Деятель искусства Вячеслав Иванович Иванов
Предмет
История
Автор
Завальнов Василий, ученик 9 «а» класса
Рыбинск
2022 год
Вячеслав Иванов, 1910 год
Биография:ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ
(28.02.1866 - 16.07.1949)
Поэт-символист, мыслитель, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук и один из идейных вдохновителей «серебряного века» Вячеслав Иванович Иванов родился 28 февраля 1866 года в Москве в собственном домике своих родителей. Его отец, служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 году; мать, Александра Дмитриевна Преображенская, была дочерью сенатского чиновника. Отец - мелкий служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 г. Мать была дочерью сенатского чиновника; она с детства привила сыну патриархальную веру в Бога и любовь к поэзии.
В 9 лет Иванов поступил в 1-ю московскую классическую гимназию. Воспринятая от матери (внучки сельского священника, женщины религиозно-мечтательной и придерживающейся представления о строгом воспитании детей) напряжённая детская вера закончилась в пятнадцать лет духовным срывом: Иванов теряет веру и даже двумя годами спустя пытается отравиться.
В 1-й московской гимназии, которую Иванов закончил с золотой медалью (1875-1884), продолжали формироваться его характер и гуманитарные склонности. Двенадцатилетним гимназистом он по собственной инициативе начинает заниматься древнегреческим языком. Впоследствии он свободно будет владеть многими европейскими языками, в т.ч. немецким, французским и итальянским
По окончании гимназии в 1884 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. На втором курсе его, как многообещающего студента, направили для продолжения образования в Германию, куда он и переезжает вместе с женой (в 1886 он женился на сестре гимназического друга Дарье Михайловне Дмитриевской).
Научной карьере Иванова-историка, сполна вооружённого всем арсеналом «фаустовской» университетской премудрости (в Берлине Иванов открыл для себя Гёте, Шопенгауэра, Р. Вагнера, немецких мистиков, а также Хомякова и Вл. Соловьёва), помешал ряд обстоятельств. Его интересы всё больше смещались в сторону античной филологии, большей частью благодаря стремительно входившему в начале 1890-х годов в интеллектуальную моду Ф. Ницше.
В творчестве Вячеслава Иванова, русского поэта-символиста, одного из идейных вдохновителей «Серебряного века», огромную роль сыграло его обучение в Германии. В Берлинском университете, занимается филологией, историей и философией. Для него открылась совершенно новая философия и поэзия.
В Германии он знакомится с Лидией Зиновьевой-Аннибал, которая становится его супругой и единомышленницей. Вместе они путешествуют по Европе. Именно в этот период Иванов открывает для себя древнегреческую культуру. Дионисийский культ станет отправной точкой его творческой концепции.
В 1903 году была издана первая книга стихов Иванова - «Кормчие звезды». Эта книга стала новой главой в развитии русского символизма и с восторгом была принята критиками.
В 1905 году он вернулся в Россию. Его дом в Петербурге, известный как Башня, стал салоном младосимволистов, в него были вхожи Блок, Бердяев, Мережковский, Гиппиус и многие другие поэты и философы.
Сначала осени "башенные" среды Иванова становятся одним из наиболее известных литературных салонов российской столицы. Собрания на "башне" были прекращены осенью 1909 г., когда заседания "Поэтической академии", преобразованной в "Общество ревнителей художественного слова", были перенесены в редакцию "Аполлона".
В первое десятилетие нового века Иванов принимает активное участие в работе Петербургского религиозно-философского общества, сотрудничает в журналах "Весы", "Золотое руно", "Труды и дни", "Русская мысль" и др. В 1910-1911 гг. преподает историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах.
Едва ли не большую славу Иванову, не как поэту, а как одному из главных теоретиков русского религиозного символизма, принесли сборники его разнообразных статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры: "По звездам" (1909), "Борозды и межи" (1916), "Родное и вселенское" (1917); сюда же примыкает и "Переписка из двух углов" (1921).
Иванов переходит к размышлениям о религиозно-мистической судьбе человечества, мировой истории и России ("Человек", 1915?1919). В поэме "Младенчество" (1913?1918; Пбг., 1918) поэт через житейскую мудрость вновь возвращается к блаженным годам своего детства. Стихотворный цикл "Песни смутного времени" (1918) отразил неприятие Ивановым внерелигиозного характера русской революции. В 1919 г. он издает трагедию "Прометей", а в 1923 г. заканчивает музыкальную трагикомедию "Любовь - Мираж".
В 1918 году Иванов поступил на советскую службу и заведовал историко-театральной секцией ТЕО (театрального отдела Наркомпроса), а также работал в «охране памятников искусства». Во времена голода и холодных зим 1918-1919 годов начались туберкулёзный процесс и атония кишечника у жены поэта, воспаление лёгких у сына. В июне 1920-го Иванов получил направление провести шесть недель в «санатории» для «переутомлённых работников умственного труда», где он делил комнату с М. О. Гершензоном. Так и появилась на свет «Переписка из двух углов».
8 августа 1920-го умерла жена Иванова, которой за два дня до этого исполнилось тридцать лет. В августе ему пришлось отбыть вместе с детьми в Кисловодск, откуда он чуть позже попадает в Баку, где становится ординарным профессором классической филологии в только что основанном университете. На берегах Каспия им была защищена докторская диссертация (1921) и издана в конечном итоге книга о Дионисе («Дионис и прадионисийство», 1923).
После смерти жены он увлекся мистикой и теософией. Поэт даже утверждал, что покойная жена явилась ему и просила жениться на её дочери от первого брака. Так он и поступил – его женой стала его падчерица Вера Шварсалон.
В конце жизни он оставил поэзию и занимался переводами Сафо, Алкея, Эсхила и Петрарки. После революции Иванов сконцентрировался на своей академической работе и закончил трактат о Дионисийстве.Правительство не позволяло ему путешествовать, и он занялся преподаванием классической филологии в университете Баку. Из Азербайджана он уехал в Италию, обосновался в Риме и принял католицизм.
В. И. Иванов до 1943 г. преподаёт церковнославянский язык в Папском восточном институте и папской коллегии «Руссикум», читает лекции по русской литературе, в частности, по Достоевскому. В 1941-45 принимал участие в работе Литургической комиссии, по заказу КонгрегацииВосточных церквей Ватикана составил введение и примечания к Деяниям и Посланиям Апостолов, а также к Откровению св. Иоанна, в 1948—1949 — введение и примечания к Псалтири.
Итогом размышлений Иванова о судьбах России стала объёмная «Повесть о Светомире царевиче», написанная оригинальной ритмической прозой и стилизованная под византийские повести. В процессе мифотворчества повесть разрослась в целую эпопею, «русскую Илиаду», где излагается «альтернативная, реально не имевшая места история России (и отчасти Византии)» до Ледяного похода и сталинских лагерей включительно.
Иванов работал над «Повестью» с 1928 года, чеканя каждую фразу, и на смертном одре завещал Ольге Дешарт закончить свой труд на основании оставленных им заметок. Умер он в Риме в возрасте 83 лет.
Его последними сборниками стихов были «Римские Сонеты» (1924) и «Римский Дневник» (1944).Умер Вячеслав Иванович Иванов в Риме 16 июля 1949 года.
Достижения Иванова Вячеслава Ивановича и их важность.
Он создал свою оригинальную версию русского символизма, в которой ратовал за возвращение русской культуры к духовным
основам христианства и за творческое переосмысление и
воссоздание художественных архетипов (часто повторяющихся образов, сюжетов, мотивов в фольклорных и литературных произведениях Античности, Средневековья и Возрождения).
Истоки поэзии Иванова – в религиозномистических исканиях «соборности», под которой понималось преодоление людской
разобщённости, буржуазного индивидуализма эпохи; в утопических
надеждах на некое обновление религии, на новую эру в судьбах мира и человечества, когда восторжествует «синтетическое»,
«всенародное» искусство и красота.
Иванов укрепляется в идее единства и единственности, он полагает значимой мысль о христианском монотеизме, считая, что бог один и для православных, и для католиков. Поэт добивается беспрецедентного решения: Папа позволяет ему перейти в католичество, не отказываясь от православных обетов.
Мне показалось, что Вячеслав Иванов хотел многому научить своих современников. И у него это отлично получалось. Несмотря, на поздний возраст, в котором он пришел к символизму, люди обожали его. Они поддерживали его точку зрения, мысли и многих он и попросту вдохновлял. Многие знаменитые писатели и художники XX века, которых мы знаем, по сей день, большинство из них были знакомы с Вячеславом. И если бы можно было узнать, что он за человек и что он сделал для них, то все скажут одно, что он был замечательным человеком, которому они благодарны.
Говоря о серебряном веке, нельзя не сказать о башне, которая повлияла на современников и стала центром литературного Петербурга.Лидирующей роли Иванова способствовали собрания, которые он устраивал в своей знаменитой "башне".
В частности, именно во время собраний в "башне" удалось объединить реалистов и символистов вокруг идеи создания театра, выдвигавшейся Мейерхольдом, который хотел соединить теории Иванова о возрождении роли греческого хора и идеи М. Горького о народном уличном театре.
Для дионисийской религии Иванов считал принципиальным «мистический оргиастический ритуал, вселяющий ужас». Религия Диониса была для В. Иванова не древним мифом, а живым движением – ведь он сам стал свидетелем того, как отгремели революции, прошли Первая мировая и гражданская война.
Поэт, по утверждению Иванова, –«религиозный устроитель жизни», а религия – «чувствование связи всего сущего и
смысла всяческой жизни».
Иванов стремится к соборности, к соединению отдельной личности с коллективом: «Поэт – не уединенный мечтатель, а учитель, голос народа».
Социально-политический подход к истории и обществу В. Ивановым, как и другими символистами, отвергался
Философское общество при Санкт-Петербургском Императорс-ком университетебыло организовано в 1897 г. При участии Владимира Сергеевича Соловьева и Марии Васильевны Безобразовой.Вячеслав Иванов был причастен к созданию
Секции по изучению вопросов истории, философии и мистики христианства, причём сам выбирал обсуждаемые проблемы и направлял стратегию и тактику обсуждений.
«Повесть о Светомире царевиче» -последнее крупное произве-
дение Вячеслава Иванова, написано в период итальянской эмигра-ции (1928—1949). Сохранившиеся первичные наброски «комедии» о Светомире относятся к 1894г, систематическая разработка замысла велась и в 1900-е годы.
Главный мотив «Повести о Светомире царевиче» – "благодат-ное действие для простого глаза невидимого рая на земле". Это опыт "стихопрозы", архаичный по языку, хотя, по словам Лидии Ивановой, никакого специального "архаизаторства" в нем поэт не предпринимал, говоря "на языке своего младенчества". Когда он сам читал эту повесть вслух, в его устах она звучала совершенно естественно. Повесть так и осталась незаконченной.
Автор работал над «Повестью…» до самой кончины в 1949 году
— всего около 55 лет.
«Вячеслав Иванов поверил в мистическое будущее именно России, или —вернее сказать — не России, а мира, преображённого русским ощущением святости.
Перестав оглядываться на античное прошлое, на европейское
средневековье, на Возрождение, он увидел, когда захотел заглянуть далеко в будущее, над землёй русское солнце — русское, хоть и ставшее вселенским.
Я разумею «Повесть о Светомире-царевиче», писал С.К. Маковский
Согласно теории Иванова символизм должен был стать всенародным искусством по образцу античной и средневековой Византии, для чего прежде вобрать в себя всю мировую культуру.
В стихах Вяча Иванова поднимаются высокие вечные темы, всегда волновавшие поэтов и их читателей: смерть и возрождение, отчаяние и надежда. Стихотворения не динамичны, а скорее производят впечатление чего-то статичного, величавого и тяжелого.
Природу описывали и воспевали многие писатели, но даже это В. Иванов делает по-своему. В своих произведениях он упоминает не деревья, не травы, не водоемы, а скорее неживую часть окружающего мира – груды раскиданных камней, сверкающие на солнце кристаллы и расплавленные металлы.
Несмотря на этот аспект, творчество В. Иванова в целом удивительно целостно и гармонично, а главными темами являются торжество и любовь, которая способна преодолеть смерть. Поэт часто использует греческие слова – это традиция древнего церковнославянского языка, что подчеркивает величественность и изысканность стихотворений.
Вывод.
Вячеслав Иванов был поэтом, философом, учёным, педагогом, публицистом, критиком и переводчиком, одним из ведущих представителей русского символизма и в целом ключевой фигурой «Серебряного века».
Творческое наследие Иванова обширно, это и поэтические сборники, и публицистика, и переводы, и философские эссе, и литературоведческие работы.
Мыслитель создал своеобразный мифологический и необычайно богатый поэтический мир, в котором отразилось его увлечение античной и средневековой культурой. Он стал идеологом и вдохновителем символизма, оставившего неизгладимый след в русском искусстве.
Русский ум (Иванов В.И.)
Своеначальный, жадный ум,—
Как пламень, русский ум опасен
Так он неудержим, так ясен,
Так весел он — и так угрюм.
Подобный стрелке неуклонной,
Он видит полюс в зыбь и муть,
Он в жизнь от грезы отвлеченной
Пугливой воле кажет путь.
Как чрез туманы взор орлиный
Обслеживает прах долины,
Он здраво мыслит о земле,
В мистической купаясь мгле.
Источники:
1.Демиденко Ю. Б. Художники на Башне // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. — СПб.: Филологич. ф-т СПбГУ, 2006, с. 212—219
2.Вячеслав Иванович Иванов — биография на сайте «Серебряного века силуэт…»
3.Вячеслав Иванович Иванов — Стихи
Дом № 1 по Тверской улице Санкт-Петербурга, где в квартире Иванова собирались младосимволисты и будущие акмеисты