№ п/п | Название орфограммы | Орфографический разбор |
Пропуск буквы, замена, перестановка букв в слове. | Напиши слово правильно, раздели на слоги, поставь знак ударения и укажи количество букв в слове. Делай так: з в о∕но′к, у ч е∕ни′к. | |
Прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения. | Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. Напиши предложение правильно, подчеркни прописную букву и точку. З автра мы поедем на экскурсию. | |
Прописная буква в именах собственных. | Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Выпиши слово правильно, подчеркни в них большую букву: Р оссия, Н аташа. | |
Гласные и, а, у, е, после шипящих ж ̶ ш, ч ̶ щ. | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще три слова на эту орфограмму. Делай так: малы ши, каранда ши, е жи, жи знь, чу до, ча до. | |
Правописание буквосочетаний чк, чн. | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще три слова на эту орфограмму. Мо щн ый, по чт а, бо рщ, до чк а, ре чк а. Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется: мо ст ик, гво зд и, е ст ь. | |
Перенос слов. | Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем для переноса. Слова переносятся по слогам: май - ка, ули - ца, ру - чьи, паль - то, ран - ний, объ-ёмный | |
Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова(словарные слова) | Написание этих слов нужно запомнить: в о кзал, кла сс, чу в ство. Придумай и запиши два ̶ три однокоренных слова. | |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Делай так: в о лна ́ - вОлны, х о л о дать – хОлод, холОдный. | |
Парные звонкие и глухие согласные. | Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: моро зы — моро з, яго да — яго д ка. Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными. | |
Мягкий знак ̶ обозначение мягкости согласных. | Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму. Делай так: Е ль, те нь, пе нь. | |
Мягкий знак в конце существительных после шипящих. | После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: ро жь (3 скл), гра ч, у ту ч (не 3 скл). | |
Разделительные Ь. | Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак и гласную, которая стоит после него. Напиши ещё два слова на эту орфограмму: сем ья, п ью. | |
Разделительные Ъ. | Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни разделительный твердый знак и гласную, которая стоит после него. Напиши ещё два слова на эту орфограмму: об ъя снение. | |
Двойные согласные (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб) | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса: гру пп а, ра сс каз, ко лл ектив, груп-па, рас-сказ, кол-лектив. | |
Двойные согласные нн, ссна стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса. | Выпиши слово правильно, выдели корень, подчеркни удвоенную согласную, обозначь приставку или суффикс по образцу: ра нн ий, дли нн ый. | |
Непроизносимые согласные в, д, л, т. | Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова: звёз д ный (звезда, звёздочка). | |
Правописание предлогов (в,у, к, на, за, при, по, под, с, про, для, из и др.) (пробел). | Выпиши слово и предлог. Поставь между ними вопрос и другое подходящее по смыслу слово. Предлог подчеркни: по дороге, по (какой?) дороге, по широкой дороге. | |
Правописание приставок. | Выпиши слово. Выдели приставку и корень, образуй ещё несколько однокоренных слов: увидеть ̶ завидеть. | |
Предложение. Предложения с союзами а, но, и. | Выпиши слова, между которыми стоит союз, подчеркни его. Придумай ещё два случая написания слов с союзами: ручка и карандаш; светит, но не греет. | |
Безударные гласные и согласные буквы в приставках. | Выпиши слово, выдели приставку, запиши ещё два слова с этой приставкой: п о шёл, п од прыгнул. | |
Сложные слова. | Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой: вод о воз, сам о лёт. | |
Гласные о, е(ё) после шипящих в корне слова. | Запиши правильно слово, подбери однокоренные слова: шёл ̶ шедший. | |
Безударные падежные окончания имён существительных (единственное число). | Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.). | |
Безударные падежные окончания имён прилагательных. | Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.). | |
Безударные личные окончания глаголов. | Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа: пишешь- писать, гл, 1 спр., (-е, -ут, -ют), ставит – ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, -ят). | |
Мягкий знак в конце глаголов 2 лице ед.ч. | Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола с этой орфограммой: пишешь, решаешь, читаешь (наст.вр., 2 л., ед.ч.) | |
Не с глаголами | Выпиши глагол с не. Запиши ещё два раза слово на это правило: не выучил, не знал. | |
–ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, определи время (форму) глагола: пытаться (что делать?) н.ф., учится (что делает?) наст. вр.. | |
Местоимение. Правописание местоимений с предлогом (пробел). | Выпиши из предложения местоимение с предлогом правильно. Запиши ещё два примера на эту орфограмму: с нами, за нами. | |
Правописание наречий. | Выпиши наречие, выдели орфограмму: (как?) весел о, (откуда?) издалека. |