных тенденциях программа Устойчивого развитие сельских территорий потеряла статус федеральной с потерей финансирования. Так, в рамках Федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий к 2020 году была утверждена сумма порядка 29 млрд. рублей. В настоящее время, когда программа вошла подпрограммой в Государственную программу развития сельского хозяйства, эта цифра согласно принятому бюджету уменьшилась на 42%, а в части мероприятий, которые реализует Министерство сельского хозяйства, объем финансирования к 2020 году снизится с 18,75 млрд. рублей до 6,3 млрд. рублей.
Сегодня на селе протекают определенные процессы, связанные с активной миграцией населения трудоспособного возраста из села в город с одной стороны и точечное переселение из города в село, в том числе молодых семей с другой.. Наблюдаются также определенные структурные сдвиги среди сельских жителей – переход из одной категории субъектов хозяйствования в другую. Именно эти тенденции и определяют состояние и перспективы развития сельских территорий и непосредственно связаны с возможностью организации жизнедеятельности, массовой самозанятости и развитием предпринимательства в сельской местности.
Участники круглого стола уверены - чем больше будет решений, связанных со снижением административных барьеров и стимулированием предпринимательской активности как в сельскохозяйственной, так и не в сельскохозяйственной сфере на селе, развитием фермерства и кооперации, тем активнее будет протекать миграция из города в село, в то же время отток населения из сел в города замедлится. Перенаправление векторов миграции позволит развить сельскую инфраструктуру, в том числе за счет частно-государственного партнерства, фермеров, несельскохозяйственных бизнесов, что в совокупности с вышеизложенным сформирует новую систему пространственного развития территории страны и равномерного расселения граждан с обеспечением доходной занятости и самозанятости.
|
Фермерский сектор сегодня настоящая опора села. Именно благодаря фермерам решаются многие социальные вопросы, появляются инфраструктурные объекты и новые рабочие места. С 2012 года в рамках реализации грантовых программ ими было создано более 43 тыс. рабочих мест. Фермеры стали для села опорными, поскольку не только производят продукцию, но и обеспечивают доходную занятость личным подсобным хозяйствам, снабжают их кормами, ухаживают за общественными пастбищами. Фермеры берут на себя значительную социальную нагрузку и становятся реальным партнером государства по развитию сельских территорий.
Однако экономические условия для масштабного развития фермерства не созданы. По этой причине, ежегодно зарывается или переходит в ЛПХ большее количество хозяйств, чем создается новых. Для развития малого предринимательства на селе нужны доступ к земельным, земных ресурсам, средствам государственной поддержке, рынкам сбыта, а также снижение административных барьеров и проверок.
|
Сегодня только 10,7% фермеров имеют доступ к кредитам. А льготные кредиты получили в 2017 сегодня году порядка 2% фермеров на сумму 41,3 млрд. рублей или 6,3% от общего объема выданных льготных кредитов из расчета в рублях. Несвязанную поддержку на га подучает 11,9% фермеров, а на литр молока 1.3%. Сдерживающим фактором развития отрасли и фермерства продолжает оставаться нерешенность многих проблем в земельной сфере. КФХ испытывают серьезные трудности с хранением, переработкой и реализацией произведенной сельхозпродукции. Все это существенно тормозит развитие фермерского сектора, ведет к сокращению количества крестьянских (фермерских) хозяйств, не позволяет полноценно задействовать фермеров в пространственном развитии российских территорий.
Реализация потенциала фермерского сектора через доступ к рынку капитала, земельным ресурсам, государственной поддержке, повсеместное развитие кооперации – приоритетная государственная задача и главное условие устойчивого развития сельских территорий. С этой целью необходимо объединение усилий по совместной конструктивной работе Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и органов АПК регионов для создания базовых условий развития малого сектора аграрной экономики.
Одной из приоритетных задач, озвученных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 года является развертывание масштабной программы пространственного развития России, социальное, инфраструктурное развитие сельских территорий. В то же самое время Указ Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривает решение задач развития малого и среднего предпринимательства в стране, поддержки фермерства и сельхозкооперации.
Руководствуясь вышеизложенным участники круглого стола предлагают:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1.1. Включить устойчивое развитие сельских территорий в состав приоритетных целей Госпрограммы развития сельского хозяйства. Вернуть статус Федеральной программы подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» с сохранением ранее предусмотренного финансирования.
1.2. Выделить отдельной строкой долю на село во всех государственных программах пропорционально количеству жителей сельской местности.
1.3. Включить в критерии оценки глав субъектов РФ показатели характеризующие развитие сельских территорий. В частности речь идет о таких показателях как: освоение земель, занятость населения и создание рабочих мест, уровень доходов селян, количество субъектов малого предпринимательства на селе, динамика численности сельского населения.
1.4. На основе объективных данных обобщенных учеными перейти к новой социально ориентированной модели развития села, основанной на развитии кластеров на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
1.5. Организовать консультирования малых форм хозяйствования, а также граждан, желающих переехать в сельскую местность на базе организаций фермерского самоуправления и существующих информационно-консультационных центров с субсидированием стоимости консультационных услуг для конечного пользователя.
1.6. Ограничить функции центров сельхозконсультирования задачей информационно-консультационного обслуживания только малых форм хозяйствования.
1.7. Предусмотреть развитие сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации как института мелкого кредита. С этой целью включить сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы в состав получателей льготных кредитов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 875 от 24 июля 2017 г.), для последующего предоставления займов КФХ, СПоК и другим малых формам хозяйствования на селе.
1.8. Распространить программу дальневосточного га на всю территорию РФ.
1.9 Предусмотреть бесплатное обучение с/х профессиям за счет средств федерального бюджета при условии возвращения учащихся на работу в сельскую местность.
1.10. Перейти от принципа подушевого финансирования затрат, связанных с развитием села к новым стандартам. Запретить сокращение сельских школ, ФАПов, детских садов.
1.11 Обеспечить покрытие интернетом и мобильной связью 100% сельских поселений.
1.12 Снизить количество проверок со стороны надзорных органов КФХ, осуществлять проверки не чаще 1 раза в 3 года.
1.13 Проработать вопрос создания специальных фондов поддержки малого бизнеса в АПК – настроенного на инвестирование в микро предприятий сельского хозяйства.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
2.1. Ускорить принятие поправок в законодательство в части разрешения строительства жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих КФХ, для осуществления его деятельности.
2.2. Ограничить площади землевладений, находящихся в одних руках на праве собственности и других прав пользования, в размере не более 10% в пределах одного муниципального образования.
2.3. Предоставлять земельные участки крестьянским (фермерским) хозяйствам, в том числе начинающим фермерам без торгов.
2.4. Внести изменения в статью 346.43 Налогового кодекса РФ, в части распространения патентной системы налогообложения на все виды сельскохозяйственного производства.
2.5. Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в части поступления единого сельхозналога в бюджеты сельских поселений, а также 50% от НДФЛ.
3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
3.1. Разработать новые стандарты по развитию сельских территорий с учетом задачи пространственного расселения.
3.2. Выделить господдержку малых форм хозяйствования из единой субсидии в самостоятельное направление.
3.3. Разработать дополнительные меры поддержки субъектов малого предпринимательства на селе, в том числе стимулирующие объединение ЛПХ и КФХ в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также переход ЛПХ в КФХ
3.3. Включить в программу грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы.
3.4. Увеличить кратно финансирование мероприятий грантовой поддержки по начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам и развитию сельскохозяйственной кооперации.
3.5. Включить в перечень целевого использования инвестиционных кредитов приобретение земель сельхозназначения.
3.6. Предусмотреть меры государственной поддержки на развитие сельского туризма и создания не с/х сферы.
3.7. Предусмотреть приоритетным направление государственной поддержки на строительство убойных пунктов малой мощности, определить количественные задачи муниципалитетам по подготовке проектов.