Живопись первой половины XVIII века




До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимались за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские кланялись первой, попавшейся на глаза картине. Однако в XVIII веке живопись стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передавать глубину пространства, стремились правильно изображать объем предметов с помощью светотени, изучали анатомию, что бы тщательнее передавать человеческое тело. Распространилась техника живописи маслом, возникают новые жанры.

Особое место в русской живописи занимает портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII века. На таких изображениях персонажи статичны и торжественны.

v Парсуна – тип портретного изображения в русской живописи второй половины XVI – XVII веков, сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы.

Иван Никитич Никитин (1680-около1716) был один из первых русских портретистов. Ужу в его ранних портретах - старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) - с редким тогда мастерство переданы объем и естественная поза модели. Однако в этих работах видна некоторая упрощенность: фигуры выхвачены из темноты неопределенного пространства лучом яркого и существует вне всякой связи с окружающей средой. Художник еще не умело изображает строение фигуры и фактуры материалов – бархата, меха, драгоценностей.

Вернувшись в Петербург после четырехлетней поездки по Италии, Никитин создал лучшие свои произведения, в которых проявилось возросшее мастерство художника. Это портрет канцлера Г.И. Головина и портрет под названием «Напольный гетман» (оба- 20-ые гг.).

В петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работающих в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680 – 1737), приехавший из Германии, писал портреты императорской семьи и приближенных Петра I, а так же батальные полотна. Её знаменитая картина «Петр I в Полтавской битве» (10-ые гг.) представляет собой распространенный в Европе тип портрета полководца на фоне сражения.

Луи Каравакк (1684-1754), французский мастер, приглашенный в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730), который послужил образцом для портретов этого жанра. В портрете переданы не только внешний облик императрицы – женщины могучего телосложения, изображенной в торжественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины 18 века.

К концу 20-30-ых годов 18 века относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701-1739 гг.). Проведя более 10 лет в Голландии и Фландрии, он стал первым русским мастером, умевший «писать истории и персоны», то есть не только портреты, но и картины на мифологические и исторические темы. Но больше всего он прославился при дворе как портретист. Самым известным его произведением считается парный портрет «Портрет супругов» (около 1729 г.). Споры искусствоведов о том, кто же изображен на нем не утихают до сих пор. Вероятнее всего, это автопортрет художника с женой, то есть первый автопортрет в истории русской живописи.

С 1727 года и до самой своей смерти Матвеев возглавлял «живописную команду Канцелярии от строений. В ней до открытия Академии художеств учились и служили почти все художники того времени.

К 40-50-ым гг. 18 века относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761). Самый известный портрет Вишнякова изображает Сарру Элеонору Фермор, дочь начальника Канцелярии от строений (1749 г.). Юная девушка в роскошном серебристо-сером атласном платье, вышитом цветами, готовится сделать реверанс. В руке она грациозно держит веер. Кисти рук на полотнах Вишнякова написаны с особым изяществом пальцы слегка касаются предметов, будто скользят по поверхности. В «Портрете Сары Фермор» обращают на себя внимание и тонкая живопись кружева, и декоративный пейзажный фон, мотивы которого перекликаются с вышивкой на платье.

Алексею Петровичу Антропову (1716-1795) так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели. Так, на портрете статс-дамы А.М. Измайловой (1759 г.), женщины пожилой и грубоватой, противопоставляются цвета переднего плана и абсолютно «глухой» темный фон. В портрете Петра III (1762г г.), изображенного художником в виде полководца с маршальским жезлом в руке, поражает контраст между кукольно-грациозной фигуркой монарха и помпезной обстановкой с атрибутами императорской власти – мантией, державой и короной на поле битвы.

Крепостной художник Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) писал и знатных людей – императрицу, графов Шереметьевых и др. и самых простых.

Аргунов сам происходил из крестьянской среды, потому главным направлением его творчества можно назвать стремление показать достоинство и красоту человека, вне зависимости от его сословия. Ему случалось писать и знать, и простолюдинов. И везде он находил божью искру в человеке, ту черту, которая делала его прекрасным.

“Портрет неизвестной в русском костюме” изображает крестьянку в традиционном наряде. Но если не знать об этом, или не задумываться, девушка на картине кажется ровней знатным дамам, с таким спокойствием она держится. У неё простое мягкое лицо. Чуть вздернутый нос, нарумяненные щеки, на губах играет легкая улыбка, брови ровные, тонкие, выгибаются дугами.

Волосы аккуратно убраны под расшитый золотом кокошник, в ушах поблескивают серьги, на шее переливаются крупные красные бусы. Белая чистая рубашка с единственной алой бусиной, расшитый сарафан. Она одета так, словно сегодня собирается замуж, или на народные гулянья, где будет все село.

Одно время считалось, что девушка – артистка какого-то театра, одетая в театральный костюм. Однако никакой костюм не воссоздается столь скрупулезно, и ни у одной артистки не будет такого спокойного и простого лица. Скорее сарафан был вынут из старого бабушкиного сундука (может быть, та выходила в нем замуж), а бусы достались ещё от прабабушки.

Глазами девушки с портрета смотрит на зрителя прошлое. Смотрят игра на Ивана Купалу, клятвы под священными ивами. Обладательница их вполне могла ходить в хороводах первой и петь песни тягучие, как мед. Могла ставить плошку с молоком домовому, расчесывать волос детям, жать и сеять. В ней словно воплотился дух старого быта, времен замшелых и древних.

И, несомненно, она красива, и не уступит ни одной дворянке, ни в чувстве собственного достоинства, ни в обворожительности улыбки.

"Ломоносов русской живописи" - так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели. Творчество Лосенко - важная страница в истории нашей отечественной культуры XVIII столетия. Лосенко был первым крупным русским историческим живописцем, блестящим рисовальщиком и портретистом, основателем русской художественной педагогики и воспитателем плеяды замечательных мастеров живописи.

Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Рано лишившись родителей, он некоторое время воспитывался у тетки, испытывая все тяготы сиротской жизни. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Когда ему шел седьмой год, с согласия родственников его завербовали в придворный певческий хор и увезли в далекий Петербург. В 1753 году Лосенко "за спадение голоса" был отчислен из певчих и, как проявивший особенный интерес к изобразительному искусству, отдан в обучение к И. П. Аргунову, одному из самых известных портретистов того времени. Через пять лет его перевели от Аргунова в новоучрежденную Академию художеств, а позднее отправили для усовершенствования за границу. В 1760 - 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. Первую половину 1763 года Лосенко провел в России, а затем снова уехал во Францию и занимался у Ж. М. Вьена, крупнейшего представителя искусства раннего классицизма. Французская Академия высоко оценила талант русского художника, удостоив его произведения, созданные за время пребывания и Париже, тремя серебряными медалями.

С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. Здесь он изучает лучшие образцы итальянского искусства, создает самостоятельные композиции. Ранние произведения Лосенко свидетельствуют о мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада ("Чудесный улов рыбы", 1762; "Андрей Первозванный", 1764; "Жертвоприношение Авраама", 1765; "Зевс и Фетида", 1769; "Каин" и "Авель", оба 1768). Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко выставил свои работы в Академии художеств. Они явились ярким свидетельством успехов национальной живописи. Журнал "Смесь", осуждая тех, кто отрицал талантливость русского народа, писал: "Стыдитесь, неосмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди... Такое предрасположение не только что не похвально, но еще некоторым образом изъявляет подлость души".

Вскоре за картину "Владимир и Рогнеда" (1770) - первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве - Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. Картина изображала новгородского князя Владимира перед неутешно горюющей половецкой княжной Рогнедой, которую он насильно взял в жены, убив ее отца и братьев. Произведение ясно выражало осуждение деспотического произвола. Оно утверждало национальную тематику в русской исторической живописи, взамен обращения к античным или мифологическим темам. Вслед за "Владимиром и Рогнедой" художник начал работать над полотном "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Эта картина, сюжет которой был взят из "Илиады" Гомера, в духе классицизма трактовала тему гражданского долга.

Углубленный интерес к конкретному живому человеку, к передаче его духовного мира составил основную отличительную черту Лосенко-портретиста.В созданных Лосенко портретах деятелей русской культуры (И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова, Я. Шуйского, 1760; Ф. Г. Волкова, 1763, и др.) особенно ярко проявились национальные тенденции творчества художника. Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков. Он явился создателем русской школы рисунка, достигшей блестящего расцвета в первой половине XIX века. По составленному им "Изъяснению краткой пропорции человека" учились многие поколения русских художников.

В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. Возглавив Академию, он сразу столкнулся с интригами, бездушием, с унизительной зависимостью от придворных кругов. Хорошо знавший его скульптор Фальконе, создатель знаменитого "Медного всадника", взывал к Екатерине II: "Лосенко не в состоянии коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Екатерина обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее... Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни. Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике. Но всегда вне сомнений было его высокое мастерство, огромная значимость его рисунков для воспитания молодых художников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: