Дополнительная образовательная программа
Школы будущего первоклассника
«Дошколёнок»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
Смирнова И.А.
педагог дополнительного
образования детей
г. Княгинино
2014 г
Оглавление:
1.Пояснительная записка.
2.Учебный план
3.Календарно-учебный график
4.Рабочие программы модулей
5. Оценочные материалы
6.Список литературы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Школа будущего первоклассника «Росток» | |
Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению | |
Основные разработчики программы | Смирнова Инна Анатольевна,учитель начальных классов, первая квалификационная программа | |
Основная цель программы | обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. | |
Задачи программы | 1. Создание развивающей среды. 2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры. 3. Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 4. Формирование опыта самопознания. | |
Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов | |
Основные направления программы | 1. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп; 2. Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта; 3. Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность. | |
Сроки реализации программы | Сентябрь-май 2014-2015 уч. год | |
Пользователи основных мероприятий программы | Дети 5-6 лет, которые готовятся поступить в 1 класс | |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
|
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
(В.А. Сухомлинский)
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 5 - 6 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования.
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
|
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
1..Создание развивающей среды.
2.Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
3.Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы концепция программы школы будущего первоклассника «Дошколёнок» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципы построения программы школы будущего первоклассника «Дошколёнок»:
1. Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
2. Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
3. Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
4. Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
5. Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
6. Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
7. Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
|
8. Принцип опоры на предшествующее развитие.
9. Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
2. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
3. Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
4. Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста, разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению, приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, будут способствовать решению данной проблемы.
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 25 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста (п.12.11 СанПин 2.4.1.2669-10 с изменение от 20.12.2010 г.), прерываемого динамической паузой 5 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 урока.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Дошколёнок»:
- группы формируются из детей 5-6 лет;
- продолжительность обучения составляет 144 занятия (сентябрь – май)
- наполняемость группы не более 25 человек;
- режим занятий: 2 раз в неделю (понедельник, четверг) – 2 занятия по 25 минут.
Ведущим методическим приёмом на уроке в «Школе будущего первоклассника» выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Учебный план
№ п/п | Наименование предмета | Наименование модулей | Периодичность занятий | Количество учебных часов в год |
«Буквоежка» | Ø Обучение грамоте Ø Подготовка руки к письму Ø Ознакомление с окружающим миром | 2 раза в неделю (интегрированно) | ||
«Рассчитайка» | Ø Обучение математике Ø Конструирование Ø Лепка | 2 раза в неделю (интегрированно) Всего |
Календарно-учебный график
2014-2015 уч. год | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||||||||||||||
недели | |||||||||||||||||||
1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29- | -4 | 6-11 | 13-18 | 20-25 | 27-31 | 3-8 | 10-15 | 17-22 | 24-29 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29-31 | |
часы | |||||||||||||||||||
2014-2015 уч. год | январь | февраль | март | |||||||||||
недели | ||||||||||||||
1-3 | 5-10 | 12-17 | 19-24 | 26-31 | 2-6 | 9-14 | 16-21 | 23-28 | 2-7 | 9-14 | 16-21 | 23-28 | ||
часы | п | п | ||||||||||||
2014-2015 уч. год | апрель | май | ||||||||
недели | ||||||||||
1-4 | 6-11 | 13-18 | 20-25 | 27-30 | 4-9 | 11-16 | 18-23 | |||
часы | ||||||||||
всего |
Курс «Буквоежка»(72 ч.)
Цель курса – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, то есть развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка.
Задачи обучения:
1)формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения; приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
2)развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
3)развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
4)развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
5)развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
6)обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка;
7)развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосо-четанием, предложением;
8)расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.