Лекция 11: Измерение, эксперимент




 

Измерение

Измерение [217] – Определение соотношения какой-либо вели­чины с однородной ее величиной, при­нимаемой за единицу меры. Резуль­тат измерения выражается числом, показы­вающим, сколько раз выбранная еди­ница содержится в измеряемой вели­чине. Различают прямые и косвенные измерения; в последнем случае измеряется некая величина, связанная непосред­ственно с измеряемой величиной за­ранее известным отношением.

Все измерения подразделяются[218]:

по способу получения результатов измерений — на прямые (искомое значение измеряемых величин определяют на основе опытных данных), косвенные (искомое значение определяемой величины исчисляют исходя из известных функциональных зависимостей, измеренных прямым способом значений других показателей), совокупные (основанные на одновременном измерении прямым способом сочетаний нескольких одноименных величии, при которых искомое значение находят решением системы уравнений) и совместные (производимые одновременно измерения двух или более). не одноименных величин для нахождения зависимости между ними);

по характеру зависимости измеряемой величины от времени — на статические, при которых измеряемая величина от времени не изменяется, и динамические, когда измеряемая величина с течением времени изменяется;

по способу выражения результатов измерений — на абсолютные, основанные на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании определенных констант, и относительные, базирующиеся на отношении измеряемой величины к принимаемой исходной одноименной величине;

по направлению измеряемых видов деятельности — на техническое, экономическое, социологическое и т.п. (эти виды измерений правомерно отнести к смешанным методам исследования, поскольку они включают в свой арсенал, как правило, исследовательские методы разных классификационных групп).

Измерение предполагает наличие и использование[219]: объекта измерения, эталона, измерительного устройства, метода измерения.

Метод измерений [220] – совокупность приемов использования принципов и средств измерений. Все без исключения методы измерения являются разновидностями одного единственного метода – метода сравнения с мерой, при котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой (однозначной или многозначной).

Методы измерений [221]:

· метод непосредственной оценки, (значение измеряемой величины определяют непосредственно по отсчетному устройству многозначной меры, на которую непосредственно действует сигнал измерительной информации, например, измерение электрического напряжения вольтметром);

· метод противопоставления (измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения – компаратор, например – равноплечие весы);

· дифференциальный метод (сравнение меры длины с образцовой на компараторе);

· нулевой метод (результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения равен нулю);

· метод замещения – измеряемую величину заменяют известной величиной, воспроизводимой мерой (взвешивание с поочередным помещением измеряемой массы и гирь на одну чашу весов);

· метод совпадений – разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, измеряют, используя совпадение меток шкал или периодических сигналов (измерение длины при помощи штангенциркуля с нониусом).

Эксперимент

Эксперимент [222] - общенаучный метод получения в кон­тролируемых и управляемых услови­ях новых знаний о причинно-следствен­ных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

 

Метод эксперимента [223] - контролируемый и управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных или реальных условиях.

Виды эксперимента: моделированный мысленно, проводимый реально, поисковые, проверочные.

Моделированный мысленно эксперимент [224] - особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно и условно задаваемых ситуациях.

Натурный эксперимент – метод проведения эксперимента в реальных условиях над объектом исследования.

Поисковый эксперимент [225] – эксперимент предназначенные для уточнения предположений, догадок и т.п. на основе сбора эмпирической информации называются поисковыми.

Проверочный эксперимент - эксперимент, предназначенный для эмпирической проверки гипотезы или теории[226].

Эксперимент как метод изучения широко используется в различных сферах исследовательской деятельности и может быть управленческим, социологическим, экономическим, финансовым, социально-экономическим, маркетинговым, экологическим, техническим, технико-экономическим, производственным, технологическим, политическим, геополитическим, конструкторским и т.д. В области управления эксперименты могут быть связаны с распределением функций персонала, мотивацией персонала, повышением производительности труда и т.п.

Данный метод основывается на непосредственном измерении показателей или на обнаружении и подсчете (регистрации) числа различных событий, объектов, явлений с помощью всевозможных технических средств и контрольных приборов.

Проводиться в случаях: проверки правильности теоретических положений; поиска, обнаружения и получения новых знаний об исследуемом объекте и его свойствах; демонстрации новых знаний и свойств изучаемых объектов.

До тех пор, пока эксперименты были простыми как с теоретической точки зрения, так и в техническом воплощении, проектирование объектов испытаний и планирование экспериментов осуществлялось эвристически.

В настоящее время при разработке высокотехнологичных товаров и услуг затраты на экспериментальные исследования составляют более половины затрат на их разработку, поэтому представляется необходимым проектировать сам эксперимент.

Проведение исследований содержит:

1. разработку программы и плана эксперимента;

2. подготовку проведения эксперимента;

3. проектирование моделей, установок, мероприятий по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и обработки информационных данных;

4. выполнение экспериментальных работ;

5. анализ результатов эксперимента;

6. обобщение, оценку и разработку рекомендаций по использованию результатов эксперимента.

По иерархическому уровню подвергающихся испытаниям объектов испытания могут быть разделены на функциональные и параметрические.

Функциональным испытаниям подвергается товар, система в целом. Цель таких испытаний - проверить выполнение функций, работоспособность товара в целом.

Функциональные испытания являются самостоятельным типом испытаний. Такие испытания еще называют комплексными.

Деление испытаний на функциональные и параметрические связано со свойством эмергентности (несводимости свойств целого к свойствам отдельных элементов) сложных систем. В ходе параметрических испытаний оценивают значения отдельных параметров, характеризующие выполнение конкретной функции объектом испытаний.

Необходимо заметить, что понятия функциональных и параметрических испытаний относительны, то есть при переходе на более высокий уровень иерархии функциональные испытания могут рассматриваться как параметрические и, наоборот.

По условиям можно выделить испытания:

· при мысленном моделировании внешней среды;

· при математическом моделировании внешней среды;

· лабораторные испытания в имитируемых физически условиях. При этом диапазоны изменения параметров могут не совпадать с естественными границами изменения параметров в процессе эксплуатации (например, при наземных испытаниях самолета);

· испытания в условиях реальной физической (естественной и искусственной - созданной человеком), рыночной, социально-экономической среды.

По физическому составу объектов испытаний можно выделить: натурные (реальные) испытания объектов; полунатурные испытания объектов. Можно также выделить испытания физических и математических моделей, предметных, мысленных (интуитивных) моделей. Это связано со стремлением:

· снизить расход времени и(или) средств на испытания объектов. По некоторым оценкам при проведении испытаний сложных товаров (изделий машиностроения) затраты могут снижаться в несколько (а иногда в десятки) раз при переходе от натурных испытаний к полунатурным и от полунатурных к математическому моделированию;

· снизить возможные риски, ущерб, обеспечить безопасность испытаний. Общеизвестно, что проведение экспериментальных исследований сопряжено с повышенным риском. Например, Чернобыльская авария - результат неудачного эксперимента;

· ускорить процесс разработки системы управления с учетом реальных сроков создания элементов, блоков.

При исследованиях учитывают, что такие эксперименты с реальными объектами могут приводить к тяжелым последствиям. Поэтому во многих областях деятельности предпочитают проводить эксперименты не с натурными (реальными) объектами, а с полунатурными или математическими моделями.

При полунатурном моделировании одна часть объекта представлена реальными физическими элементами, а другая часть элементов - их математическими моделями.

При математическом моделировании испытаниям подвергаются аналитические или имитационные модели, причем сам моделируемый объект может не существовать.

Мысленный эксперимент и(или) верификация экспертом проводятся с использованием предметной и подсознательной информации об объекте испытаний.

В процессе исследования систем управления эксперименты могут проводиться в следующем порядке: мысленный эксперимент (верификация экспертом), математическое моделирование, полунатурное моделирование, натурные испытания реальных объектов.

При разработке сложных товаров на различных этапах разработки в некоторой последовательности проводятся соответствующие типы экспериментов:

· на этапе научно-исследовательской работы (аван-проекта) проводят мысленные эксперименты; разработку компоновки подсистем в составе товара, математическое моделирование выполнения функций, макетирование (приближенное физическое моделирование) наиболее новых и важных технических решений, элементов конструкции;

· на этапе эскизного проекта проводят мысленные эксперименты, математическое моделирование работы подсистем, элементов; разработку чертежей; лабораторные испытания элементов и блоков товара;

· на этапе технического проекта разрабатывают чертежи на товар, проводят полунатурное моделирование работы товара в лабораторных условиях;

· на этапе опытных образцов испытаниям подвергаются натурные образцы товара в естественных (натурных) условиях.

Цели экспериментов определяют то, какие результат, характеристики объекта ожидают получить в эксперименте.

При разработке сложных товаров и их систем управления на этапе опытных образцов в соответствии с целями испытаний выделяют:

· заводские испытания (Главного конструктора) товара (Цель этих испытаний - проверить работоспособность товара, системы управления, доработать их (устранить недостатки, улучшить свойства), оценить эксплуатационные характеристики и, в частности, безопасность, удобство расположения органов управления, технического обслуживания в эксплуатации и др. Цель этих испытаний - снизить для производителя риск выхода на рынок с некачественным товаром.);

· испытания заказчика (Цель этих испытаний - подтвердить выполнение предъявляемых к товару требований или заявленных свойств, характеристик. В зависимости от вида товара (широкого потребления, предварительного выбора, особого спроса) и типа рынка (чистой конкуренции, олигополистиче-ского, монополистического) эти испытания могут носить характер рыночных испытаний товара потребителями, приемосдаточные испытания заказчиком при участии производителя. Цель этих испытаний - снизить для потребителя (рынок учреждений) риск покупки на рынке некачественного товара.);

· контрольно-серийные испытания (Цель этих испытаний - подтвердить стабильность качества товара, уменьшить риск снижения качества товара в процессе серийного или массового производства в различные периоды времени, с использованием различных партий комплектующих.).

 

Методы планирования эксперимента могут применяться как:

· самостоятельные методы прогнозирования и планирования, в частности, как методы прогнозирования по аналогии;

· вспомогательные элементы технологии при прогнозировании и планировании с использованием формальных моделей системы управления;

· методы планирования испытаний автоматизированных систем управления и планирования.

При широком подходе к методам теории планирования экспериментов могут быть отнесены:

· - логико-математическое планирование функциональных испытаний;

· - регрессионное факторное планирование;

· интерпретация испытаний как процесса повышения «обученности» системы;

· интерпретация испытаний как процесса повышения надежности;

· статистический корреляционный метод;

· расчет на основе базовых коэффициентов;

· метод переводных коэффициентов и бальных оценок, рассматриваемый как разновидность метода базовых коэффициентов, а также модификация этого метода, используемая иногда с целью повышения точности метода;

· расчет объемов испытаний для обеспечения статистической достоверности (доверительной вероятности) результата испытаний;

· использование условных вероятностей (теоремы Байеса);

· использование функций штрафа.

 

Возможность применения того или иного метода планирования эксперимента при исследованиях системы управления определяется рядом факторов: целями испытаний, объектом, объемом располагаемой об объекте испытаний информации (видом его типового представления) и др.

Исследование процесса испытаний систем управления позволяет оценить: достигнутые показатели; затраты на получение результата и риски его использования.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют методы измерений.

2. Дайте понятие измерений.

3. Какие бывают классификационные группы измерений.

4. Дайте понятие эксперимента и методов экспериментов.

5. В каких случаях проводятся эксперименты.

 

 

Лекция 12: Социально-экономический эксперимент[227]

 

Социально-экономический эксперимент [228] - целенаправленная реализация некоторого социально-экономического процесса в условиях, близких или соответствующих реальным условиям в системе управления, в результате которой должен появиться один из ожидаемых исходов или дана оценка параметров работы.

Эксперимент социальный [229] — метод изучения соц. явлений и про­цессов, осуществляемый путем на­блюдения за изменением соц. объек­та под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его раз­витие в соответствии с программа­ми и практическими целями иссле­дования. Социальный эксперимент предполагает внесение изменений в сложившиеся отноше­ния; контроль за влиянием измене­ний на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оцен­ку результатов этого влияния. Социальный эксперимент выполняет познавательные функции проверки гипотезы и получения но­вого знания, практической провер­ки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершен­ствования.

Эксперимент экономичес­кий [230] — исследовательская научная провер­ка на отдельных предприятиях или в отраслях научного хозяйства эф­фективности теоретических положе­ний, экономических мероприятий или хозяйст­венного механизма. Целью экономических экспериментов явля­ется подтверждение правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения действующей практики экономического развития.

Виды социально-экономических экспериментов[231]: эксперименты по выявлению механизма социально-экономических явлений; экстремальные эксперименты; диагностические и сравнительные эксперименты.

Эксперименты являются активной формой исследований систем управления.

При функционировании социально-экономических, организацинно-производственных автоматизированных систем управления могут быть выделены области: рефлекторного реагирования определенным образом; нерефлекторного реагирования при потере стойкости, прочности, устойчивости, действии на персонал сильного стресса.

Исходной точкой проектирования социально-экономического эксперимента должно быть выдвижение, исследование, подтверждение или отрицание гипотезы о рефлекторности системы управления, а также выделение ограничений и областей рефлексионного и не рефлексионного поведения персонала и гуманистической части внешней среды. Должны быть сделаны гипотезы о характере взаимодействия социальной и техногенной частей, процессов в исследуемых системах управления.

Примером натурного социально-экономического эксперимента может быть установление опытных норм по труду, хронометрирование выполнения персоналом заданий и др.

Как и в других областях знания возможны эксперименты по выявлению механизма социально-экономических явлений и экстремальные эксперименты.

Эксперименты по выявлению механизма социально-экономических явлений ставят своей задачей выяснить состав элементов, их характеристики, наличие и характер связей, влияние отдельных индивидуумов и их групп, общественных классов на эффективность, расход ресурсов, безопасность, надежность работы системы и др.

К экстремальным социально-экономическим экспериментам могут быть отнесены оптимизационные социально-экономические эксперименты, которые позволяют найти наилучшие условия и(или) предельно допустимые параметры конкретных процессов или ставят объект исследований в предельно возможные или наилучшие условия существования.

Примером экстремального социально-экономического эксперимента может быть названа известная «шоковая терапия» в Польше, России (начиная с 1992 года) при переходе от директивной экономики к рыночным отношениям.

Диагностические и сравнительные эксперименты часто проводят в форме деловой игры, мозговой атаки и др.

Деловой социологической игрой в системе управления будем называть экспериментальную реализацию с участием игроков (людей, экспертов) экономической или социальной искусственно созданной, спроектированной операции, ситуации в системе управления для оценки:

- реализуемости управленческих воздействий;

- конкретных временных, экономических, психологических параметров управляющих воздействий, затрат, эффективности, рисков, необходимых для достижения цели системы управления;

- снижения рисков, порождаемых в системе управления человеческим фактором, или получения другого результата.

Примером экспериментов по выявлению механизма явлений могут быть названы известные Хоторнские эксперименты (1927-1932г.г), а также эксперименты Герцберга. В Хоторнских экспериментах изучали влияние на повышение производительности труда на промышленных предприятиях различных факторов: условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства. По результатам экспериментов их организатор Мейо смог сформулировать социальную философию менеджмента.

Большую роль по исследованию механизма явлений играют ограниченные социально-экономические эксперименты с целью подтверждения эффективности, безопасности разрабатываемых решений по проведению социально-экономических реформ.

В связи с большими социальными рисками при проведении широкомасштабных натурных социально-экономических экспериментов представляется необходимым юридически определить понятия «допустимого риска», а некоторые виды экстремальных социально-экономических экспериментов запретить как не отвечающие понятиям морали общества, претендующего называться цивилизованным. При проектировании таких экспериментов в обязательном порядке должны создаваться резервы и программы по социальной и психологической реабилитации участников эксперимента (или нуждающейся в этом их части).

Кроме того, думается, участие индивидуума в таком эксперименте должно обязательно:

· базироваться на правдивой и полной информации о методах и возможных их последствиях;

· быть защищено запретом и конкретными мерами наказания за предоставление неполной, односторонней информации, обман, дезинформацию;

· быть осознанным и добровольным.

Представляется, что международное сообщество должно выработать критерии допустимости рисков, ущербов экстремальных экспериментов, ответственности на основе анализа их соответствия правам человека и, прежде всего, праву на жизнь.

Можно утверждать, что социально-экономический эксперимент является необходимым, но опасным элементом развития, связанным с повышенными рисками. Он дает возможность проверить на практике гипотезы относительно причин, «веса» определенных социально-экономических явлений:

· изменения философии экономической деятельности;

· изменения социально-экономических отношений при изменении технологий производства (технологическая теория государства);

· различных факторов мотивации для рутинного (факторы здоровья) и творческого (факторы мотивации) труда;

· -технологий исследований и производства товаров;

· организационных структур для разработки (матричные структуры), производства (гибкие автоматизированные), продвижения (вертикальные маркетинговые сети), эксплуатации (франчайзинг), утилизации товаров;

· влияния развития высоких технологий и их носителей (финансово-промышленных групп) на геополитическое положение и межэтнические отношения в государстве;

· влияния налоговой системы и межбюджетных отношений на развитие сепаратизма и национального экстремизма;

· влияния относительных затрат на систему государственного контроля социально-экономическую обстановку и трудовую активность населения, его мотивацию к труду.

Переход к маркетинговым стратегиям на рынках, а также усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль ограниченных по своим масштабам социально-экономических экспериментов, в частности, роль предшествующих, диагностических и сравнительных экспериментов.

Изменение философии экономической деятельности имеет место при кардинальном изменении социально-экономических условий деятельности. Например, в результате насыщения товарных рынков развитых стран произошел переход от сбытовых к маркетинговым стратегиям. Маркетинговая философия провозглашает основной задачей экономической деятельности наиболее полное удовлетворение потребностей.

Необходимость в переходе от сбытовых к маркетинговым стратегиям осознают ввиду опасности потери работы (в частности, вследствие разорения предприятия-работодателя). Позднее, по мере осознания социальных изъянов маркетинга в развитых странах был практически осуществлен переход к социально-этическому маркетингу.

Диагностические и сравнительные эксперименты часто проводят в форме деловой игры, мозговой атаки и др.

Деловой социологической игрой в системе управления будем называть экспериментальную реализацию с участием игроков (людей, экспертов) экономической или социальной искусственно созданной, спроектированной операции, ситуации в системе управления для оценки:

· реализуемости управленческих воздействий;

· конкретных временных, экономических, психологических параметров управляющих воздействий, затрат, эффективности, рисков, необходимых для достижения цели системы управления;

· снижения рисков, порождаемых в системе управления человеческим фактором, или получения другого результата.

Индивидуум, выступающий в качестве одной из сторон такой игры (игрока), является физической моделью реального предпринимателя, управленца, специалиста и др. Однако в ходе игры он принимает решения, действует в искусственно созданных лабораторных условиях, часто при противодействии такого же игрока.

Из теории игр известно, что для обеспечения возможности формального анализа игры при подготовке игры должны быть сформулированы и определены:

· условия игры как исходные данные для игроков;

· цели и задачи игроков;

· правила игры, в частности, критерии ее начала и конца;

· система условий, регламентирующая генерацию ходов:

- возможные варианты действий (ходов) игроков;

- объем информации каждой стороны о поведении другой стороны;

- результат (исход) игры, к которому приводит каждая данная совокупность ходов;

· правила оценки результатов игры;

· возможные варианты использования ожидаемых результатов игры.

Недостатки игрового подхода известны. Это, прежде всего, невозможность учесть: ошибки, возникающие под воздействием стресса в реальной (а не игровой) ситуации; азарт, возникающий в ходе игры.

Методология и методика неигровых сравнительных социально-экономических экспериментов в социологии, как считают, заимствованы из психологии. Основной методической особенностью таких неигровых экспериментов является то, что выделяют две группы участников эксперимента: экспериментальную и контрольную.

Экспериментальная группа работает в новых, исследуемых условиях. Например, в условиях новой системы организации или стимулирования труда.

Контрольная группа работает в тех условиях, которые реально существуют в период проведения эксперимента, и является «эталоном» для сравнения результатов, полученных в экспериментальной группе. В конкретном примере контрольная группа должна работать в условиях существующей системы организации или стимулирования труда.

Сопоставление результатов, полученных в каждой из групп, позволяет судить о достижении результатов эксперимента или отрицательном результате.

В связи с ростом влияния человеческого фактора в гибких и интеллектуальных системах управления, глобализацией последствий управленческих воздействий социально-экономические эксперименты должны получить дальнейшее теоретическое и практическое развитие.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие социально-экономического эксперимента.

2. Какие функции выполняет социально-экономического эксперимент.

3. Какие существуют виды социально-экономического эксперимента.

4. Приведите примеры различных видов экспериментов.

5. Что значит экстремальные социально-экономическим эксперименты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: