Внешние пути торговли Республики Казахстан




Казакхский национальный университет им аль – Фараби

Факультет: География и природапользования

Кафедра: География землеустройства и кадастр

Курсовая работа

 

 

Тема: Экономика Казакхстана

 

 

Выполнил: Гуламгазиев Ж.А.

Принял: Итжанова Н.Б.

 

 

Алматы 2018 г

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3

1. Внешние пути торговли Республики Казахстан……………………. 4

1.1 Вопросы пограничного вектора ……………………………………. 5

Заключение…………………………………………………………….. 7

Литература……………………………………………………………… 8

Глоссарий………………………………………………………………. 9

 

 

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ

 

Внешние пути торговли Республики Казахстан

1.1 Вопросы пограничного вектора

Главная цель торговой политики Республики Казахстан - это формирование эффективной и оперативной системы защиты и продвижения экономических и политических интересов, а также обеспечение доступа на внешние рынки, развитие инфраструктуры внутренней торговли и устранение недобросовестной конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Понимая тот факт, что экономика Казахстана имеет сырьевую направленность, государству необходимо создать систему, позволяющую развивать производство товаров с высокой добавленной стоимостью, с целью их дальнейшего продвижения на зарубежные рынки. При этом усилия государства должны быть реализованы по трем векторам: внутреннему, пограничному и внешнему. Их реализация должна обеспечить условия, стимулирующие экспортную ориентацию, снижение операционных затрат, а также содействие продвижению экспорта на внешних рынках.

Основными направлениями реализации вопросов внутреннего вектора должны быть совершенствование законодательной базы, развитие сети поддержки торговли, содействие развитию компетенции кадров, обеспечение качества, обеспечение торговой информацией, торговому финансированию, развитию прочих услуг сети поддержки торговли.

Для реализации вопросов пограничного вектора необходимо провести анализ и оптимизацию процедур, необходимых для проведения экспортно-импортных операций с целью сокращения времени и числа процедур, создать систему регулярного мониторинга реализации соглашений между соседними странами о содействии торговле с целью оперативного реагирования на возникающие препятствия и проработать вопрос о механизмах преференциального отвода земельных участков экспортерам несырьевой продукции.

Внешний вектор будет включать: комплекс мер по созданию торгово-экономических зон продвижения торговли с приграничными странами, содействие открытию представительств казахстанских бизнес-структур за рубежом, повышение эффективности деятельности торговых представительств страны, изучение потребности, механизмов и источников финансирования создания торговых домов и складов за рубежом.

В целях подъема экономики приграничных территорий, как составной части социально-экономического развития регионов и страны в целом, в этом случае необходимо сделать основной упор выхода казахстанских товаров на рынки - России, Кыргызстана и Узбекистана. Эти аспекты определяют необходимость изменения отношения к приграничному сотрудничеству в Республике Казахстан.

В настоящее время потенциал республики не в полной мере задействован в системе международных грузопотоков, в приграничной торговле, экспорта казахстанских товаров, до конца не сформирована специализация основных международных транспортных коридоров. Требуется повысить уровень сервисных услуг и качество транспортных путей в соответствии с международными стандартами, призванных обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоков по территории страны. Одним из факторов является развитие транспортных коридоров на приграничных зонах, только за счет этого возможно привлечь наибольшее количество представителей международного бизнеса, транснациональных компаний, отечественных и зарубежных инвесторов, прежде всего своими либеральными условиями ведения бизнеса, создание свободно экономических зон, минимизацией рыночных издержек, особенно необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательства страны.

Как известно, для стран Центральной Азии развитие транспортных коридоров - одно из наиболее конкурентных стратегических направлений и Казахстан не стал исключением.

В рамках реализации ряда Соглашений между Правительствами Казахстана и Китая о создании и регулировании деятельности Центра, а также поручений Главы государства Н.А.Назарбаева, озвученных им в ежегодном Послании народу Казахстана Правительством Республики Казахстан с 2005 года на участке казахстанско-китайской границы в районе одноименного поселка Хоргос ведутся работы по созданию Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» (далее - Центр). Центр находится на транспортном коридоре и является ответом нашей страны на действия китайского правительства на казахстанско-китайской границе, где сейчас создана и интенсивно осваивается зона свободной торговли города-порта Хоргос. На сегодняшний день Центр заявлен, как зона международного сотрудничества и приграничной торговли с Китаем.

Идея создания Международного центра приграничного сотрудничества на границе с Китайской Народной Республикой, была впервые озвучена во время официального визита Главы государства в КНР в декабре 2004 года. На тот момент речь шла о создании трансграничной территории для ведения торговых операций.

Центр будет представлять собой современный международный транспортно-торговый узел с торгово-ярмарочными территориями, центром оптово-розничной торговли и демонстрационными залами. Также, будут телекоммуникационные услуги, информационно-логистический центр, пункты общественного питания, санитарно-карантинные пункты, специализированные автоматизированные складские помещения для хранения и обработки грузов, центры сертификации, транспортно-экспедиционные и брокерские фирмы, страховые компании, туристические фирмы и т.д.

Эффективная реализация проекта должна не только обеспечить развитие приграничной торговли, привлечь внимание крупнейших международных инвесторов, но и повысить благосостояние приграничного населения, создать условия для улучшения работы перерабатывающих предприятий и организаций сферы услуг.

Кроме того, планируется построить новые помещения для государственно-контрольных служб, административно-деловой центр, культурный и гостинично-бытовой центр, куда будут входить бизнес-центр, офисы банков и страховых компаний, административные помещения и простые офисы, торговые и туристские представительства, культурный блок, включая этнографический парк и гостиничный блок.

Являясь крупным транспортно-логистическим узлом международного значения, пункт перехода «Хоргос» будет функционировать в перспективе как «сухой порт» по направлению «Восток-Запад» и как крупный транспортно-логистический и торгово-промышленный центр международного значения. Этот торгово-транспортный трансграничный коридор обеспечивает выход Китая и других государств Юго-Восточной Азии в страны Европы и Ближнего Востока через Казахстан и способствует дальнейшему развитию торговли и грузопотоков по направлению «Восток-Запад». Соответственно, в перспективе Центр также будет обладать всеми вышеперечисленными преимуществами и потенциалом.

Общая стоимость проекта составила 385 млрд. 658 млн. тенге, в том числе 311 млрд. 930 млн. тенге за счет капиталовложений инвесторов и 73 млрд. 728 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета. То есть, на один тенге выделяемых бюджетных денег привлекается 4,2 тенге инвестиционных средств. Кроме того, на территории Центра будет создано более 5 тыс. рабочих мест, и ежедневный поток людей только с казахстанской части составит 20 тыс. посетителей

 

Заключение

На основании анализа информации государственных органов о реализации приоритета «Макроэкономическая, институциональная и правовая среда», можно дать оценку на уровне 3,4 балла. Анализ СМИ позволяет вывести оценку в 6 балла. На основании проведенного анализа рейтингов международных организаций, состояние макроэкономической, институциональной и правовой среды Казахстана оценивается в 4 балла. Таким образом, средневзвешенный балл по второму приоритету Концепции составляет 4,5. А это, в свою очередь, сигнализирует о необходимости усиления внимания государства и бизнеса к этим сферам деятельности.

Анализ мирового опыта показывает, что в большинстве развивающихся стран приграничные отношения и территории являются объектами международной торговли и развиваются путем создания международных зон приграничного сотрудничества и специальных торгово-экономических зон на территориях, близлежащих к пограничным транспортным переходам - сухим портам, морским портам, аэропортам, крупным железнодорожным узлам, расположенным на международных транспортных коридорах.

В указанных зонах идет распределение финансирования, исполнение заказов, где целые страны и регионы превращаются, как в чистых производителей, так и в аутсорсеров, субконтрактеров и логистеров. Далее, подобные зоны, в условиях глобализации мировой экономики, становятся главными объектами для размещения новых конкурентных производств при позиционировании страны, как экспортера в международном разделении труда.

Потенциал развития приграничных районов Казахстана определяется особенностями инвестиционного климата, стоимостью производственных факторов осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы, транспортными условиями, инфраструктурой пограничных переходов и таможенных постов.

Эти аспекты определяют необходимость изменения отношения к приграничному сотрудничеству в Республике Казахстан в целях подъема экономики приграничных территорий, как составной части социально-экономического развития регионов и страны в целом.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Источник: Алехин Б., Комкова Е. Канада в мировой торговле. М., 1986. С.90

2. С.Б.Байзаков, М.А. Есенеев Методы анализа внешнеторговой политики и выводы для Казахстана. Вестник КазГУ. Серия экономическая. №2(18)., с.103-109

3. Дмитриев С. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешних рынках США. //МЭМО, 2002, №8, с. 22

4. Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы.

 

Глоссарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: