Реформа правоохранительной системы




 

Реформа правоохранительной системы будет для нас одним из основных приоритетов. Ее конкретные детали станут результатом профессиональной общественной дискуссии. Однако общие цели, задачи и возможные механизмы этих реформ мы можем предложить уже сейчас.

Полиция, которой доверяют

 

Российская полиция из закрытой, раздутой, забюрократизированной структуры трансформируется в профессиональную службу со значительно сокращенным штатом, децентрализованную.

 

В нынешних условиях у МВД нет желания и резервов для самореформирования. Поэтому будет создана внешняя по отношению к полицейской иерархии, независимая структура общественного контроля, подотчетная парламенту. Она будет разрабатывать и следить за выполнением конкретных мер по реформе МВД, займется разработкой новых законов, контролем и отслеживанием общественной реакции на работу полиции.

 

Политическая оценка деятельности полиции и ее руководства будет зависеть главным образом о того, насколько граждане страны и регионов удовлетворены ее работой. Замеры общественного мнения для выявления реального уровня и структуры преступности будут проводиться независимыми исследовательскими компаниями по заказу структуры общественного контроля над полицией.

 

Будет проведена структурная реформа, целью которой будет, во-первых, сокращение аппарата управления, во-вторых, снятие с полиции излишних функций и полномочий, что также приведет к сокращению части ставших ненужными должностей. При этом перераспределение ресурсов и штатных единиц от управленческих должностей в пользу функциональных структур позволит восполнить их нехватку на низовом уровне. Еще одной целью структурной реформы станет разрушение сложившихся внутри подразделений неформальных связей, круговой поруки, препятствующей проникновению в коллективы правовых ценностей.

 

В ходе структурной реформы полиция будет лишена несвойственных ей функций. В частности, резко сократится ее влияние на экономические отношения. Полиция прекратит быть инструментом в конкурентной борьбе, для этого у нее будет отнята часть функций, связанных с выявлением экономических преступлений. После чего будет проведена дискуссия о целесообразности сохранения в структуре полиции отделов по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) как таковых. Это лишит почвы т.н. «силовое предпринимательство» и снизит силовое давление на бизнес. Подразделения вневедомственной охраны также будут выведены из МВД.

 

С оперативных сотрудников будут снята бюрократическая нагрузка, объем статистической отчетности будет снижен в разы. Вместо этой неэффективной системы контроля, подверженной значительным фальсификациям, эффективность работы службы будет контролироваться главным образом «на выходе» – по уровню удовлетворенности граждан.

 

Система ведомственных учебных заведений также будет реформирована. Полный цикл обучения будут проходить только студенты, получающие сугубо полицейские специальности. Институты и факультеты, дублирующие гражданские учебные заведения, будут закрыты либо преобразованы в полицейские школы, где обладатели необходимых полиции гражданских профессий будут проходить дополнительную подготовку для службы в правоохранительных органах.

 

Будет создана муниципальная милиция. Это будут органы охраны правопорядка с функциями профилактики правонарушений и охраны общественного порядка. Они будут в большей части финансироваться из местных бюджетов и подконтрольны гражданам через местные муниципалитеты. При этом функции борьбы с преступностью и расследования преступлений останутся в ведении федеральной полиции.

 

Муниципалитеты получат большую свободу выбора в вопросе функционирования местной милиции. Например, по их решению она может быть создана путем трансформации и переподчинения нынешних подразделений участковых уполномоченных и патрульно-постовой службы или подразделений вневедомственной охраны. Кроме того, они смогут привлекать для обеспечения охраны правопорядка на муниципальном уровне частные охранные предприятия на конкурсной основе и условиях госзаказа.

Справедливые и независимые суды

 

Результатом продолжения судебной реформы будет достигнута реальная независимость судебной системы от исполнительной власти. Суд станет в самом деле третьей ветвью власти. Судьи будут освобождены от бюрократической нагрузки, а также от внешнего влияния со стороны как судебной вертикали, так и силовых органов и исполнительной власти. Одновременно увеличение прозрачности деятельности судов и широкое участие в ней гражданского общества будут мотивировать судей принимать взвешенные, сознательные решения. Все вместе это позволит искоренить существующий обвинительный уклон в судебных решениях и укрепит доверие общества к объективности судебных решений, что является основой для соблюдения гражданского мира.

 

Независимость судебной системы в целом будет достигнута, во-первых, путем передачи кадровых решений о назначении судей от президента (а по сути – от чиновников его администрации) органам судейского сообщества. Мировые судьи и вовсе будут избираться прямым голосованием граждан на местном уровне. Во-вторых, путем достижения финансовой независимости. Судебная система получит возможность самостоятельно распоряжаться выделяемыми бюджетными средствами через судебный департамент – единый для всех ветвей судебной власти вспомогательный орган.

 

Независимость решений судей от судебной вертикали будет достигнута полной отменой института председателей судов, либо радикальным сокращением их влияния. Так, все хозяйственные функции, выполняемые сейчас председателями судов, будут переданы судебным департаментам; техническую организацию работы судов будет выполнять администратор суда, сам не являющийся судьей; работа квалификационной коллегии судей станет публичной и прозрачной. В случае сохранения института председателей судов они будут избираться самими судьями соответствующего суда, кроме того, возможно, на переходный период будет наложен запрет на участие председателей судов в органах судейского сообщества – советах судей и квалификационных коллегиях.

 

Будет проведена профессиональная и общественная дискуссия относительно мер, способных обеспечить независимость судей от органов прокуратуры. Так, на переходный период может быть введен запрет на назначение судьями выходцев из правоохранительной системы. Существующие судьи, вышедшие из следственных органов и органов внутренних дел и участвовавшие в уголовных процессах на стороне обвинения, могут быть на несколько лет отстранены от права рассмотрения уголовных дел.

 

Государственные обвинители будут лишены права обжаловать приговор суда в вышестоящей инстанции: это право останется только у потерпевшей стороны и подсудимого.

 

Судьи будут избавлены от избыточной бюрократической и функциональной нагрузки, что освободит их время и внимание для принятия продуманных, независимых решений. Это может быть достигнуто путем избавления судей от избыточных обязанностей, таких как, например, обязательное устное прочтение всего приговора. Кроме того, имеет смысл принуждать судью изготавливать мотивировочную часть решения только при желании одной из сторон. Количество рассматриваемых одним судьей дел сократится на порядок. Это будет достигнуто благодаря широкому внедрению альтернативных механизмов досудебного разрешения конфликтов, что приведет к снижению количества дел, доходящих до суда. Сократит число дел и реальная отмена «палочной» системы оценки в правоохранительных органах.

 

Одновременно деятельность судебной системы станет доступна для контроля со стороны гражданского общества. Также будет существенно расширено участие представителей гражданского общества в отправлении правосудия, в частности, будет вновь расширен список статей, по которым решение будет выноситься судами присяжных. Оценка деятельности судебной системы и ее высших должностных лиц будет зависеть от уровня доверия к ней со стороны общества. Для восстановления этого доверия судебная система должна будет очистить себя от судей, скомпрометировавших ее неправосудными решениями.

 

Важным шагом на пути к возвращению доверия к судам станет децентрализация судебной системы на основе дальнейшей специализации ее подсистем (в частности, будет отменено слияние Верховного и Высшего арбитражного судов), что приведет к более качественной работе судей.

 

Будет проведена гуманизация системы уголовного права. Основным принципом отправления правосудия станет восстановительный подход к нарушенным общественным отношениям, предусматривающий компенсацию нанесенного ущерба взамен карательных мер.

 

От исполнения наказаний к исправлению

 

Пенитенциарная система России будет не только и не столько исполнять наказания, сколько станет исправительной системой.

 

Система исполнения наказаний в России вместо того, чтобы стать местом исправления, стала фабрикой по производству преступников. В российских тюрьмах и зонах закоренелые преступники, осознанно совершившие тяжкие преступления, содержатся совместно с оступившимися впервые, скорее жертвами обстоятельств, нежели действовавшими во исполнение собственной преступной воли, а также с неправосудно осужденными гражданами. Это приводит к тому, что по окончании срока наказания из тюрем выходят люди с полностью сформированным криминальным сознанием.

 

Реформа пенитенциарной системы четко разделит первые две категории преступников, они будут содержаться раздельно и к ним будут применяться разные методы работы.

 

Целью работы с гражданами, выбравшими именно криминальную сферу своим основным жизненным путем, будет безопасность общества от проникновения преступности. А в условиях жесткой изоляции будут применяться прежде всего психолого-педагогические методики, трудотерапия и другие известные методы для лечения этой части граждан от криминальной зависимости. После освобождения к ним будет применена жесткая система наблюдательных мер, способствующих как ограждению граждан от преступности, так и подавлению криминальных наклонностей граждан, отбывших наказание.

 

Для осужденных, которые совершили нетяжкие преступление впервые, или ставших жертвой социальных обстоятельств, будет разработан и применен комплекс мер, направленных на устранение причин, повлекших преступные деяния. Здесь прежде всего будут применяться современные образовательные программы, программы подготовки и переквалификации кадров, владеющих современными профессиями. В работе с этой категорией осужденных особую роль играет их семья и близкий социальный круг – это будет максимально использовано при их исправлении.

 

Очевидно, что такой подход к исполнению наказаний и исправлению осужденных граждан требует отказа от силового подхода: сейчас сотрудники ФСИН являются сотрудниками внутренней службы, а не госслужащими. Система станет гражданской, и ее основу будут составлять педагоги, психологи и медики.

 

В силу своей специфики служба исполнения наказаний нуждается в постоянном контроле гражданского общества. В настоящее время специально отобранные и назначенные общественники и правозащитники играют серьезную негативную роль в системе, часто провоцируя конфликты и порождая коррупцию. Мы полностью откажемся от системы уполномоченных и назначенных представителей общественности. Любой гражданин России будет иметь право знать, что происходит в учреждениях системы, и лично убедиться в том, что права человека соблюдаются повсеместно в учреждениях системы исполнения наказаний и исправления преступников.

Экономическая политика

 

Партия будет придерживаться центристской позиции в экономической политике, избегая как абсолютизирования свободы рынка, приводящей к излишнему имущественному и социальному неравенству, так и всеобщей уравниловки, тормозящей экономический и социальный прогресс.

 

При этом сложившийся в последние годы курс на закрепощение и огосударствление экономики мы считаем тупиковым и неэффективным – удушая рыночные отношения, он не увеличивает социальные выгоды и гарантии обычных граждан, скорее способствуя обогащению отдельных лиц. Мы запустим обратный процесс: либерализацию экономики и восстановление социальных гарантий, в том объеме, который Россия может себе позволить без ущерба для экономического роста и конкурентоспособности.

 

Это будет сделано за счет ликвидации факторов, тормозящих развитие российской экономики. Мы уничтожим многоуровневую систему коррупции, снимем избыточное регулирование, усилим защиту прав собственности, создадим условия для выхода экономики из теневой зоны и оффшорных юрисдикций, а также будем способствовать развитию современной инфраструктуры. Постепенная ликвидация этих преград на пути экономического роста высвободит значительные резервы, которые приведут к серьезному повышению уровня жизни для подавляющего большинства россиян, позволят сделать социальную политику более эффективной, в то же время освобождая инициативу предпринимательского и творческого классов.

 

Мы откажемся от порочной практики финансовой государственной поддержки и налоговых льгот для отдельных, т.н. приоритетных отраслей, проектов или видов деятельности. Эта поддержка не решает реальных проблем, обычно поддерживая не столько работников, сколько владельцев предприятий, часто аффилированных с чиновниками.

 

Вместо этого государственная поддержка отдельных отраслей будет происходить за счет стимулирования профессиональной переориентации представителей невостребованных профессий, субсидирования их переобучения на более востребованные в современной экономике специальности. Государство будет поддерживать создание компетенций, которые позволят предприятиям этих отраслей стать конкурентоспособными. Это облегчит изменение структуры экономики и повысит ее эффективность.

 

Регулирование и роль государства в экономике

 

Избыточное регулирование и высокая доля государства в экономике являются огромным тормозом для экономического роста и повышения уровня жизни граждан России.

 

Мы обеспечим быструю отмену наиболее одиозных и бессмысленных правил в экономике и бюрократических процедур при предоставлении госуслуг гражданам отдельным органом власти. Существующие сегодня процедуры «оценки регулирующего воздействия» и обсуждения в рамках «Открытого правительства» не дают должного эффекта. Мы не только обеспечим более широкое обсуждение новых норм регулирования, но и инициируем пересмотр действующих. Во многих отраслях будет осуществлен постепенный переход на европейские нормы регулирования, приняты стандарты сертификации, принятые в Евросоюзе. Критерием успешности работы этого органа будет оценка условий регулирования со стороны бизнеса и граждан.

 

В настоящее время доля государственной и муниципальной собственности во владении предприятиями, недвижимостью и землей избыточна и управляется неэффективно. Мы будем постепенно снижать эту долю – для каждого актива, остающегося в государственной собственности, необходимо будет публичное обоснование. Одновременно мы наведем порядок в управлении государственной собственностью.

 

Одним из механизмов станет перевод государственных пакетов акций в крупных компаниях под управление особого пенсионного фонда, который будет добиваться повышения их стоимости, устранения коррупции и злоупотреблений и обеспечивать их постепенную приватизацию. Все денежные доходы от дивидендов госкомпаний и приватизации их пакетов пойдут на восполнение дефицита пенсионной системы. Управленческие и инвестиционные решения фонда будут приниматься открыто. В его наблюдательный совет войдут представители инвестиционного сообщества и гражданского общества.

Инфраструктура

 

Одна из важнейших задач государства – создание и развитие современной инфраструктуры. Благодаря хорошим макроэкономическим показателям Россия может себе позволить в обозримой перспективе выйти на европейский уровень инфраструктуры в области дорожной сети, аэропортов, другой транспортной инфраструктуры, а также ЖКХ. Это произойдет за счет устранения коррупционной составляющей, привлечения международного опыта, проведения открытых конкурсов, в том числе и с участием иностранных компаний, развития практики государственно-частного партнерства.

 

Налоговая политика

 

Мы предпримем налоговые и административные меры по снижению офшоризации и теневого сектора российской экономики. В то же время для компаний будет расширена возможность относить на себестоимость обоснованные расходы, будет упрощена налоговая отчетность.

 

Огромное имущественное расслоение представляет опасность для российского общества. При этом формально пропорциональная налоговая система фактически является регрессивной: чем богаче люди, тем меньшую долю своих доходов они отдают в виде налогов. Это происходит благодаря тому, что значительная часть экономической активности происходит в теневой области, с использованием обналичивания и офшорных схем.

 

Мы ограничим возможности ухода от налогов, введем справедливый налог на недвижимость и другое имущество, чтобы снизить регрессивность. Стандартные вычеты по НДФЛ будут увеличены до размера прожиточного минимума. Социальный налог станет пропорциональным, его ставка будет снижена до 25–30%.

 

При этом мы не поддерживаем идею введения прогрессивной ставки подоходного налога, поскольку это не восстановит социальную справедливость, а перенесет всю тяжесть налогового бремени на средний класс, подавляющую часть доходов которого составляют облагаемые подоходным налогом зарплаты.

 

 

Социальная политика

 

Пенсионная система

 

Уровень пенсионного обеспечения в России будет доведен до уровня развитых стран – соотношение средней пенсии и средней заработной платы по стране будет доведено до 40–45%.

 

В условиях демографического кризиса только накопительный принцип может обеспечить гражданам России стабильную, финансово устойчивую пенсионную систему. Переход к накопительной системе будет продолжен. При этом мы гарантируем, что накопительная система не приведет к появлению бедных пенсионеров – минимальная социальная пенсия обеспечит им спокойную старость.

 

При этом уже накопленные гражданами пенсионные средства, в том числе находящиеся под управлением государственных фондов, будут безусловной собственностью граждан и не смогут изыматься под какими бы то ни было предлогами.

 

Из-за того, что пенсионная система находится в процессе перехода от выплат из текущего бюджета к накопительной системе, работающие граждане сегодня несут на себе так называемое «двойное бремя»: обеспечивают выплаты нынешним пенсионерам и копят себе на пенсию. Эту проблему мы будем решать комплексно.

 

Будет создан специальный пенсионный фонд, в который будут переведены принадлежащие государству доли в крупных компаниях. Дивиденды и деньги от приватизации этих долей пойдут на восполнение дефицита пенсионной системы. Многие из нынешних пенсионеров так или иначе принимали участие в развитии государственных компаний, когда они были еще советскими предприятиями и организациями. Кроме всего прочего, будет еще и справедливо, если именно эти активы будут обеспечивать этому поколению стабильное пенсионное обеспечение.

 

Наполнение также будет происходить быстрее благодаря повышению доходности повышению доходности инвестиций средств в пенсионной системе за счет расширения набора инвестиционных инструментов.

 

Рост качества и продолжительности жизни неизбежно поставит Россию перед проблемой повышения пенсионного возраста. Если эту проблему откладывать, то такое повышение однажды окажется резким и болезненным. Чтобы смягчить негативные последствия от повышения пенсионного возраста, мы будем заранее планировать этот процесс, делая его плавным и постепенным, минимизируя социальные издержки. При этом повышение порога будет дифференцировано по возрастам, так что оно коснется главным образом тех, кто сейчас лишь начинает трудовую деятельность.

 

 

Социальная защита

 

Социальная защита будет адресной. Для этого мы считаем необходимым введение специального комплексного теста, который поможет определить реальную потребность людей в социальной помощи.

 

Усиление адресности выплат позволит увеличить также пособия для детей из бедных семей. Путем социальной помощи при экстремальной бедности станет реализация программы минимального гарантированного дохода для обеспечения выплат средств, необходимых для существования, и внедрение продуктовых талонов для лиц, находящихся в состоянии крайней бедности.

 

Мы создадим режим максимального благоприятствования для развития социального предпринимательства в сфере поддержки малообеспеченных граждан и инвалидов, обеспечим государственную поддержку данным некоммерческим организациям и осуществим строгий общественный и государственный контроль за системой социальной защиты нуждающихся слоев населения.

 

 

Здравоохранение

 

Российское здравоохранение должно стать гуманистической системой, важнейшим механизмом сохранения и приумножения человеческого капитала. Мы сосредоточим наши усилия на максимально полном обеспечении граждан бесплатной качественной общедоступной медицинской помощью.

 

Однако при этом неизбежно возникает проблема справедливого и рационального распределения ресурсов для наиболее эффективного их использования. Ее решение станет результатом широкого обсуждения в профессиональном сообществе.

 

Залогом эффективности системы здравоохранения станет развитие современных форм социально ответственного партнерства между учреждениями публичного здравоохранения и частным бизнесом с целью построения системы оказания качественной медицинской помощи. Станет реальностью конкуренция за государственное страховое финансирование между медицинскими организациями различных форм собственности. Мы будем содействовать развитию негосударственных лечебных учреждений как альтернативы бюджетному здравоохранению.

 

Основным критерием оценки эффективности службы лекарственного обеспечения станет ее бесперебойная деятельность, в том числе в том, что касается редких и обезболивающих лекарственных средств. Мы снимем административные барьеры в работе системы обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями и начнем процесс признания европейских стандартов, исключающий дополнительную сертификацию медицинской продукции в России.

 

Право контроля качества медицинской помощи, сертификации и лицензирования медицинской деятельности будет предоставлено профессиональным саморегулирующимся врачебным сообществам. Будут ликвидированы излишние административные барьеры в предоставлении права на медицинскую и фармацевтическую деятельность.

 

Мы будем реализовывать эффективные механизмы защиты, в том числе досудебной, прав пациентов. Права медицинских работников также будут защищены благодаря внедрению страхования их профессиональной ответственности, что позволит выплачивать пациентам компенсации материального и морального ущерба, возникшего в случае получения некачественной медицинской помощи.

 

Мы обеспечим полную прозрачность и открытость системы здравоохранения для общественного контроля. Будет налажен строгий публичный надзор за обоснованностью принимаемых решений относительно использования ресурсов здравоохранения, мониторинг уровня удовлетворенности пациентов медицинской помощью, оперативного рассмотрения жалоб пациентов и принятия мер на их основании. Возрастет роль профессиональных врачебных сообществ в процессе управления системой обеспечения здоровья граждан. К принятию решений по стратегическим направлениям развития российского здравоохранения будет привлекаться широкий круг общественных организаций.

 

 

Общее образование

 

Мы исходим из положения, что образование – стратегически важный институт, вокруг которого организуется комфортная для активной и продуктивной жизни среда.

 

Изменения образовательной системы, которые мы будем проводить, будут исходить из того факта, что традиционная модель образования, основанная на передаче опыта, изжила себя. Быстро меняющийся мир требует не столько «багажа знаний», сколько умения учиться, адаптироваться, познавать новое. Это не значит, что мы полностью откажемся от действующей традиционной модели – ее позитивные черты будут сохранены, наряду с введением новых акцентов и подходов и постепенной ликвидацией отживших компонентов.

 

Реформа образования будет поощрять все многообразие образовательных форм: лицейское и гимназическое, семейное образование, экстернат и пр., и сформирует несколько базовых образовательных траекторий. Образовательные программы и стандарты будут пересмотрены в соответствии с требованиями времени и психофизическими возможностями учеников, а учителя получат широкие возможности избирать наиболее подходящие, с их точки зрения, методики преподавания и учебники.

 

Система подготовки и переподготовки учительских кадров будет реформирована, учителя получат все необходимые навыки работы в современной школе, где вместе учатся самые разные дети. Мы создадим условия для вовлечения детей-инвалидов в общее образовательное пространство (инклюзивное образование). Школы коррекции и школы для детей с теми или иными особенностями развития останутся частью общей системы образования и не будут переданы министерству социальной защиты. Поликультурная среда станет нормой современной школы. Государство будет оказывать финансовую, организационную и методическую поддержку школам для перехода к социальным и образовательным стандартам нового уровня.

 

Мы подготовим и осуществим переход к 12-летней модели обучения (после отмены призывной армии), с полноценным профилем в старших классах. Характер и содержание образования каждой ступени будут подвергнуты ревизии на основании рекомендаций профессионального сообщества. Сохранив базовые принципы Единого экзамена, мы обеспечим правильную их реализацию, возобновим дискуссию о формате контрольно-измерительных материалов, повысим уровень информированности учеников и их родителей о содержании экзамена, его процедуре и перспективах экзаменуемых.

 

Мы повысим уровень финансовой привлекательности профессии учителя, обеспечив приток новых перспективных кадров и сохранения лучших старых кадров. Зарплата учителя будет формироваться на основе четких и понятных критериев, возможности манипулирования надбавками и премиями будут ликвидированы. Одновременно повысятся требования к профессионализму учителей, на основании широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон будут выработаны жесткие критерии контроля качества образования.

 

Бюрократическое давление на школы и учителей будет радикально сокращено. Массовые внеплановые проверки будут отменены, контроль будет осуществляться по результатам обучения (в исключительных случаях применяется принцип независимого аудита по заказу образовательных органов).

 

Мы разработаем гибкую шкалу финансирования, которая будет учитывать специфику конкретных школ. Успешные школы будут поощряться, проблемным школам будут выделяться средства под реализацию конкретных программ выхода из кризиса. Особое внимание будет уделяться финансированию сельских и малокомплектных школ.

 

Мы обеспечим родителям возможность следить за качеством предоставляемых образовательных услуг. Права и полномочия родительских комитетов будут расширены, они станут площадками для обмена мнениями между учителями и родителями, получат возможность участвовать в принятии решений, важных для жизни школы.

 

Новая школа будет обеспечена инфраструктурой, соответствующей поставленным целям и задачам: комфортными помещениями, пригодными для обучения детей с разными физическими возможностями, самыми современными информационными и компьютерными средствами, удобной столовой с качественным питанием, спортивными залами и открытыми площадками.

 

Новая система начального и среднего профессионального образования будет максимально ориентирована на потребности рынка, образовательные учреждения будут сближены с заинтересованными в профессиональных кадрах работодателями. В течение 3–5 лет программы и техническая база колледжей будут приведены в соответствие с требованиями этих работодателей. Они получат возможность формировать кадровый заказ. Квалификация преподавателей будет повышаться в соответствии с современными требованиями отрасли, будут созданы консультационно-методические центры, в которые будут привлекаться опытные педагоги для повышения профессиональной компетенции преподавателей образовательных учреждений, управленческий корпус пройдет переподготовку по хорошо зарекомендовавшим себя иностранным программам.

 

Высшее образование и наука

 

Россия не может развиваться без фундаментальной науки, являющейся как источником инноваций для экономики, так и важнейшим институтом для подготовки квалифицированных кадров и качественной экспертизы проектов. Фундаментальная наука оказывает огромное влияние на интеллектуальный и психологический климат в обществе. Проводящаяся в настоящее время реформа Академии наук является, с нашей точки зрения, попыткой ликвидации научного самоуправления, ставит ученых в подчинение назначаемых правительством некомпетентных администраторов. В конечном итоге она может привести к рейдерскому захвату учреждений Академии. Принципы реформы Академии должны быть радикально пересмотрены.

 

Мы будем добиваться сохранения и развития системы научного и университетского самоуправления. Ключевые административные и финансовые решения будут приниматься выборными учеными и попечительными советами. Сроки пребывания на административных должностях в университетах, институтах, научных фондах и экспертных советах будут ограничены. Необходимо искоренить имущественное неравенство, пронизавшего нашу систему высшего образования: заработок профессоров и доцентов должен быть сравним с заработком администраторов и руководящего состава вузов.

 

Несмотря на некоторый рост в последние годы, финансирование науки и образования остается недостаточным. Мы добьемся кратного увеличения расходов на науку и высшее образование, доведения его до уровня, типичного для развитых стран. Заработная плата российских ученых и преподавателей вузов станет достаточной для достойной комфортной жизни. Одновременно будут повышены требования к квалификации ученых и преподавателей и качеству их работы.

 

Мы – сторонники нулевой терпимости к коррупции в высшем образовании, в первую очередь, к взяткам при получении зачетов и экзаменов и неправомерному присуждению дипломов и ученых степеней. Уличенные в этом сотрудники должны безоговорочно увольняться и привлекаться к ответственности. Вузы, в которых коррупция приняла повальный характер, ждут жесткие санкции, вплоть до сокращения финансирования и реорганизации. Неправомерно присужденные ученые степени будут аннулированы.

 

Необходим комплекс мер по повышению качества высшего образования в России. Высшее образование должно находиться в более тесном контакте с научным и бизнес-сообществами. Необходимо стимулировать прямые контакты вузов с бизнесом, развитие новых специализированных программ, ориентированных под конкретные запросы работодателей. Мы приветствуем составление рейтингов вузов по разным показателям, широкое распространение среди абитуриентов информации о сравнительном качестве образования в различных вузах.

Мировой опыт показывает, что по-настоящему качественное высшее образование возможно только в вузах, где ведутся передовые научные исследования. Мы будем развивать систему научно-исследовательских вузов, имеющих достаточное финансирование и относительно низкие требования к аудиторной нагрузке преподавателей, что позволит преподавателям развивать собственную научную работу. Одновременно к преподаванию в вузах будут привлекаться ведущие ученые, работающие в научно-исследовательских институтах. Научно-исследовательские вузы будут подвергаться регулярному аудиту качества работы с привлечением международных экспертов.

 

Научные исследования будут финансироваться на конкурсной основе с привлечением международного опыта и с минимумом бюрократических формальностей. Заявки на гранты будут оцениваться по существу исследовательских программ, а не по формально-бюрократическим индикаторам. Операторами распределения такого финансирования станут, как правило, автономные научные фонды, такие как РФФИ, РГНФ и т.д. Следует развивать систему временных контрактов (прежде всего – аспирантов и постдоков), обеспеченных финансированием за счет средств, распределяемых по конкурсу. Необходимо упростить правила закупки научного оборудования и материалов по грантам, удешевить и ускорить таможенное оформление таких закупок.

 

Современная наука не знает государственных границ. Институты и вузы получат возможность финансировать поездки своих сотрудников за рубеж и приглашать иностранных коллег для работы в России. Иностранные ученые будут систематически привлекаться для конкурсной экспертизы научных проектов, экспертизы состояния науки и образования в России. Мы будем добиваться привлечения представителей диаспоры и молодых иностранных исследователей для работы в России. Получение виз и разрешений на работу в России для ученых – граждан иностранных государств будет радикально упрощено.

 

Общество

 

Права и свободы граждан России являются высшим приоритетом. Никакие ссылки на традиционные ценности не могут стать выше свободы человека выражать свое мнение, вести тот или иной образ жизни, исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой.

 

Все ограничения на свободу слова, собраний, ненасильственного выражения любых политических и религиозных убеждений будут сняты. Государство будет всячески содействовать реализации прав граждан на доступ к информации, ограничивая лишь доступ к явно перечисленным областям информации, составляющим государственную тайну, и к информации о частной жизни граждан.

 

Меньшинства, в том числе религиозные, политические, сексуальные, будут пользоваться такой же защитой, как и любые другие граждане.

 

Церковь будет отделена от государства, которое не станет оказывать предпочтение никакой религии, как и атеистическим взглядам. Оскорбление религиозных чувств не будет основанием для уголовного преследования.

 

СМИ и Интернет

 

Политика государства в области средств массовой информации будет направлена на содействие получению гражданами объективной и полной информации. Любые попытки цензуры в СМИ и в Интернете будут последовательно преследоваться по зак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: