Исследование структур управления




Организационная структура управления — цело­стная совокупность соединенных между собой информа­ционными связями элементов объекта и органа управле­ния. Она отражает строение системы управления, содер­жанием которой являются функции управления, верти­кальное и горизонтальное соотношение уровней управ­ления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.

Организационной основой системы управления яв­ляется ее структура. Структура определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управ­ленческих решений по уровням, а следовательно, и са­мо число уровней управления. Иными словами, струк­тура управления является той организационной фор­мой, в рамках которой осуществляется процесс управ­ления. Таким образом, спроектировать достаточно эф­фективную структуру управления — значит определить такое соотношение ее элементов, при котором наибо­лее оперативно и своевременно выполняются требова­ния объекта управления.

Широкие возможности для исследования и проекти­рования структуры управления в целом создает организационное моделирование. Это один из методов иссле­дования, в основе которого лежит кибернетическая мо­дель, позволяющая для каждого уровня управления рас­пределить полномочия и ответственность работников, которые, в свою очередь, являются базой для построения и оценки различных вариантов организационной струк­туры. Преимущества данного метода раскрываются следующими обстоятельствами:

1. Метод организационного моделирования позволя­ет решать задачи, основными параметрами которых яв­ляются непосредственные характеристики организаци­онной структуры, например, задачу группировки управ­ленческих решений по уровням, задачу формирования состава и перечня структурных подразделении, разработ­ки документации, регламентирующей деятельность под­разделении и системы в целом.

2. Организационное моделирование развивается как в научно-теоретическом плане, так и в направле­нии, носит прикладной характер и может охватывать различные аспекты при формировании структуры уп­равления: управленческий, информационный, соци­ально-психологический. Это создает возможность для комплексного рассмотрения вопросов, стоящих на пу­ти решения проблемы, начиная с расчета количествен­ных параметров и кончая организационным регламен­тированием подразделений.

3. Данный подход позволяет моделировать различные варианты организационной структуры, не прибегая к натурным экспериментам, проведение которых в реаль­ных условиях связано, как правило, с различными труд­ностями финансового и временного характера.

Таким образом, метод организационного моделирова­ния является наиболее универсальным и современным для проектирования организационной структуры и процессов принятия решений.

Понятие структуры — одно из многозначных понятий. Оно, как и любое другое поня­тие достаточной степени общности, содержит в себе раз­личные смысловые уровни, соответствующие до некото­рой степени этапам его исторического развития в челове­ческом познании. Проблема состоит в том, чтобы за этой многозначностью усмотреть единое содержание, выявить смысл, объединяющий самые различные и порой проти­воположные значения этого слова.

Часто структура понимается как рисунок, как некоторая внешняя картина явления или объекта исследования. Ясно, что картина объекта позволяет лишь так или иначе описать его, но сама по себе не дает еще его объяснения. И тем не менее в картине явления или объекта исследования, составленной по определенному принципу, с самого начала может усматриваться некоторая целостность. Структура — это устойчивая картина взаимных отношений элементов целостного объекта.

Для того чтобы на первом этапе познания представить объект как систему, необходимо так или иначе расчле­нить объект, выявить, например, его пространственно ограниченные части или найти другие формы расчлене­ния объекта, а затем констатировать существование отношений этих частей в целостной картине объекта. Пред­ставляя объект как систему, мы даем предварительную кар­тину составных частей объекта в их взаимных отношениях. Система часто определяется как некоторая совокупность отношений частей или элементов, и такое определение способствует более определенному формулированию за­дачи исследования, с тем чтобы в дальнейшем перейти к структурному анализу системы. При этом в зависимости от условий задачи и опираясь на предварительные дан­ные эмпирического знания, можно представить один и тот же объект в качестве самых различных систем. Число способов системного представления объекта не имеет ограничений, как не имеет ограничений само название. Однако, изображая объект как систему, мы лишь получа­ем возможность подойти к структуре объекта, но еще не знаем действительной картины его структурных отноше­ний. Дальнейший, более глубокий шаг в познании заключается в поисках закономерностей системных отношение целостного объекта.

Первоначально объект предстает как некоторая система свойств, которые характеризуют внешние отноше­ния объекта в его целостных проявлениях. Уже здесь имеет место системное рассмотрение, хотя еще не известна структура объекта, предполагающая прежде всего внут­ренние отношения элементов. Переход от системы целост­ных свойств к структуре может быть осуществлен при условии, если найдены элементы и их устойчивые отношения, которые связаны с природой этих свойств, что и позволяет объяснить эти свойства. Этот переход от систе­мы к структуре может быть длительным процессом, в ко­тором элементы системного и структурного анализов переплетены и неотделимы друг от друга. Они могут быть отличимы только на уровне метатеоретической абстрак­ции. Оставаясь на уровне системного анализа, можно осу­ществлять поиски элементов системы и их взаимных от­ношений. Уже здесь открывается возможность поиска внутренних отношений частей объекта в соответствии с теми или иными заданными условиями исследования. Задание этих условий определяется исторически сложившейся системой знания, вытекает из этой системы. Однако, поскольку речь идет о постановке проблемы, это задание не может определяться однозначным образом. Отсюда возникают множественность системного подхода, возмож­ность рассмотрения объекта в качестве самого различного набора систем.

Важно подчеркнуть, что эта множественность не толь­ко открывает путь всестороннему анализу, но и заключает в себе возможность произвольной интерпретации объекта познания. В силу этого в научном познании часто возника­ет такая ситуация, когда объект как некоторая объективная целостность исчезает из рассмотрения и остается лишь предмет исследования, определяемый целиком условиями данной задачи. И хотя сама постановка задачи детерми­нируется закономерностями познавательной деятельности, тем не менее, поскольку такого рода закономерности, составляя предмет особой области философского знания, не исследуются в рамках данной специальной области науки, объект в его целостности и объективной данности остает­ся вне сферы специальной области научного знания, если исследователь не переходит от системного рассмотрения к познанию структуры. Ибо структурный подход позволяет сформулировать принципы отбора необходимых отноше­ний среди многообразия системных рассмотрений.

Собственно структурный анализ системы начинается с выявления определенного состава системы, с детально­го исследования частей, или, иначе, элементов, с откры­тия их неделимости в определенном отношении. Это от­ношение при дальнейшем анализе рассматриваемой сис­темы предстает как структурное отношение. Понятие элемента, строго говоря, не совпадает с понятием систе­мы. Структурный анализ идет от понятия части к понятию элемента. Выявляя первоначально части системы, исследуя ее состав, мы затем уточняем это знание состава и перехо­дим к поискам элементов системы. Тем самым от систем­ного рассмотрения мы начинаем переходить к структур­ному. Понятие части системы можно рассматривать как первоначальную ступень в процессе формирования поня­тия элемента структуры. Может оказаться, что часть и эле­мент — это один и тот же объект и их различие определя­ется лишь уровнем исследования. Однако, вообще говоря, в реальном научном познании открытие элементов исследуемой системы уточняет понятие части данной системы таким образом, что эти понятия оказываются совершенно различными по содержанию.

Вы­являя структуру объекта, мы прежде всего рассматрива­ем объект как систему, т.е. усматриваем в нем некото­рый комплекс частей. Затем выявляем элементность этих частей, и уже эта элементность частей дает первую структурную характеристику системы. Структурные отноше­ния важны не сами по себе, но только в той связи, в какой они характеризуют устойчивость системы, выявляя тем самым еще один ее структурный инвариант. Наконец целостные свойства системы дают в некотором отношении итог исследования. Правда, рассматриваемые в предварительном плане целостные свойства, предстают как внешняя картина объекта. Однако научный анализ дает возможность понять их как результат структуры объекта. Структура, таким образом, есть устойчивое единство элементов, их отношений и целостности системы.

Выявляя в понятии структуры различные его аспекты, мы осуществляем аналитический способ рассмотрения. Расчленение объекта познания на элементы, их отношения и выявление целостных свойств объекта представляют собой характерную черту научного исследования. Однако аналитическое рассмотрение необходимо дополнять синтетическим. Более того, наиболее ценны и действительно новые результаты достигаются на пути последующего синтеза. Аналитически расчлененное понятие структуры синтезируется на основе идеи сохранения или инвариантности в самом широком значении этого последнего термина. Эта идея служит тем объединяющим принципом, который позволяет синтезировать элементы, их отношения и целостные свойства системы в едином понятии структу­ры. Подобного рода синтетическое соединение различных аспектов в одном понятии на основе какого-либо единого принципа составляет характерную черту многих научных понятий.

Для современного естествознания типичен структурный подход. Современная наука, сохра­няя методы причинного анализа, на первый план выдви­гает принцип структурного объяснения, который в неко­тором отношении может быть понят как дальнейшее развитие принципа причинности. Принцип структурности приобретает весьма общее значение и находит свое при­менение в самых различных областях науки.

При анализе функций системы управления можно использовать анкету функционального аудита:[274]

1) Какая основная задача, функция реализуется структурой?

2) Если представить идеально работающую структуру, как в таком случае она выглядит?

3) Что будет, если ликвидировать рассматриваемую структуру?

4) Какие и сколько целей, функций выполняет структура, нельзя ли часть из них сократить или передать другим структурам?

5) Каким другим способом можно выполнить функции структуры?

6) В каких других областях деятельности существуют подобные структуры и, если они работают лучше, нельзя ли позаимствовать принципы их организации?

7) Можно ли разделить структуру на части?

8) Можно ли объединить несколько структур с подобными функциями?

9) Есть ли у структуры периоды более и менее напряженной работы и нельзя ли их полезно использовать?

10) Если загрузка структуры носит периодический характер, нельзя ли сделать ее постоянной?

11) Нельзя ли поменять последовательность действий структуры (сначала продать товар, а потом произвести его)?

12) Нельзя ли исключить подготовительные, предварительные, вспомогательные функции при работе структуры?

13) Какой элемент структуры самый слабый, напряженный, критичный (самое узкое место)? Нельзя ли его отделить от структуры?

14) Какие элементы структуры в первую очередь дают сбои?

15) Какие факторы, функции в работе структуры самые “вредные” и нельзя ли их использовать?

16) Нельзя ли упростить структуру, добиваясь не 100% полезного эффекта, а чуть меньше или чуть больше?

17) Можно ли заменить специальные, уникальные, требующие индивидуального подхода операции стандартными процедурами?

18) Какие дополнительные функции может выполнять структура?

19) Можно ли заменить элементы структуры более “дешевыми”, компенсировав замену перестройкой работы структуры?

20) Где в структуре заложена избыточная надежность или качество выполнения функции?

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите порядок формирования состава функ­ций управления.

2. Назовите основные функции управленческой деятельности.

3. В чем суть исследования управленческих решений.

4. Какой метод является наиболее универсальным и современным для проектирования организационной структуры и процессов принятия решений.

5. С чего начинается структурный анализ.

6. Назовите основные вопросы функционального аудита.

 

 


[1] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[2] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[3] Большая советская энциклопедия.

[4] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. г.Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997,-400 с.

[5] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[6] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[7] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[8] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[9] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 428, 570.

[10] Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 280, 330.

[11] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[12] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 428, 570.

[13] Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 280, 330.

[14] Криворученко В. К. цитируется по сайту https://www.zpu-journal.ru/

[15] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[16] Смирнов Э.А. «Управленческие решения». М, Инфра-М, 2001.

[17] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[18] Большая советская энциклопедия.

[19] Большая советская энциклопедия.

[20] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[21] Общая психология.Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.

[22] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

[23] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[24] Закон республики Татарстан «О науке и научной деятельности»
(в ред. закона от 04.05.2006 №35-зрт)

[25] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[26] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[27] Советский энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

[28] Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

[29] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1

[30] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[31] Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках. Метафизические размышления. Начала философии. – М.: Вежа, 1998.

[32] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1 https://www.methodolog.ru/

[33] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1 https://www.methodolog.ru/

[34] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1 https://www.methodolog.ru/

[35] Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Политиздат, 1974.

 

[36] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1 https://www.methodolog.ru/

[37] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[38] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[39] Большая советская энциклопедия.

[40] Большая советская энциклопедия.

[41] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[42] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[43] В.В. Мацкевич Энциклопедия социологии

[44] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[45] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[46] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[47] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[48] История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

[49] Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

[50] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1 https://www.methodolog.ru/

[51] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1 https://www.methodolog.ru/

[52] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии "Мир образования -образование в мире", 2008, № 1 https://www.methodolog.ru/

[53] Станислав ЛЕМ Сумма технологий https://lib.ru/LEM/summa/summtitl.htm

[54] Википедия — свободной энциклопедии

[55] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[56] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[57] Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[58] Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[59] Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[60] Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[61] Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[62] Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[63] Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[64] Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

 

[65] Воскобойников А. Э. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2004. - 403 с.

[66] Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, 8-е дополненное издание, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 страниц.

[67] Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, 8-е дополненное издание, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 страниц.

[68] Higgins, James M. 101 способ творческого решения проблем: справочник по поиску новых идей для бизнеса. The New Management Publishing Company, 1994,

[69] Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 57-74. [ https://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/philosophy/popper.html ]

[70] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.

[71] Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989. — 519 с.

[72] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[73] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[74] Мухин В.И. Исследование систем управления. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.

[75] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[76] История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

[77] Мухин В.И. Исследование систем управления. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.

[78] Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[79] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[80] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[81] Мухин В.И. Исследование систем управления. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.

[82] Мухин В.И. Исследование систем управления. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.

[83] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[84] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[85] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[86] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[87] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[88] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[89] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[90] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[91] Демидова А.В. Исследование систем управления: Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2006.- 96 с.

[92] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[93] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[94] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[95] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[96] Воскобойников А. Э. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2004. - 403 с.

[97] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[98] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[99] Толковый словарь русского языка Ушакова.

[100] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[101] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[102] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[103] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[104] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[105] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[106] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[107] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[108] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[109] Спицнадель В. Н.С Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[110] Спицнадель В. Н.С Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[111] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[112] Спицнадель В. Н.С Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[113] Б. Г. Юдин. Цитируется по Большой советской энциклопедии.

[114] Спицнадель В. Н.С Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[115] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[116] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[117] Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру

[118] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[119] Большая советская энциклопедия

[120] Большая советская энциклопедия

[121] Большая советская энциклопедия

[122] Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[123] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[124] https://www.cfin.ru/management/strategy/classic

[125] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[126] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[127] Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20. Цитируется по Большой советской энциклопедии

[128] Большая советская энциклопедия

[129] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

 

[130] Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[131] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[132] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[133] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[134] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона цитируется по slovari.yandex.ru

[135] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[136] Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[137] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[138] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

[139] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[140] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[141] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[142] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[143] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[144] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[145] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[146] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[147] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[148] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[149] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[150] «Психологос», 2010 https://www.psychologos.ru

[151] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[152] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

[153] Цитируется по: Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[154] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[155] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[156] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[157] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[158] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[159] Спицнадель В. Н.С Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[160] Спицнадель В. Н.С Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[161] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[162] Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

[163] Большая советская энциклопедия

[164] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Цитируется по https://slovari.yandex.ru

[165] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[166] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[167] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[168] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: