Организация исследования [252] — система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ.
Технология [253] — это вариант рационального построения процесса исследования.
Процедура исследования [254] - последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.
Программа исследований [255] — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Алгоритм [256] — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
Научное исследование предполагает[257]: постановку задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировку исходных гипотез; сбор данных; анализ и обобщение полученных результатов; проверку гипотез; формулирование утверждений.
Этапы исследования[258]:
сбор информации и выявление проблем - распознавание;
определение конкретного объекта и предмета исследования - распознавание;
постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;
определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
|
анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержание и характеристик;
выявление влияющих на проблему факторов и их связей;
выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;
сбор данных и факторов необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;
определение условий, путей и методов решения задач;
формулирование исходных гипотез;
теоретический анализ исходных гипотез;
планирование и организация экспериментов;
проведение эксперимента;
анализ и обобщение полученных результатов;
проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов;
внедрение полученных результатов.
Планирование [259] - процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.
План исследования [260] — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Участниками исследования СУ могут быть[261]:
персонал организации, выполняющий профессиональные управленческие функции в соответствии со своими должностными обязанностями;
|
персонал постоянного или временного исследовательского подразделения организации;
специализированные консультанты;
профессиональные исследователи научно – исследовательских, аудиторских организаций.
Оценка результатов исследования
Оценка [262] —соотнесение какого-либо объекта с принятым критерием, образцом, нормой. Определение цены ч.-л.
Качество [263] — Совокупность свойств, присущих данному объекту, представляющих его сущностную определенность, в силу чего он является данным, а не иным объектом.
Качество исследования [264] – это относительная совокупность характеристик исследовательских работ, связанных с изучением системы в соответствии с поставленными целями.
Показатели отражающие качество и результативность ИСУ: достижение целей; сроки выполнения; ценность и уровень новизны результатов; актуальность и значимость; масштаб внедрения; технический, научно – методологический, методический уровень исследования; эффективность результатов.
Эффективность [265] — отношение нового ресурса или прироста старого ресурса в результате процесса подготовки или реализации управленческого решения к затратам на этот процесс.
Эффективность [266] - одна из возможных характеристик качества некоторой системы, в частности, экономической, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.
Виды эффективности[267]:
Организационная эффективность - результат достижения организационных целей за счет меньших усилий, меньшего числа работников или меньшего времени;
|
Экономическая эффективность — соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного решения и затрат на его подготовку и реализацию;
Социальная эффективность - результат достижения социальных целей для большего количества работников и компании за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами;
Технологическая эффективность — результат достижения отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства, запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или меньшими финансовыми затратами;
Психологическая эффективность — результат достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими психологическими затратами;
Правовая эффективность - степень достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами;
Экологическая эффективность — это результат достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами.
Эффективность исследования [268] — это определение или нахождение такого варианта проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху. Но это определение можно дополнить более точным.
Параметр эффективности исследования [269] - относительные значения наиболее важных параметров системы и(или) исследования, а также отношения таких параметров, которые позволяют оценить качество решения проблемы и достижение, поставленных перед системой целей.
Диагностика систем управления
Диагностика [270] - установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта и соотношение параметров объекта и внешней среды с целью выявления возможных отклонений, причин их появления.
Диагностика системы управления – деятельность направленая на определение соответствиятекущей операционная деятельность компании поставленным задачам и целям бизнеса.
Цeль диaгнocтики - пoвышeниe эффeктивнocти paбoты предприятия нa ocнoвe cиcтeмнoгo изyчeния и анализа его деятельности.
Зaдaчи диaгнocтики[271]: идeнтификaция peaльнoгo cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa; иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми; выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм paзpeзe; ycтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния; пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций.
Требования к менеджерам исследовательского типа[272]: целеустремленность, профессиональная компетентность, объективность, настойчивость, рациональность, уверенность, любопытство, любознательность, аттрактивность, экономность, объективность, простота, перестраиваемость (адаптивность), сопереживание, самооценка, предвидение и научная интуиция, доверие, законопослушность, добросовестность, честность, креативность, деловитость, заинтересованность, способность проблемно и системно мыслить, авторитетность (соответствие ожидаемым результатам), аналитичность, антиномичность, умение воспринимать, принимать, понимать и использовать другие точки зрения отличные от собственных и даже противоположные им), безинерционность мышления, доброжелательность, здавомыслие, имитационность (умение имитировать), инициативность (внутреннее стремление к новому), инновационность мышления, восприятие общечеловеческих ценностей, общий кругозор и эрудиция, оригинальность мышления и логичность, научная корректность, научный кругозор, общий культурный уровень, открытость, интеллектуальный потенциал, латентность руководства, организованность, ответственность, терпимое и конструктивное отношение к критике, самокритичность, порядочность, превентивность мышления, проблемность, пунктуальность и точность, трудолюбие и работоспособность, саморегуляция, сбалансированная компромисность, системное и панорамное восприятие реальности, справедливость, уважительность к окружающим, уверенность в коллегах и своих людях, чувство долга, чуткость к людям, экспрезентность (умение делать правильные выводы при минимуме времени), этичность.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию диагностика.
2. Назовите требования к исследователям.
3. Назовите и опишите виды эффективности.
4. Опишите этапы исследования.
5. Что предполагает научное исследование.
6. Дайте определение технологии и алгоритма.
Лекция 15: Исследование функций, управленческих решений структур управления[273]