Политика концентрированной экономики от А до Я.




Ленинград, апрель 2007. "За землю, за волю, за лучшую долю"

Баранов А. Ю.

И вечный бой, покой нам только сниться.

Зигмунд Фрейд констатировал: "Человечеству … пришлось пережить два ужасных удара науки по его наивному самолюбию. Первый, когда оно осознало, что Земля не центр Вселенной, а лишь пылинка в мировой системе невообразимых просторов …(Об этом на площади цветов в Риме нам напомнит вечный скорбный запах дымка от погребального костра Джордано Бруно да под пытками рождённая бессмертная фраза члена "Академии Рысьеглазых" Галилео Галилея: "А всё-таки ОНАвертится"). Второй, когда биологические науки отняли у человека привилегию специально созданного существа и низвергли его до уровня животных". (Об этой, по мнению господ сохранения невежества, "изрядной доле зверства, направленной против человечества" напомнит нам английская медаль, с ослиными ушами изображающая своего знаменитого соотечественника Дарвина.) Ныне наивное самолюбие человечества борется с третьим "ужасным" ударом экономических наук, лишившим его экзотики политической власти Антропоцентризма, построенной " на невероятнейших (4-1-93) предположениях, будто хозяйственные порядки общества могут созидаться или уничтожаться по воле какой-нибудь группы лиц – "интеллигенции" или "правительства ". " Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет" - тысячелетний итог экзотики такой " особой, стоящей над обществом, общественной власти " для содержания которой "нужны (4-25-363) налоги и государственные долги ", описан А.К. Толстым в труде "История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва ". Ленинизм, отвергнув анархию развития производства и желудочную политику гетеротрофов, определил экономическую формацию как " научную ( 4-2-203) формулировку ( единства ) условий хозяйства и жизни населения и признал равно учётную долю землепользования граждан за природную основу трудового, гражданского обществасамоуправления, саморазвития и гармонии производства с потреблением.

Для такого мощного удара науки потребовалась Социалистическая революция России.

За удачное практическое начало наступления на невежество, человечество возвело русского гения Ленина на пьедестал "Человека ХХ". Ибо он, не испугавшись того, что: "К науке ведёт не широкая военная дорога и только тот может рассчитывать достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась трудов, карабкается по её каменистым тропам" уже в 16 лет трижды с карандашом в руках проштудировал "Капитал" Маркса и, минуя заманчивые тупики "Утопического социализма", отвергая терроризм, ставший смертельной ловушкой для брата Александра, достиг таких неосвоенных высот науки, что: "Эпоху новую на свете открыл он именем своим". Его нить Ариадны - "Политика концентрированной экономики"- обозначила путь от теории науки к созиданию открытой им коммунистической эпохи. Она заставила родоначальника меньшевизма Аксельрода признаться: "Я почувствовал, что имею дело с человеком, который будет вождём Русской революции. Он был не только образованным марксистом, - таких было много, - но он знал, что он хочет делать и как это надо сделать."

Ещё Энгельс подметил: "Великая (4-21-37) основная мысль, что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются –эта великая основная мысль со времён Гегеля, до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто – нибудь станет оспаривать её в общем виде. Но одно дело признавать её на словах, другое дело – применять её в каждом отдельном случае и каждой данной области исследования". Знания материалиста, с его единством понимания, что и как делать, позволило Ленину освоить великую основную мысль для созидания человеческого общества, поднимающего его над иными социальными организациями природы, аналогично тому, как труд возвысил людей над миром животных. О бщества, способного дать "все экономические, политические и культурные средства для полного развития всех возможностей человека с тем, чтобы каждый ребёнок, который носит в себе гений Моцарта, мог стать им". Однако, как заметил Чернышевский, " в истории наук самое обыкновенное явление то, что у одного человека недостаёт силы и открыть принцип, и последовательно развить его". Вот и Ленин, с помощью электрификации выведший страну на экономические "условия хозяйства" социализма, не дожил до создания его социальной структуры. И вот уже почти 90 лет Россия, сделав экономический шаг в социализм, не может завершить свой социальный шаг в него и освоить созидание новой формации.

Наука созидания формаций.

Советский физик И. Л. Герловин в своей книге "Основы единой теории всех взаимодействий в веществе" заметил: "Человечеству на Земле, в критический для его судеб час, нужны не жрецы науки, выдающие истины в последней инстанции, а скромные труженики, обеспечивающие светом достаточной и верной в нашу эпоху истины, путь, по которому должна идти цивилизация". Ленину это удалось. Его стратегия построения Социализма была чётко, надёжно и материально обоснована. М. Горький об этом писал так: "И если бы туча ненависти к нему, туча лжи и клеветы вокруг его имени была бы ещё более густа – всё равно: нет сил которые могли бы затмить факел поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира ".

"Призрак бродит по Европе призрак коммунизма" – эта фраза манифеста оповестила мир о появлении научного критерия развития общества и указала на неизбежность конца капитализма. Это стало Ленинской точкой опоры для постановки человечества на осмысленный наукой путь развития общества. Он уточнил: "Критерий этот – развитие (4-2-241) производительных сил", выросших из простых (К- 5-1-120) элементов труда: " 1)целесообразная деятельность, или самый труд, 2) предмет, на который действует труд, 3) орудия, которыми он действует."

· "СТ"- сам труд или "целенаправленная деятельность человека" связанная с тратой биологической энергии его " мозга, мускулов, органов чувств и т.д."

* "СО" – среда обитания или потенциальная энергия предметов труда, ибо: "Земля (вода, атмосфера и космос) … существуют … как всеобщий предмет труда ".

· "ОТ" – орудия труда или затраты кинетической энергии, поставляемой "механическими, физическими, химическими (и прочими) свойствами тел".

Гений Ленина превратил историю развития этих производительных сил в алгоритм, состоящий из "ясных, точных и однозначных предписаний, указывающих, с чего нужно начать и что делать дальше шаг за шагом, пока задача не будет решена". В результате алгоритм превратился в " стратагему действий", названную "Политика концентрированной экономики".

При этом: "Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах (4-19-5) на историю и политику, сменились поразительно стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается вследствие роста производительных сил, другой более высокий, из крепостничества, например, вырастает капитализм". Капитализм сменяется социализмом, а социализм коммунизмом. Эта последовательность образует топологический ряд совершенства экономических формаций (рис 3), где каждая самостоятельная формация, повышая порог своей продуктивности, расширяет предельную вместимость мира человечества на планете "Земля" и ставит общество "перед новым сочетанием (4-30-480) пролетарских и непролетарских масс, социальных и классовых их интересов". Это новое сочетание "физиков" и "лириков" имеет уже чёткие демографические отличия. Ибо "физик", став обладателем более длинного левого уха, более крупной левой стопы, более развитого правого полушария и объёмного видения природы,стал вершиной генеалогического древа человечества и теснит "лирика" с его религией любви экзистенциализма и плоской формой мышления на тупиковую ветвь этого древа.

Каждый международный энергетический лик (МЭЛ), как один из шести ц елостных экономических процессов топологического ряда, обозначен двумя производственными процессами. Во-первых, символом общественного производства - Марксовымпроизводственным треугольником затрат (Мптз), отвечающим за создание потребительной стоимости и, во-вторых, ответственным за историческую форму обмена продукции производителей, денежным хозяйством, помеченным треугольником и его валютным кругом, размещённым внутри вписанного круга Мптз. Площадь Мптз, состоит из 3х форм меновой стоимости, определяющих характер производительных сил, как количественную возможность производства потребительной стоимости. Периметр же Мптз выступает показателем характера производственных отношений, отвечающих за качество этой потребительной стоимости. Производные окружности Мптз – рынки. Рынок специализации (дифференцации) производства или описанная окружность ограничивает потребительную стоимость общества. Рынок обобществления (интеграции) или вписанная окружность делит Мптз на производство средств потребления и, обозначенное вписанным кругом, производство средств производства.

МЭЛ общества при капитализме появляется лишь "на мировом рынке, которому (К-5-1-438) каждая отдельная страна противостоит как существенная часть целого," а средние "национальные" интенсивности, формируя мировые цены, создают "шкалу, единица измерения которой представляет собою единицу среднего мирового труда." Социализму же нужен МЭЛ общества, с тем, чтобы, во-первых, превратить опыт Америки, "развившейся (4-2-147) так колоссально на счёт того самого "внутреннего рынка", который, по теории романтиков, должен был сокращаться", в регулярную систему хозяйствования. А во-вторых, обозначить принцип программного самоуправления общества и возможность контроля за процессом его саморазвития.

Каждый высший уровень планетопользования человечества, представленный своей экономической формацией, обозначен тремя группами показателей. Первая группа определяет характер производительных сил и их (>) производственных отношений, свойственных истории развития общественного производства. Социальные показатели указывают на исторический уровень развития физических (Ф), эмоциональных (Э), умственных (У) нагрузок рабочей силы. А денежное хозяйство представлено историческим обликом рыночных отношений.

Топологический ряд проявил три эволюционные эпохи взаимодействия условий жизни человечества с природой, где каждая эпоха обозначена единством социальной структуры, двумя автономными формами МЭЛ, единой энергетикой, одинаковым уровнем развития производительной силы "СТ" и степенью достаточного физического развития рабочей силы " Ф".

Эпоха гетеротрофного, биоэнергетического природопользовани я, опирается на формации с процессом труда, где лидирует производительная сила " СТ" и физическая нагрузка рабочей силы человека. При этом порог продуктивности первобытной общественной технологии "Коллективная охота" обозначен величиной биоэнергетических возможностей человека, а его повышение в рабовладельческой общественной технологии "Половое разделение труда" достигается за счёт роста биоэнергетики домашних животных.

Первобытный строй: СТ > СО > ОТ + Ф > Э.>У + Т* ---- Т**

Рабовладельческий строй: СТ > ОТ > СО + Ф > У > Э + Т* - Т – Т**

Эп оха гетеротрофно-автотрофного, механоэнергетического природопользовани я

охватывает формации с процессом труда, где производительная сила " СТ" ифизическая нагузка рабочей силызанимают срединное положением. Здесь порог продуктивности общественной технологии феодализма - "Профессиональное разделение труда" определен возможностями механо-энергетики таких природных явлений, как сила ветра и движение воды. Увеличение порога продуктивности общественной технологии капитализма "Рудиментарное разделение труда" достигается возможностями энергетики пара.

Феодализм: СО > СТ > ОТ + Э > Ф > У + Т* - Д – Т**

Капитализм: ОТ > СТ > СО + У > Ф > Э + Д*- Т - Д**

Эпоха автотрофного, молекулярно-энергетического природопользования охватывает коммунистические формации с процессом труда, где производительная сила "СТ" и физическая нагрузка рабочей силы находятся на уровне "мини". Величина порога продуктивности общественной технологии социализма - "Многократная утилизация "- определена возможностями электроэнергетики. Увеличение порога продуктивности технологии коммунизма – "Безотходное производство" – обеспечит атомная энергетика,

Социализм: СО > ОТ > СТ + Э > У > Ф + Дж* -Д –Дж**

Коммунизм: ОТ > СО > СТ + У > Э > Ф + Дж* --- Дж**

Как и для всех экономических формаций, социализму с целью достижения форм единства "условий хозяйства и жизни населения" необходима модернизация денежного хозяйства. Денежное хозяйство социализма переходит на энергетическую форму денег и социалистические (Дж* - Д - Дж**) рыночные отношения. Теоретическая концепция этого процесса обозначена Марксом, который установил: "Только на мировом рынке деньги вполне развивают свою функцию товара, натуральная форма которого есть вместе с тем непосредственно общественная форма реализации общественного труда "In abstracto". Способ их существования (К-5-1-89) становится адекватным их понятию." На внутреннем же рынке: "Как мера стоимости и как масштаб цен деньги выполняют совершенно различные функции. Мерой (К-5-1-52) стоимости они являются как общественное воплощение труда, масштабом цен – как фиксированный вес металла", который и становится единицей измерения. "Здесь, как и при всяком измерении одноимённых величин, решающее значение имеет устойчивость единицы измерения". Золото такой устойчивостью не обладает. Замена золота на устойчивую, интернациональную единицу измерения работы и энергии, именуемую в системе "СИ" – "джоуль", устранит локальные метаморфозы внутренних денег и обеспечит их функциональное единство как меры стоимости, так и масштаба цен. Рубль, эквивалентный одному килоджоулю, обретёт статус мировых денег, превратит Россию в экономического лидера мира и обозначит конец эпохи капитализма.

Увы: "Гладко только на бумаге, а поедешь сплошь овраги".

Каторжный путь к светлому будущему.

Ленин отметил: "Мы (4-33-405) социализм протащили в повседневную жизнь и тут должны разобраться". "Дело вовсе теперь в России не в том, чтобы (4-25-345) изобретать новые реформы, чтобы задаваться "планами" каких либо "всеобъемлющих" преобразований. Ничего подобного. Так изображают дело – заведомо лживо изображают дело капиталисты, Потресовы, Плехановы, кричащие против "введения социализма", против "диктатуры пролетариата", и против"экспроприации экспроприаторов".

"Но (4-29-358) не в одном насилии сущность пролетарской диктатуры, и не главным образом в насилии. Главная сущность её в организованности и дисциплинированности передового отряда трудящихся, его авангарда, его единственного руководителя, пролетариата. Его цель создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех членов общества трудящимися, отнять почву у всякой эксплуатации человека человеком." Поэтому "мы должны понять, что без солидного философского обоснования (4-33-207) никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания." И, если это произойдёт, социализм останется, употребляя выражение Салтыкова-Щедрина, "не столько сражающимся, сколько сражаемым.". "Экономика капиталистического общества такова, что господствующей силой (4-29-338) может быть только капитал или свергающий его пролетариат. Иных сил нет в экономике этого общества ". Ленин поясняет: "Я пытаюсь дать ответ (4-14-312) на вопрос, какие конкретные шаги мы можем народу предлагать, не становясь в противоречие с нашими марксистскими убеждениями". Ибо: "В этой философии (4-14-312) марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи". "Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи (4-33-36) энтузиазма, рождённого великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчёте потрудитесь построить сначала прочные мостки ведущие в мелкокрестьянской стране через государственный капитализм к социализму; … Так сказала нам жизнь. Так сказал нам объективный ход развития революции." А коварная затея идеализма: "Построить (4-33-260) коммунистическое общество руками коммунистов, это ребячья, совершенно ребячья затея". Ибо социализм " есть построение централизованного хозяйства, хозяйства из центра, которое (4-28-377) может быть проведено только пролетариатом, который в этом духе воспитан фабрикой и жизнью, и только он в состоянии это сделать". Первым шагом пролетарского централизма был декрет от 14.09.1918г. о введении метрической системы мер в стране. За счёт эффекта унификации он повысил на 10 - 15% производительность труда в дышащей на ладан промышленности и дал рабочие места для технической интеллигенции. А передача "частной собственности на железные дороги, фабрики, землю и прочее (4-25-401) всей нации, всему обществу, разве это не будет централизм! разве это не будет самый последовательный, демократический централизм". Централизм, который позволяет " обеспечить абсолютную стройность (4-27-181) и единение в функционировании таких экономических предприятий, как почта, телеграф, железные дороги, прочие транспортные средства и … возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приёмов и средств движения к общей цели".

Социалистическая революция в России стала возможной, поскольку первая мировая война поставила человечество " перед выбором: или погибнуть или вручить свою судьбу (4-25-337) самому революционному классу для быстрейшего и радикальнейшего перехода к более высокому способу производства", называемому социалистическим. Возможность революции в России определялась скудностью "естественного богатства средств существования" и мощным наличием "естественного богатства (К 5-1-398 ) средств труда", т.е. природных ресурсов. Наука выяснила, что на: "Низших ступенях культуры (К 5-1-398 ) первый род, на высших второй род естественного богатства имеют решающее значение". К тому же, в России на лицо были такие явные признаки революционной "беременности", как зародыш новой социальной структуры общества - Советы, т.е. то "единственное, что могло бы (4-25-347) сделать дальнейшее развитие постоянным, мирным, спокойным, идущим вполне в уровень сознания и решения большинства, в уровень их собственного опыта" и континентальная (Евро-Азиатская) или социалистическая кооперация массовой силы труда. Но если "для всей Западной Европы – более того: для всего (4-20-369) цивилизованного мира - типичным, нормальным для капиталистического периода является" всего лишь национальное государство, то в России уже большой исторический период существует многонациональное государство и его трудовая общность. Общность, насчитывающая в своих рядах 130 -140 наций, устойчиво существует на огромной административной территории, с единым экономическим пространством, единым внутренним рынком и единой денежной единицей. Эта мощная, не имеющая аналогов в мире, достигшая размеров одной шестой части света, трудовая кооперация Руси, по сути своей, была той новой количественной формой экономического развития общества, которая требовала и нового качества управления и создания уникальной экономической формации "Социализм". Безусловно, "революция есть невероятно сложный и мучительный процесс умирания старого и рождения нового общественного строя, уклада жизни десятков миллионов людей". "Но если есть один шанс из ста, то (4-25-284) осуществление попытки такой возможности всё - таки стоило бы того, чтобы осуществить её". В России же шанс на революцию был не единственным, а тройным. Первый шанс был в том, что "международный империализм расколот на две группы хищников: англо-французов-американцев и германцев", и им, занятым междоусобной войной, дела нет до России. Второй шанс состоял в том, что имелось научное обоснование замены капитализма на социализм и выхода на уровень экономики, опирающейся скорее на умы людей, чем на природные ресурсы. Третьим шансом стала социальная ситуация внутри страны. Ибо: "Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться (4-26-4) не на заговор, не на партию, а на передовой класс. Это, во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъём народа. Это, во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный момент в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых, нерешительных друзей революции. Это в-третьих". И всё это в России было. Очевидно, что, имея тройной шанс вместо одного, остаётся лишь воспользоваться существующей ситуацией. "Лозунг: власть Советам, Земля крестьянам, мир народам, хлеб голодным. Победа обеспечена, и на девять десятых (4-26-115) шансы, что бескровно".

Россия чётко обозначила отход от капитализма как социальной организации "Людоедства в его образованных формах" с её анархией производства и иллюзиями правового равенства; с её технологией, расчленяющей живого человека на профессиональные рудименты, и спекулятивными виртуальными рыночными отношениями; с её голодающим искусственным "перенаселением" и его многоликой безработицей: текучей (промышленной), скрытой (сельскохозяйственной) и застойной (для надомных работников как города, так и села). Россия сознательно отвергала всё то, что породила историческая "миссия" капитализма и его специфическая социальная структура: "первая (4-2-137) состоит в развитии производительных сил общества (производство для производства); вторая - исключает утилизацию их массой населения".

Закреплённые в датах (7 и 8го ноября 1917го г.) свершения Социалистической революции, два международных приоритета России ("Электрификация всей страны" и "Республика Советов") "вытолкнули Советский Союз на позицию великой мировой державы в политическом, технологическом и военном отношениях", известив человечество как о начале отмирания государства, так и о начале созидания трудового гражданского общества. При этом электрификация не только энергетически установила социалистическое соотношение производительных сил в общественном производстве, но и, аннулировав безработицу и безграмотность населения, подняла на шкале уровня жизни "Принц и Нищий" отметку "Нищий" на уровень физиологической достаточности жизни. А к онституционное право на труд утвердило единственный, человеческий способ получения каждым гражданином его жизненных средств существования. Так Русь начала осваивать "эпоху (4-33-180) политического господства пролетариата, пришедшую на смену эпохе господства буржуазии ", реализовать свою производственную "миссию" - постижения гармонии между производством и потреблением и создавать свою социальную структуру, способную контролировать развитие производительных сил и работать в условиях равно учётного землепользования граждан. Это не миф, а реальная основа существования коммунистических формаций, где унаследованные от предков обобществлённые средства производства размещаются в общественном производстве в виде равно учётной доли землепользования каждого индивида, получаемой делением недр и территории страны на количество её народонаселения. Эта социальная мера не только " втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознания в какой-то (4-22-193) новый общественный порядок, переходящий от свободы конкуренции к полному обобществлению", но и превращает общественное производство капитализма в кооперативное хозяйство социализма, где, как заметил Энгельс, "капиталист вытесняется точно так же, как ткач, работающий на ручном станке". Его функция " владелец средств производства" становится достоянием коллективного капитала служащих и иждивенцев страны. Его, создающая личное благоденствие, экономика сбыта произведённой продукции в другие руки для получения выигрыша через обмен, становится экономикой потребления полученных энергетических ценностей народонаселением страны. Статистика (рис. 2) превратит условную, равно учётную долю землепользования граждан в капитал, реально используемый в общественном производстве в виде равно учётной доли природопользования. Пролетариат, размещая эту долю в общественном производстве, превращается в рабочий класс.. А при формировании бюджета общества на основе равно учётной доли природопользования, каждый гражданин, по праву рождения получит пожизненный, физиологически достаточный для жизни уровень дохода и право на уровень жизни "Принц", соответствующий трудоучастию индивида в развитии производительных сил, его профессиональному мастерству и природному таланту. Кроме того, эта равно учётная доля, превращая общественное производство социализма в коллективное хозяйство, лишает сторонников сохранения невежества возможности вновь "захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность".

"От капитализма (4-24-62) человечество может перейти непосредственно только к социализму, т.е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого". Однако " выражение "Советская социалистическая республика" означает решимость (4-32-309) осуществить переход к социализму, а вовсе не признание данных экономических порядков социалистическими". Ибо, даже совершив Социалистическую революцию, Россия осталась "позади (4-32-318) самого отсталого из западноевропейских государств по организации добропорядочного государственного капитализма, по высоте культуры, по степени подготовки к материально - производственному "введению" социализма". К тому же, история осудила Россию на одиночество. Наука установила, что пассионарные подъёмы Европы и России, необходимые для мировой революции, идеологически не совпадают. Ибо, унаследованная от Рима, идеология городской общины Е вропы активизируется при максимальном росте, свойственной капитализму, производительной силы "ОТ", а сельская община Руси пассионирует от максимального роста, возникающей при социализме, производительной силы "СО". Поэтому поддержка нашей революции крестьянством надёжна и закономерна. Нужно лишь грамотно ею пользоваться. а, мы увидим (4-27-79) международную мировую революцию, но пока это очень хорошая сказка, очень красивая сказка, - я вполне понимаю, что детям свойственно любить красивые сказки. Но я спрашиваю: серьёзному революционеру свойственно ли верить сказкам?". Но, "ученье свет, а не учёных тьма." И компромисс с теми, кто верит в мировую революцию, даёт нам дополнительный шанс на победу, которым не нужно пренебрегать.

Досадно и то, что история "нам не дала (4-27-106) той мирной обстановки, которая теоретически на известное время мыслилась и которая для нас желательна, которая позволила бы быстро перейти переходные ступени." После капитуляции Германии сразу 14 стран Антанты пытались перекрыть нам путь к социализму. Но, русская смекалка, превратив экономику в науку побеждать, открыла возможность разгрома интервенции. Джон Кейз в своей брошюре "Экономические последствия войны" опубликовал финансовые рейтинги стран-победительниц. Рейтинг США имел 19 миллиардов золотых рублей актива и нулевой пассив. США аннулировало свои долги Англии и, умело действуя как поставщик оружия, военного снаряжения и продовольствия нажилось на войне. Рейтинг Англии мог бы стать активным, если бы царский долг в 6 миллиардов золотых не увеличил её пассив до 14 миллиардов. Рейтинг Франции, насчитывая всего 3,5 миллиарда актива при 10,5 миллиардов в пассиве, изначально был отрицателен. Данные рейтинга указали, что денег для организации новых белогвардейских движений ни Англия, ни Франция не имеют. В этой ситуации, хотя Тухачевский и готовился к взятию Варшавы, его войска были отведены к Перекопу. Разбив Врангеля, Россия избавилась от интервенции не только Англии, Франции и их сателлитов – Греции, Турции и т. д., но и, покончив с белогвардейщиной в Европейской части страны, начала восстанавливать разваленное войной хозяйство. Польша же, при поддержке США, хотела втянуть Россию в затяжную войну. Но Красная армия, перейдя к оборонительной тактике ведения военных действий, заставила Польшу нести в три раза большие военные расходы атакующей стороны. В итоге Россия получила более выгодный мир с Польшей, чем ранее требовала этого сама. Выгода эта была лишь каплей в море хозяйственных нужд страны. Ибо: "В стране, которая разорена, первая задача – спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества (4-29-334) есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы всё спасём и восстановим". В России же после войны у рабочих и массы крестьян просто состояние изнеможения, близкое к невозможности работать. Так, что пришлось золотой фонд затратить не на восстановление хозяйства, не на приобретение средств производства, а на приобретение предметов потребления, и дать хотя бы небольшую экономическую передышку трудящемуся народу.

Колоссальность хозяйственного развала России можно представить себе по плачевному состоянию денежного хозяйства страны. Наличных денег не хватало. А печатный станок выдавал деньги царского образца, "думские деньги" и "керенки". Кроме того, в обращении было несколько десятков денежных суррогатов типа купонов государственных ценных бумаг времён первой мировой войны, билетов Государственного казначейства, облигаций "Займа свободы" 1917 года и т. д. К тому же, местные власти многих городов, испытывая острую нехватку наличных, выпускали свои деньги, объявляя их обязательными к приёму. Так в 1918 году Архангельское отделение Госбанка выпустило "моржовки" - деньги на простой бумаге с изображением моржей, северных пейзажей и белых медведей. А нарком финансов Якутии, Алексей Семёнов, приложив печать Наркомфина на разноцветные винные этикетки, оценил этикетку "Мадера" в 1р., на " Кагор" – 3р., "Портвейн" – 10 р., "Херес" – 25 р. Созданный же в январе 1918 года народный банк РСФСР, лишь в марте 1919 года смог выпустить примитивные бумажные "совзнаки" с государственным гербом достоинством 1, 2 и 3 рубля, положив начало замены кучи разношерстных денежных знаков прошлого на единую денежную единицу страны.

Одна из основных причин хозяйственного развала в стране – многочисленность Российских общественно-экономических укладов. Считая их "снизу до верху, они (4-32-272) оказываются следующими: первое патриархальное хозяйство, это когда крестьянское хозяйство работает только на себя или если находится в состоянии кочевом или полукочевом, а таких у нас сколько угодно; второе – мелкое товарное хозяйство, когда оно сбывает продукты на рынок; третье – капиталистическое, - это появление капиталистов, небольшого частнохозяйственного капитала; четвёртое – государственный капитализм, и пятое – социализм". Требование науки по вопросу многоукладности изложено Марксом чётко: "Правда, общество, раз оно попало на след естественного закона своего развития,… не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов" нового общества. А поскольку старых укладов много, а социалистический уклад просматривается всего лишь в достаточных для революции элементах, то развитие государственного капитализма в России позволяет не только сократить муки родов социализма, но и завершать ликвидацию старых укладов. При этом: "Национализация земли, будучи буржуазной мерой, означает наибольшую возможную и мыслимую в капиталистическом обществе свободу классовой борьбы и свободу землепользования от всех небуржуазных придатков. Кроме того (4-24-258) национализация земли, как отмена частной собственности на землю, означала бы на практике такой могучий удар частной собственности на все средства производства вообще, что партия пролетариата должна оказывать всякое содействие подобному преобразованию". Но пока Россия не достигла реальных хозяйственных высот развитого госкапитализма: "Мы (4-24-212) не можем стоять за то, чтобы социализм " вводить " – это было бы величайшей нелепостью. Мы должны социализм проповедовать". Электричество вместо лучины, трактор вместо лошади. Социализация госкапитализма - вот наша проповедь делом. При этом:" Надо учиться, добиваться того, чтобы государственный капитализм в пролетарском государстве (4-33-279) не мог и не смел выходить из рамок и условий, определённых ему пролетариатом, из условий, которые выгодны пролетариату". "Понять, что государство не только убеждает, но и (4-31-477) вознаграждает хороших работников лучшими условиями жизни, не трудно и, чтобы понять это, не нужно быть социалистом, и тут мы заранее обеспечены сочувствием беспартийных рабочих и крестьянских масс". Но: " Мы (4-31-274) должны всякий труд, как бы он ни был грязен и труден, построить так, чтобы каждый рабочий и крестьянин смотрел на себя так: я – часть великой армии свободного труда и сумею сам построить свою жизнь без помещиков и капиталистов, сумею сам установить коммунистический порядок". Известно: "Большинство населения в России – крестьяне, мелкие хозяева, которые (4-24-212) о социализме не могут и думать. Но что они могут сказать против того, чтобы в каждой деревне был банк, который дал бы им возможность улучшить хозяйство". "Наша обязанность и долг… самое отсталое производство, земледельческое, сельскохозяйственное (4-28-319) поставить на новые рельсы, чтобы его преобразовать и превратить земледелие из промысла, ведущегося бессознательно, по старинке, в промысел, который основан на науке и завоеваниях техники". Но в России есть крестьянин, а нужен сельскохозяйственный рабочий. Так что: "Смычки с крестьянской экономикой (4-33-240) той новой экономики, которую мы пытаемся создать, у нас не было". И всё значение НЭПа состояло в нахождении этой смычки, в кооперативном превращении крестьянина в наёмного, сельскохозяйственного рабочего. И тут: " Одно дело фантазирова <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: