Критерии определения рынка.




Критериями определения рынка служат:

· географические границы рынка (или иной критерий классификации потребителей);

· емкость и характеристики рынка;

· товарные категории, конкурирующие за нужды и потребности покупателей данного рынка.

 

Рынки классифицируют следующим образом:

1) по типу потребителя:

· потребительские рынки — это такие рынки, где покупатели приобретают товары для личного использования или использования членами семьи.

· рынки товаров промышленного назначения — совокупность лиц и организаций, закупающих товары, которые используются при производстве других товаров, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

· рынок промежуточных продавцов — совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

· рынок посредников (промежуточных продавцов) - предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения прибыли.

· рынок государственных учреждений - государственные организации и учреждения, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.

 

2) по отношениям субъект-субъект:

· C2C; C2B; C2G

· B2C; B2B; B2G

· G2C; G2B; G2G

 

3) по сферам и отраслям:

· рынок ресурсов,

· производственная сфера (потребительский, промышленный рынки)

· непроизводственная сфера (рынок труда, рынок услуг…)

· финансовая сфера (рынки: ссудный, валютный, ценных бумаг, капиталов)

· духовная сфера (рынки: идей, продукции НТпродукции)

· социальная сфера

 

4) по объектам купли-продажи:

  • первичный рынок (товаров 1-го рода) (средств и предметов производства) и вторичный рынок (товаров 2-го рода)
  • рынок ресурсов,
  • потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);
  • финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;
  • рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);
  • рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);
  • рынок духовных ценностей

 

5) в пространственном разрезе (по масштабам):

  • локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);
  • региональные рынки;
  • национальные рынки;
  • международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);
  • мировой рынок.

 

6) по механизму функционирования:

  • свободный (основан на механизме свободной конкуренции);
  • монополизированный (монопсонический);
  • олигополистический;
  • регулируемый государством;

 

7) по объемам сделок купли-продажи:

  • оптовые рынки;
  • мелкооптовые;
  • розничные

 

8) в соответствии с действующим законодательством различают:

  • легальный (официальный) рынок;
  • нелегальный (теневой) рынок:

 

9) по степени насыщенности или соотношение между предложением и спросом на данный товар:

  • равновесный (спрос и предложение совпадают);
  • дефицитный (спрос превышает предложение);
  • избыточный (предложение превышает спрос).

 

  • рынок продавца - существующий спрос превышает имеющееся предложение. При таких условиях продавцу нет смысла исследовать рынок, его продукция все равно найдет сбыт, а в случае проведения исследования он понесет дополнительные затраты.
  • рынок покупателя - свои условия диктует покупатель. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов реализации концепции маркетинга

 

10) уровни рынка, позволяющие уточнить маркетинговые усилия компаний по охвату рынка.

  • потенциальный рынок — совокупность покупателей, которые проявляют интерес к определенному товару или услуге. При наличии некоторой выгоды должны существовать потребители, испытывающие в ней потребность. Таким образом, рынки формируются потребителями, обладающими способностью и готовностью приобрести продукцию.

· доступный рынок — совокупность покупателей, проявляющих интерес и имеющих доход и доступ к определенному товару или услуге.

· Квалифицированный рынок — совокупность покупателей, которые проявляют интерес и имеют доход, доступ и право пользования по отношению к определенному товару или услуге.

· Целевой рынок — часть квалифицированного рынка, на который фирма решила направить свои действия.

· Освоенный рынок (проникновения) — совокупность покупателей, которые уже приобрели определенный товар или услугу.

Конъюнктура рынка — это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на определенной части рынка.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, и поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

 

Конъюнктура рынка характеризуется: уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Целью проведения конъюнктурного анализа является выявление закономерностей развития рыночной ситуации и составление прогноза развития этой ситуации на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную).

Задачи анализа конъюнктуры:

  • типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
  • характеристика масштаба (типа) рынка;
  • оценка и анализ основных пропорций развития;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
  • оценка цикличности и сезонности развития;
  • оценка рациональных различий;
  • оценка деловой активности;
  • анализ монополизации рынка и уровня конкуренции.

 

Показатели конъюнктуры рынка:

Система показателей для анализа конъюнктуры подразделяется на три группы:

· показатели спроса;

· показатели предложения;

· показатели цен.

Спрос (demand) — представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей.

совокупный спрос (агрегированный) и частный спрос: по отдельным товарам или группам товаров, спрос отдельных потребителей или их групп (напр., жителей города, района, представителей определенной профессии).

Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его.

Предложение (supply) — количество блага, которое может быть представлено для продажи на рынке по данной цене.

С овокупное предложение на рынке — общее количество благ, которые могут быть представлены для продажи при данной структуре цен.

 

1. Показатели предложения товаров и услуг:

§ объема, структуры и динамики предложения (производства);

динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;

§ потенциала предложения (производственного и сырьевого);

§ эластичности предложения.

2. Показатели покупательского спроса на товары и услуги:

§ объема, динамики и степени удовлетворения спроса;

динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений НТП на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, ёмкость рынка (объём реализуемого на нём товара в течение определённого времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;

§ потребительского потенциала и емкости рынка;

§ эластичности спроса.

3. Показатели пропорциональности рынка:

§ соотношения спроса и предложения;

§ соотношения рынков средств производства и рынков потребительских товаров;

§ структуры товарооборота;

§ распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;

§ распределения рынка продавцов по формам собственности;

§ структуры покупателей по различным потребительским признакам (уровень дохода, возраст и т.д.);

§ региональной структуры рынка.

4. Показатели перспектив развития рынка:

§ темпов роста и прироста объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли;

§ параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли.

5. Показатели колеблемости, устойчивости и цикличности рынка:

§ коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве;

§ параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка.

6. Показатели региональных различий состояния и развития рынка:

§ региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;

§ региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка.

7. Показатели деловой активности:

§ состава, заполненности и динамики портфеля заказов;

§ числа, размера, частоты и динамики сделок;

§ загруженности производственных и торговых мощностей.

8. Показатели коммерческого (рыночного)риска:

§ инвестиционного риска;

§ риска принятия маркетинговых решений;

§ риска рыночных колебаний.

9. Показатели уровня монополизации и конкуренции:

§ численности фирм на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

§ распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж;

§ уровня приватизации (число приватизированных предприятий, их организационные формы и доля в общем объеме рынка);

§ сила и размах конкурентной борьбы;

§ раздела рынка (группировка фирм по их размеру (малые, средние и крупные) и по их доле в объеме сбыта и продаж).

 

Данные показатели используются во взаимосвязи с конъюнктурообразующими факторами, то есть факторами, влияющими на развитие спроса, предложения и цен. К конъюнктурообразующим факторам принято относить:

· экономические;

· социально-демографические;

· культурные;

· научно-технические;

· природные;

· политические.

Благоприятная (высокая) конъюнктура — характеризуется сбалансированным рынком, стабильным или растущим объемом продаж, равновесными ценами

Неблагоприятная (низкая) конъюнктура — характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров.

Существуют следующие характеристики рынка: оживленный рынок, развивающийся рынок, стабильный рынок, стагнирующий рынок, регрессирующий рынок и т.д.

Четкой границы между этими определениями не существует, но, тем не менее, каждому состоянию присущи свои конкретные количественные характеристики конъюнктурных индикаторов.

Таким образом, специалисты и эксперты при оценке конъюнктуры рынка опираются на так называемые конъюнктурные индикаторы: цены, товарные запасы, показатели деловой активности, которые могут быть как абсолютными, так и относительными величинами. Причем нельзя судить о рынке только по какому-либо одному показателю. Их надо учитывать в комплексе. Например, рост числа сделок без увеличения объема продаж не свидетельствует об оживлении рынка, а указывает лишь на вовлечение в рыночный процесс малых фирм. Точно так же дефицит товаров (высокий спрос) или рост товарных запасов, пусть даже сопровождающий рост объема производства, не являются положительной характеристикой рыночной экономики, а говорят о надвигающемся кризисе сбыта и инфляции.

 

Эластичность одно из самых важных понятий мировой экономической науки и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

Понятие эластичности имеет важное значение для товаропроизводителей, так как дает ответ на главный вопрос о том, на какую величину изменяется объем спроса или предложения при изменении цены. Обычно товаропроизводители полагают, что повышая цену на свою продукцию, можно увеличить выручку от реализации. Однако в действительности может и по другому. Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу сокращения объема спроса и соответственно уменьшению сбыта.

Эластичность спроса по цене – это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.

Ед = Процентное изменение объема покупок / Процентное изменение цены товара

 

В зависимости от величины эластичности спроса по цене различают неэластичный спрос (Ед < 1), единичную эластич­ность (Ед = 1) и эластичный спрос (Ед >1). В случае абсолютной неэластичности (Ед = 0), кривая спроса представляет собой вертикальную прямую линию, в случае абсолютной эластично­сти (Ед = &) она горизонтальна.

К товарам неэластичного спроса относятся товары первой не­обходимости. Ведь при росте цен на необходимые товары, спрос на товары если и сокращается, то ненамного.

К товарам эластич­ного спроса относят товары длительного пользования и предме­ты роскоши.

При росте их цены покупатели в значительной степе­ни реагируют на удорожание и сокращают число покупок.


D1 - абсолютно неэластичный спрос Ed = О (при любом изменении цены спрос остается постоянным)

D2 - неэластичный спрос Ed от 0 до 1 (когда общая выручка при снижении цены падает)

D3 - единичная эластичность Ed = 1 (когда общая выручка при снижении цены остается постоянной)

D4 - эластичный спрос Ed от 1 до бесконечности (когда общая выручка от продажи продукции по сниженным ценам возрастает)

D5 - абсолютно эластичный спрос Ed = бесконечности (когда сколь угодное мелкое изменение цены приводит к падению спроса до нуля или к росту спроса до бесконечности)

Эластичность спроса по цене всегда отрицательна (цена растет - количество покупок уменьшается), но знак минуса ча­ще всего не ставится.

Что означает коэффициент эластичности? Напр., Ед = 2: при росте цены на 1% величина спроса сократится на 2%. Если Ед=1, то при однопроцентном изменении цены на 1% в противоположную сторону сокращается потребление. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос встречаются очень редко. Как пример абсолютно неэластично­го спроса обычно приводят пример такого товара, как лекарст­ва (инсулин при диабете).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: