Лекция 13: Эмпирические методы исследования




 

Опрос [232] - метод сбора информации об изучаемых объектах, основанный на высказываниях и ответах отдельных участников исследуемой системы управления на определенные вопросы.

Опрос [233] —метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (рес­пондентам). Различают опросы письменные (анкетирование) и устные (интервью­ирование), очные и заочные (почто­вые, телефонные, прессовые), экс­пертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум), обще­национальные, региональные, локаль­ные и др.

Анкетирование [234] - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

Интервьюирование [235] - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого..

Беседы-опросы [236] - неформализованный способ сбора информации, мнений и суждений специалистов о системе управления.

Наиболее распространенными способами опросов являются: анкетирование; интервьюирование; опросы-беседы.

Анкетирование основано на сборе информации с помощью анкет со списком заранее подготовленных вопросов. В ряде случаев к каждому вопросу в анкете могут быть предложены возможные варианты ответов. Данный способ предназначен для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц, а также в случаях, когда работники организации находятся на значительных рас стояниях друг от друга. К достоинствам данного метода относится:

возможность включения в анкету тщательно продуманных вопросов, так как для этого, как правило, имеется время;

возможность получить от опрашиваемого продуманные ответы на вопросы,

небольшие затраты на использование данного метода сбора информации;

возможность опросить большой контингент людей (специалистов, респондентов и т. п.).

Недостатками анкетирования являются:

1) отсутствие возможности контролировать опрос и заполнение анкет (например: при каких обстоятельствах заполнялась анкета, были ли подсказки, ясны ли вопросы и в какой последовательности давались ответы на вопросы, было ли желание давать объективные ответы на вопросы), а также давать при необходимости разъяснения к ответам, что требует четкого формулирования вопросов и их состава;

2) возможность невозвращения анкет, что обусловливает целесообразность анкетирования в присутствии опрашиваемого.

 

Интервьюирование предназначено для сбора информации о СУ и основано на опросе участников проведения исследовательских работ. В нем участвуют интервьюер и интервьюируемый. В отличие от анкетирования вопросы здесь менее стандартизованы и подготовлены. Само по себе интервьюирование может быть письменным, устным, телефонным и с использованием других технических средств. В качестве опрашиваемых выступают специалисты, а при социологическом исследовании — потребители и другие участники рыночных отношений. Данный метод — один из универсальных способов поиска и сбора информации.

В общем случае вопросы интервьюирования можно классифицировать так: закрытые (да или нет), открытые, тематические, расширяющие тему и выясняющие или отражающие точку зрения, словесные или письменные, гипотетические, повторяемые.

По форме различают интервью двух типов: формализованное и свободное.

При формализованном интервью интервьюируемый отвечает лишь на заранее подготовленные вопросы интервьюера.

Свободное интервью менее формализовано. При этом интервьюер не оказывает четкого влияния на направленность опроса, а только иногда задает интервьюируемому направляющие вопросы. При этом достигается более откровенная атмосфера между сторонами, что обеспечивает получение более достоверной информации. Такая атмосфера не может быть создана при формализованном интервью, а тем более ее не нет при анкетировании.

К основным положениям проведения свободного интервью следует отнести:

1) общий план интервью, составляемый с учетом разделения СУ на подсистемы и элементы в зависимости от цели исследования; он подготавливается с помощью консультанта или без него и должен быть разработан заранее (за несколько дней до интервью);

2) интервьюер должен обеспечить максимально отсутствие помех, непринужденную, конфиденциальную и доверительную обстановку, включая соблюдение безопасности, интересов интервьюируемого и т.п.;

3) продолжительность интервью должна быть достаточной для сбора информации и составлять, как правило, около 2 ч;

4) ведение записей (письменных, аудио, видео и т.д.) целесообразно проводить с разрешения интервьюируемого;

5) интервьюер не должен вступать в спор с интервьюируемым или делать ему критические замечания;

6) интервью по широкому кругу вопросов СУ целесообразно проводить в несколько этапов.

 

Беседы-опросы — наименее формализованные способы сбора информации, мнений и суждений специалистов о СУ, чем анкетирование или интервьюирование. Однако, как и в предыдущих способах опроса, предполагается тщательная подготовка опрашиваемого к беседе. В частности, следует заготовить наиболее важные, корневые вопросы, на которые хотелось бы получить от опрашиваемого откровенные, объективные ответы. При этом надо соблюдать все те правила, которые используются при интервьюировании.

 

Нормативный метод исследований [237] - использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели.

Каждый из источников сведений и данных о СУ обладает определенными достоинствами и недостатками. Однако ни один из них в отдельности не может обеспечить достаточной полноты и достоверности собранной для исследования информации. Из этого следует, что для получения объективного и наиболее полного представления об исследуемом объекте необходимо использовать одновременно несколько источников сбора данных, постоянно корректируя их на основе появляющихся новых материалов. При этом собирать информацию можно как последовательно по всем иерархическим уровням, так и параллельно.

 

Социологическое исследование системы управления [238] - это разновидность исследований, в которой рассматривают общество и индивидуума как целостную социокультурную подсистему, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной информации.

Тестирование системы управления [239] - оценка «отклика» системы по значениям выходных параметров системы при фиксированных входных тестовых значениях.

Тест [240] - стандартизированные задания, ре­зультат выполнения которых позволя­ет измерять некоторые психофизичес­кие и личностные характеристики, а также знания, умения, навыки испы­туемого. 2. Вопросник, распространяе­мый как материал, используемый для конкретных социологических исследо­ваний. 3. В вычислительной технике — задача с известным ре­шением, предназначенная для про верки правильности работы цифро­вой вычислительной машины.

Социально-экономический тест [241] - искусственно вырабатываемое, однозначное, научно и социально дозированное воздействие на индивидуум, являющийся субъектом или объектом управления.

Тестирование систем управления

Тестирование системы управления проводят для оценки «отклика» системы по значениям выходных параметров системы при фиксированных входных тестовых значениях. Таким образом, основное назначение теста - контроль и установление соответствия между значениями входных и выходных параметров системы при выполнении различных функций и на различных режимах управления (ручной, автоматический).

Тестом условимся считать искусственное строго дозированное воздействие в процессе эксперимента на объект, позволяющее исследовать состояние объекта и(или) его системы управления по количественным параметрам реакции на это воздействие. Тестирование чаще всего базируется на кибернетическом подходе (абстрагировании от структуры) к объекту. Измеряют «вход» и «выход», оценивают их соотношение как нормальное или аномальное. Это контрольные исследования. При планировании и подготовке таких исследований открывается возможность заранее определить качественные и количественные характеристики реакции системы управления на дозированное тестовое воздействие.

Если в результате теста регистрируют предполагавшиеся при планировании результаты, то система управления находится в нормальном состоянии. Исследования рефлексионных систем управления с использованием социальных тестов позволяют упростить контроль систем управления как при испытаниях, так и в процессе эксплуатации.

Социально-экономическим тестом назовем искусственно вырабатываемое, однозначное, научно и социально дозированное воздействие на индивидуум, являющийся субъектом или объектом управления.

Практически часто используют такие социальные тесты, как «утечки информации из руководящих органов» о мероприятиях, ухудшающих деятельность, и др. Такой тест имеет целью выяснить, будет ли иметь то или иное действие общественный резонанс, а если будет, то какова будет его направленность и интенсивность и определить другие важные данные.

Гуннар Элиссон, эксперт в области индустриального развития, писал: «Никакая программа развития не может возникнуть случайно. Общества, организованные на основе частного капитала, стремятся минимизировать свои ошибки, даже если они многочисленны, и разработать такую систему поощрений, которая будет стимулировать проведение ограниченных по масштабу экспериментов; при этом их должно быть так много, чтобы достаточное число экспериментов закончилось успешно... Совершаемые ошибки настолько велики и сложны (в качестве примера можно привести экономический кризис 70-х годов), что невозможно даже определить, кто же несет за них ответственность. На кого же нам возложить вину за кризис 70-х: на Гуннара Странга, Ричарда Никсона, лорда Кейнса? Или, может быть, на Карла Маркса?».

Эксперименты являются активной формой исследований систем управления. Необходимость в экспериментальных исследованиях определяется тем, что они позволяют:

· выяснить поведение, разработать социологическую модель, провести социальную диагностику системы управления;

· определить в процессе исследований оптимальные (наилучшие) значения параметров социальных процессов;

· исследовать, оценить, снизить социальные издержки и риски системы управления.

При исследовании систем управления социально-экономические эксперименты могут играть роли по оценке:

· эффективности вариантов организации труда, мотивации собственников, персонала, посредников, потребителей;

· реализуемости социальных технологий (правильности способов и средств, логической последовательности действий при достижении целей, возможности конфликтов);

· затрат времени и (или) средств на управление;

· источников и уровня рисков, порождаемых «человеческим фактором» в системе управления.

При функционировании социально-экономических, организацинно-производственных автоматизированных систем управления могут быть выделены области:

1) рефлекторного реагирования определенным образом;

2) нерефлекторного реагирования при потере стойкости, прочности, устойчивости, действии на персонал сильного стресса.

Исходной точкой проектирования социально-экономического эксперимента должно быть выдвижение, исследование, подтверждение или отрицание гипотезы о рефлекторности системы управления, а также выделение ограничений и областей рефлексионного и не рефлексионного поведения персонала и гуманистической части внешней среды. Должны быть сделаны гипотезы о характере взаимодействия социальной и техногенной частей, процессов в исследуемых системах управления.

Как отмечалось, если система управления откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом, то ее называют рефлекторной. Такое наименование подчеркивает аналогию с рефлексами, которые существуют у любого организма и которые возникли в результате длительного процесса обучения и эволюции человека. Допущение о рефлекторности реакций позволяет прогнозировать социальные последствия управляющих воздействий.

Эксперименты могут проводить в естественных (натурных) условиях или при искусственно создаваемых (имитируемых) условиях и(или) искусственных воздействиях (тестах).

Тестирование системы управления проводят для оценки «отклика» системы по значениям выходных параметров системы при фиксированных входных тестовых значениях. Таким образом, основное назначение теста - контроль и установление соответствия между значениями входных и выходных параметров системы при выполнении различных функций и на различных режимах управления (ручной, автоматический).

Тестом условимся считать искусственное строго дозированное воздействие в процессе эксперимента на объект, позволяющее исследовать состояние объекта и(или) его системы управления по количественным параметрам реакции на это воздействие. Тестирование чаще всего базируется на кибернетическом подходе (абстрагировании от структуры) к объекту. Измеряют «вход» и «выход», оценивают их соотношение как нормальное или аномальное. Это контрольные исследования. При планировании и подготовке таких исследований открывается возможность заранее определить качественные и количественные характеристики реакции системы управления на дозированное тестовое воздействие.

Если в результате теста регистрируют предполагавшиеся при планировании результаты, то система управления находится в нормальном состоянии. Исследования рефлексионных систем управления с использованием социальных тестов позволяют упростить контроль систем управления как при испытаниях, так и в процессе эксплуатации.

Социально-экономическим тестом назовем искусственно вырабатываемое, однозначное, научно и социально дозированное воздействие на индивидуум, являющийся субъектом или объектом управления.

Практически часто используют такие социальные тесты, как «утечки информации из руководящих органов» о мероприятиях, ухудшающих деятельность, и др. Такой тест имеет целью выяснить, будет ли иметь то или иное действие общественный резонанс, а если будет, то какова будет его направленность и интенсивность и определить другие важные данные.

Теоретические основы проектирования рефлекторных испытаний высокотехнологичных товаров разрабатываются и описаны в четвертой главе настоящей книги.

Модель исследования систем управления

Модель [242] — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования.

Модель [243] — 1. Мысленный или условный образ аналог к.-л. объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты. 2. Формализованная теория, на основе корой может быт сделан ряд предположений. 3. Симво­лическое изображение структуры типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах. 4. Стандарт для измерения отклонений в реальных процессах от предполагаемы. 5. В психологии — образец для подражания.

Модель в науке [244] — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

Классификация моделей[245]:

по способу отражения действительности: аналоговая модель, иконическая модель (то же: портретная модель), концептуальная модель, структурная модель, функциональная модель;

по предназначению (цели создания и применения) модели: балансовая модель, дескриптивная, модель (то же: описательная модель), имитационная модель,информационная модель, нормативная модель (то же: прескриптивная модель), в т. ч. оптимальная модель (то же: оптимизационная модель);

по способу логико-математического описания моделируемых экономических систем: аналитическая модель, вероятностная модель (то же: стохастическая модель), детерминированная модель, дискретная модель, линейная модель, математико-статистическая модель, матричная модель, нелинейная модель, непрерывная модель, модель равновесия, неравновесная модель, регрессионная модель, сетевая модель, числовая модель, эконометрическая модель: дискретного выбора, непрерывной длительности (выживания), логит-модель, пробит-модель, тобит-модель;

по временному и пространственному признаку: гравитационная модель, динамическая модель (см. динамические модели экономики), модели с “бесконечным временем”, статическая модель, точечная модель, трендовая модель и др.;

по уровню моделируемого объекта в хозяйственной иерархии: глобальная модель, макроэкономическая модель (то же: агрегатная модель), микроэкономическая модель;

по внутренней структуре модельного описания системы: автономная модель, закрытая модель, комплекс моделей, многосекторная модель (многоотраслевая, многопродуктовая), однопродуктовая модель, открытая модель, система моделей (в т. ч. многоуровневая или многоступенчатая).

Способы формирования моделей: в результате прямого наблюдения и изучения некоторых явлений действительности (феноменологический способ), вычленения из более общей модели (дедуктивный способ), обобщения более частных моделей (индуктивный способ).

Моделирование [246] (от лат. modu­lus — мера, образец) — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения управления ими и прогнозирования.

Моделирование [247] — 1. Исследование объектов познания на моделях. 2. Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, а также предполагаемых (конструируемых или проектируемых) объектов.

Экономико-математическая модель [248] — математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляются как синонимы). Модель может описывать либо внутреннюю структуру объекта, либо (если структура неизвестна) его поведение, т. е. реакцию на воздействие известных факторов (принцип “черного ящика”). Один и тот же объект может быть описан различными моделями в зависимости от исследовательской или практической потребности, возможностей математического аппарата и т. п.

Группы экономико-математических моделей: модели, отражающие преимущественно производственный аспект экономики, модели, отражающие преимущественно социальные аспекты экономики.

Модель концептуальная [249] - стратегический план исследования содержащий теоретико-методологические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, методик сбора и обработки данных.

Модель статистическая [250] - совокупность допущений, лежащих основе статистического теста и относящихся к форме данных, характеру переменных, природе выборки, при­роде генеральной совокупности, из которой была получена выборка.

Матричные модели [251] — В социологии — прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств соц. объектов, значение которых определя­ется в соответствии с правилами тео­рии матриц.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют основные методы наблюдений.

2. Назовите недостатки и преимущества различных методов наблюдений.

3. Дайте определение социально-экономическому тестированию.

4. Приведите классификацию моделей.

5. Дайте определение нормативного метода исследований.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: