Только с помощью рынка возможен гибкий и эффективный механизм быстрого приведения в соответствие благ и внешних условий потребностям, и, следовательно, обеспечение оптимального с позиций личности формирования благосостояния.
Потребности каждого индивида, социальных групп, да и всего общества в целом столь разнообразны, что ни одна государственная структура не в состоянии учесть их в полном объеме и в соответствующем качестве.
К тому же в этой области действует закон возвышения потребностей - заключается в постоянном переходе потребностей высшего порядка в обычные, последних - в потребности низшей степени необходимости. В результате одни потребности угасают, наряду с этим возникают новые.
С помощью рынка осуществляется своевременная координация структуры производства и структуры платежеспособных потребностей.
Это происходит потому, что рынок как механизм, на первый взгляд, нейтральный к социальным ценностям, способен содействовать балансу интересов разрозненных экономических субъектов и приводить к росту благосостояния общества в целом.
Впервые эта особенность конкурентного рынка была описана А. Смитом в виде гипотезы «невидимой руки».
Социальная сущность рынка дополняется тем, что в его условиях подлинным хозяином ситуации становится человек как потребитель благ. Ведь, покупая или воздерживаясь от покупок, потребители решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями, что следует производить, сколько и какого качества.
Механизму конкуренции внутренне присущи мотивы для нововведений, для использования новых выгодных возможностей.
Допуская возможность высокой дифференциации доходов в обществе, рынок не гарантирует реализацию каждому права на достойное существование.
|
Во-первых, формирование благосостояния исключительно в рыночных условиях непосредственно зависят от первоначального распределения ресурсов.
Во-вторых, отсутствие равных стартовых возможностей изначально лишает некоторых людей возможности насладиться плодами экономической свободы, делая их неконкурентоспособными, например, безработные на рынке труда в силу отсутствия образования и т.п.
Кроме этого, Дж. Стиглиц назвал шесть условий, когда рынок не обеспечивает Парето-эффективность:
- несостоятельность конкуренции (появление монополий);
- производство общественных благ — благ (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом и потому, как правило, не носят конкурентного характера.
- внешние эффекты - те виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее результаты;
- неполные рынки (когда рынок не может обеспечить потребителей в полном объеме товарами и услугами, например рынки страхования и займов);
- несовершенство информации, которой располагают потребители;
- безработица, инфляция и неравновесие.
Государственное регулирование условий формирования благосостояния населения является одной из важнейших подсистем современной смешанной экономики.
Государственное регулирование целенаправленно формирует благосостояние человека и прямо воздействует на различные условия его жизнедеятельности. Модель такого регулирования не является застывшей, она изменяется вместе со структурой потребностей общества, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, эволюцией теоретических идей.
|
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д.
С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности, коллективной (групповой) собственности и частной собственности.
Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на три группы:
1) домашние хозяйства. Они являются собственниками и поставщиками на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг;
2) бизнес (фирма) – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли (дохода). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг;
3) правительство (государство) представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют государственное регулирование экономики. Правительство также поставляет на рынок товары и услуги предприятий государственной собственности.
Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций:
- обеспечение взаимодействия производства и потребления;
формирование и реализация пропорций в экономике: