ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ
(с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.)
Учитель-логопед:
Углева Татьяна Павловна
Верещагино 2017 г.
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………2
2.Первый этап (изучение импрессивной речи)………………………………………………………………………………….3
3.Таблица №1…………………………………………………………………………………………………………………….10
4.Второй этап (изучение неречевой функции ребенка)……………………………………………………………………….11
5.Таблица №2…………………………………………………………………………………………………………………….12
6.Третий этап (изучение невербальных компонентов коммуникации)……………………………………………………...13
7.Таблица №3…………………………………………………………………………………………………………………….13
Пояснительная записка
В последнее время увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми». Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.
Логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.
Первый этап направлен на изучение импрессивной речи (понимание речи). В него входят задания на понимание названий предметов и действий; обобщающих слов; понимание значений глаголов; определение источника звуков в пространстве и т.д.
|
Второй этап направлен на изучение неречевой функции ребенка и предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно).
Третий этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.
Предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашенными, вызывать желание их выполнять. Будьте доброжелательными, отзывчивыми, заинтересованными по отношению к ребенку и к тому, что он делает. Используйте различные средства стимуляции и положительного подкрепления его деятельности.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
(изучение импрессивной речи)
Задание 1. Понимание названий предметов и действий.
Предложите ребенку выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Далее следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…»
Задание 2.Понимание обобщающих слов.
Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…»
Задание 3. Знание частей тела человека и животных.
Попросите ребенка показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предложите ему определить части туловища животных (на муляжах). Например: «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?»
|
Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением.
Разложите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопрос типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?»