II. Формирование новых знаний.




Биогеоценозы. Взаимоотношения. Ход урока

I. Организационный момент.

Введение.

· В природе каждый живой организм живет не изолированно. Его окружают множество других представителей живой природы. Все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биологических факторов.

· Как экологи называют группы, которые состоят из разных животных, растений, грибов, бактерий, живущих в одном месте. Например, в лесу, на лугу или в болоте? (биоценоз)

II. Формирование новых знаний.

Все связи между организмами можно поделить на 4 группы: трофические, топические, фабрические, форические,. Составим схему и приведем примеры каждого типа связей в тетради (Приложение 1).

Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь? (Экология.)

 

Трофические связи - одни представители биоценоза служат пищей для других. Именно трофические связи между организмами осуществляют передачу энергии в биоценозе.

Вопросы к учащимся:

Объясните принцип построения пищевых цепей. (По схеме на доске).

Проверить знание терминов

  • продуценты,
  • консументы I,II, III порядка,
  • редуценты.

На примере любой цепи питания показать место продуцентов, консументов и редуцентов

Трофический (пищевой) уровень — совокупность организмов, объединяемых типом питания. Представление о трофическом уровне позволяет понять динамику потока энергии в экосистеме.

1. первый трофический уровень всегда занимают продуценты (растения),

2. второй — консументы I порядка (растительноядные животные),

3. третий — консументы II порядка — хищники, питающиеся растительноядными животными),

4. четвертый — консументы III порядка (вторичные хищники).

 

Топические связи - использование одного вида другим в качестве субстрата или как место проживания

Фотографии и рисунки на доске с примерами (лишайники и деревья на которых они поселяются, млекопитающие и деревья, птицы и деревья).

Фабрические связи – это использование:

1. Частей тела других организмов;

2. Их выделений;

3. Иногда целых живых особей (строительство гнезд).

Примеры в презентации: птицы используют шерсть млекопитающих для строительства гнезда, мыши используют сухие растения для устройств норы,.

Форические связи - одни виды используют другие для перемещения и распространения.

Примеры: распространение семян животными, рыба-прилипала, перемещающаяся на акуле; сойка участвует в распространении семян дуба.

Вопрос к учащимся: Какие виды форических связей вам известны?

Учащиеся приводят примеры распространения семян череды, репья на шерсти животных, поедание птицами рябины и вишни и т.д.

III. Обобщение и систематизация знаний:

В любом биоценозе имеются такие организмы, которые влияют друг на друга, либо не влияют, то есть не замечают друг друга. Если влияние существует, то оно может быть благоприятным или неблагоприятным. Если влияние плохим образом сказывается хотя бы на одном из двух организмов, то оно неблагоприятное и его означают знаком “-”. Отсутствие влияния обозначают “0”. Тип взаимоотношений, при котором один из организмов пары получает пользу, и для другого это влияние так же полезно или безразлично, обозначают знаком “+”.

Изученные ранее типы взаимоотношений организмов сгруппируем по степени влияния друг на друга. Примеры запишем в таблицу:

 

Типы взаимоотношений организмов

 

Самостоятельная работа учащихся по группам:

· сообщаются цели работы, (план работы на интерактивной доске);

· группы выбирают биоценоз (березовый лес, водоем, луг).

· каждая группа получает карточки (на них изображены организмы всех царств).

Задание:

  1. Отберите организмы, встречающиеся в данном биоценозе.
  2. Составьте пищевую цепь из 4-5 звеньев.
  3. Найти основные типы взаимоотношений в выбранном биоценозе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз)
  4. Смонтировать пищевую цепь на доске, прокомментировать называя звенья.
  5. Назвать типы взаимоотношений между организмами, встречающимися в данном биоценозе.

Получившиеся пищевые цепочки и группы организмов учащиеся монтируют на доску и по одному учащемуся от группы комментирует полученные результаты. Остальные учащиеся проверяют работу одноклассников, исправляют ошибки.

Экологические факторы среды

       
   
 


АбиотическиеБиотические Антропогенные

(Факторы неживой природы) (Факторы живой природы)

Деятельность

Свет. Вода. Температура. Деятельность человека

Минеральные вещества. живых организмов

Ветер. (грибов, растений, животных,

микроорганизмов)

Тип взаимоотношений Характер влияния на партнёра Примеры
организм А организм Б
Конкуренция - -  
Хищничество, паразитизм + -  
Симбиоз + +  
Нахлебничество, Квартирантство +    
Нейтрализм      

Конкуренция взаимодействие организмов, приводящее к взаимному подавлению обоих (организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды: пищевые ресурсы, убежище, свет и т. д.).

Хищничество - взаимодействие организмов, при котором одни поедают других.

Паразитизм - взаимодействие организмов, при котором один организм используют другой как среду обитания и источник пищи, угнетая последнего.

Симбиоз взаимовыгодное взаимодействие организмов.

Нахлебничество, квартирантство - взаимодействие организмов, при котором один организм получает пользу от взаимодействия, другому безразлично.

Нейтрализм совместное обитание организмов, непосредственно не взаимодействующих между собой (безразличные отношения).

Экологические проблемы

           
     
 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: