Женское религиозное образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии




В Уфимской губернии к 1 января 1914 г. всех мусульманских школ насчитывалось 1338, из них:

 

Старометодных Новометодных Всего
Мектебе Медресе Мектебе Медресе
         

 

Количество учащихся и учителей конфессиональных школ в Уфимской губернии на 1 января 1914 г.

 

Всего учащихся Из них Всего учителей Из них
мальчиков девочек мужчин женщин
           

 

В 1907 г. в Уфе возникает мусульманское благотворительное «дамское общество». Инициатива в организации этого общества принадлежала высшим кругам мусульманского общества [17].

Членами «дамского общества» являлись исключительно жены национальной буржуазии, купцов, дворян и духовенства. В задачи этого общества входило содействие образованию татаро-башкирских женщин, проживающих в Уфимской губернии и организация школдля воспитания и образования дочерей национальной буржуазии, купцов, дворян духовенства.

Общество приступило к организации женских учебных заведений в г. Уфе. Так в 1916 г. в Уфе общество имело 5 женских учебных заведений (мектебе) с 440 ученицами и 14 учительницами. Одна из этих школ имела характер учебного заведения среднего типа, где, наряду с вероучением и общеобразовательными предметами, преподавались педагогика и методика отдельных предметов. Ученицы этой школы проходили педагогическую практику в младших классах той же школы. Курс обучения был 8-летний. Окончившие школу направлялись в уезды в качестве мугаллимы татаро-башкирских школ, и они считались наиболее подготовленными учительницами в уезде.

Исключительно тяжелым было материальное положение учительницы (мугаллимы), которая жила в вечной нужде и нищете. Труд учительницы оплачивался ниже, чем учителя (мугаллим). В лучшем материальном положении находились учительницы, работающие в мектебе, содержавшегося на средства какого-нибудь купца, которые получали определенное, хотя и небольшое, жалование.

Иногда учительницы получали плату за обучение непосредственно от родителей учениц. В дореволюционных татарских газетах и журналах помещались многочисленные заметки о тяжелом положении учительниц мектебе. Так, например, одна из учительниц пишет, что, приступив к обучению девочек, она условилась с родителями получать с каждой девочки за учение по одному рублю за зиму. Но некоторые родители не внесли этой суммы, и учительница не знает к кому обращаться для разрешения этого вопроса [17].

Под влиянием растущих прогрессивных требований расширения и углубления образования среди татаро-башкирских женщин на территории Башкирии открываются «новометодные» женские мектебе. Открытие новых мектебе ставит вопрос о подготовке для этих школ кадров учительниц. Жены мулл и муэдзинов, не имеющие общеобразовательной и педагогической подготовки, уже не могли удовлетворить требованиям, предъявляемым новым мектебе.

В «новометодных» мектебе наряду с обучением религии, должны были даваться ученицам и знания по общеобразовательным предметам, но удовлетворить потребности реформированных мектебе в учительницах не было возможности, т.к. в Башкирии не существовало ни одной женской учительской школы [17].

Конфессиональные школы находились во введении мусульманского духовенства и в подготовке учительских кадров для этих школ ни земство, ни правительство не участвовало. Перед татаро-башкирским населением встал вопрос о подготовке необходимого контингента учительниц для женских мектебе. Этот вопрос горячо обсуждался на страницах газет, издаваемых на татарском языке. Уже в 1906 г. раздаются требования об открытии учительской школы для татаро-башкирских девушек. В статье «Дарлмугаллимат», опубликованной в газете «Вакыт» говорится: «Развитие всякой нации, прежде всего, зависит от воспитания женщины. Однако, несмотря на миллионное мусульманское женское население в России до сих пор нет ни одного более или менее правильно организованного женского мектебе. Нет ни одной учительницы, имеющей педагогическое образование, нет ни одной книги или учебника для мусульманских девушек. Когда же будут изучать родной язык, литературу. Кроме уроков религии необходимо изучать историю, географию, математику, гигиену, рукоделие и вопросы домашнего хозяйства. В настоящее время первая наша задача – подготовить учительниц, а для этого открыть «Дарлмугаллимат» (женскую учительскую школу).

В 1911 г. вопрос об открытии такой школы был поднят на съезде представителей мусульманских обществ, созванном в г. Уфе, по случаю празднования 50-летнего юбилея Оренбургского муфтия Султанова. Делегаты съезда в мае 1911 г. единогласно приняли предложение об учреждении в г. Уфе, с разрешения правительства, двух учительских институтов – мужского и женского. Предполагалось, что успешно окончившие курс этих институтов будут допускаться к преподаванию в мектебе и медресе [17].

Решение съезда представителей мусульманских обществ было поддержано уфимской губернской земской управой, которая возбудила ходатайство об открытии в Уфе мужской и женской учительских семинарий для татар. Но МНП отклонило это ходатайство. Несмотря на повторные ходатайства земского собрания, вопрос об открытии учительских семинарий так и не был решен, а потребность в учителях и учительницах с каждым годом все возрастала.

Для подготовки учительниц в эти школы в городах были созданы частные краткосрочные женские педагогические курсы. Такие курсы были позднее учреждены и в некоторых уездах Уфимской губернии, например, в Белебее и Бирске.

В программу курсов кроме религиозных предметов входили педагогические и общеобразовательные предметы: родной язык, литература, математика, история, география, естествознание и методика этих предметов, а также рукоделие.

Необходимо отметить заботу, проявленную Уфимским губернским земством о подготовке педагогических кадров из женщин татарок и башкирок для женских мектебе и медресе. Так, в 1915 г. в Уфе при содействии губернского земства были открыты 2-хмесячные женские педагогические курсы для учительниц мектебе. По окончании этих курсов и сдачи экзаменов из 84 слушательниц курсов 55 получали свидетельства об окончании [17].

В 1916 г. летом снова были организованы курсы на 137 человек. По уровню своей подготовки слушательницы курсов были распределены на 3 группы.

Помимо этих курсов в Уфе по инициативе учительниц женского медресе были открыты еще курсы. Такие курсы существовали и в других городах, например, в Оренбурге. Но эти краткосрочные педагогические курсы не давали желательных результатов. Большой популярностью в деле подготовки татаро-башкирских учительниц пользовалась женская учительская семинария, открытая в 1915 г. в г. Троицке [17].

В 1916 г. была организована женская учительская семинария в г. Уфе. Перед этой школой (семинарией) была поставлена задача – воспитывать и дать образование девушкам подготовить из них учительниц для начальных женских мектебе. Срок обучения в этой школе (медресе) был определен в 5 лет. Первый класс – приготовительный, второй, третий, четвертый считались основными. Пятый класс педагогический (для подготовки учительниц женских мектебе).

В приготовительный и в первый класс принимались девочки не моложе 13 лет. Поступающие в приготовительный класс должны были иметь знания в объеме программы начального мектебе и подвергались экзаменам. Помимо вероучения, родного языка, арабского языка и арифметики необходимо было сдать экзамен и по русскому языку (уметь читать, писать и рассказывать) [17].

В приготовительном классе изучалось вероучение, родной язык, арифметика, география, естествознание, русский язык. В основных классах преподавались религия, арабский язык, татарский язык и литература, русский язык и литература, математика, физика, химия, естествознание, история, черчения, рисование, пение, музыка и рукоделие.

В педагогическом классе изучались педагогика, психология, гигиена и методика всех предметов параллельно с прохождением годичной практики в начальных мектебе.

В приготовительный класс было принято 20 девочек, в основной – 42. При школе был организовать пансион на 20 девочек.

После утверждения устава этой школы, она будет называться женской «учительской школой «Дарлмугаллимат».

Из-за отсутствия подготовленных учительниц, преподавателями этой учительской школы было назначены мужчины, за исключением учительницы русского языка и литературы [17].

Татарская женская учительская школа содержалась на пожертвования мусульманских обществ, оренбургского муфтията и крупных уфимских купцов.

По сообщению газеты «Уфимская жизнь» от 28 ноября 1917 г. в начале 1917-1918 учебного года в Уфимской женской учительской семинарии обучались 179 девочек, из них 72 из городских, 84 из сельских местностей Уфимской губернии. Школа имела 9 учителей и директора [17].

Из 179 учениц 100 учениц обучались за свой счет, платили за обучение по 35 рублей в год, остальные 79 девочек обучались на счет общественных средств (за счет дамского общества, отдельных купцов и т.д.).

Газета «Уфимская жизнь» отмечает интересный факт: в 1916-1917 учебном году все расходы по содержанию женской семинарии принял на себя торговый дом Усмановых и К. Но вскоре Усмановы отказались содержать полностью семинарию, мотивируя это сильным увеличением расходов по семинарии и обещались жертвовать определенную сумму на её содержание и предоставить ей бесплатную квартиру.

Уфимская женская учительская семинария, открытая только в 1916 г., до Октябрьской революции не могла иметь большого значения в деле подготовки учительниц для мусульманских женских школ, так как первый выпуск состоялся лишь в 1921 году.

Женская учительская семинария была реорганизована и переименована в Уфимские женские педагогические курсы [17].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: