Тема 1-2: МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. НАПРАВЛЕНИЯ МИФОКРИТИКИ. НЕОМИФОЛОГИЗМ (РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА).
- Мифологическая школа как направление в фольклористике и литературоведении 19 в. Эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей как философская основа мифологической школы. Труды братьев В. и Я. Гримм.
- Мифологическая школа в России (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер).
- Связь мифологической школы и сравнительно-исторического метода (работы Ф.И.Буслаева, А.Н. Веселовского).
- «Ритуальная» критика.
· Ритуализм восходит к мифообъясняющим теориям антропологов ХIХ в.: Б.Фонтенеля, Э.Тайлора, А.Ланга
· Методология антропологической школы (анимистическая теория и концепция пережитков Э.Тайлора) как методологическая база Фрейзера. Стремление объяснить художественные произведения посредством мифов и ритуалов – «Золотая ветвь» (1890). Миф как словесный эквивалент ритуала.
· Идеи Дж. Фрейзера («Золотая ветвь») и «кембриджская группа» мифокритики.
- «Архетипная» мифокритика и аналитическая психология К.Юнга.
- Ритуально-мифологическая школа (неомифологическая) как синтез ритуально-мифологической теории и аналитической психологии К. Г. Юнга. Приоритет ритуала над мифом; первостепенное значение ритуала в происхождении литературы, искусства, философии; требование рассматривать ритуально-мифологические модели не как источник поэтической фантазии, а как её структуру «Литературная антропология» Н. Фрая (и его утверждение абсолютного единства ритуала, мифа, архетипа и возведение к ним литературных образов и жанров).
- Понятия: миф, мифологема (мифема), мифопоэзия, архетип, ритуал, мономиф.
Индивидуальное задание:
1. Научная деятельность Ф.И.Буслаева.
2. В.Я.Пропп. Проблема генезиса волшебной сказки из древнего мифо-ритуального комплекса в труде В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (структура и семантика волшебной сказки в контексте погребального обряда и обряда инициации)
3. Ритуалистическая методология в труде М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса» (фольклорно-мифо-ритуальные корни литературы позднего средневековья и Ренессанса).
4. Исследование роли архаического ритуала в становлении структуры фольклорных и ранних литературных жанров в работе О.М.Фрейденберг «Поэтика сюжета и жанра».
Литература:
- Погребная Я. В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики. Учебное пособие. 2-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2011. - 177 с. URL: https://www.biblioclub.ru/83460_Aktualnye_problemy_sovremennoi_mifopoetiki_Uchebnoe_posobie.html
- Академические школы в русском литературоведении / Отв. ред. Н..А.Николаев. — М., 1975.
- Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цурганова. – М., 2004.
- Изучение мифологии. В кн.:Мифы народов мира:Энциклопедия. В 2-х тт. Т.1. С.16-20.
- Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении А. - М., 1984.
- Ярошенко Л.В. Неомифологизм в литературе ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002.
- Проппа В.Я. Исторические корни волшебной сказки. / Сост., науч. ред., текстологический коммент. И.В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 2006.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997. Тема:
Тема 3-4: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.
1. Возникновение и развитие психологического направления в литературоведении (принципы «эстопсихологии» Э.Эннекена).
2. Теория слова А.А.Потебни. Понятие «внутренней формы» слова. Аналогия между словом и художественным произведением.
Конспект: Из книги «Хрестоматия по теории литературы» – М.: Просвещение, 1982. А.А.Потебня «Мысль и язык» (1862), А.А.Потебня «Из записок по теории словесности» (1905).
3. Психология искусства Л.С.Выготского.
4. Психология бессознательного З.Фрейда и психоаналитический метод в литературоведении (психоанализ; «либидо»; сублимация; комплекс неполноценности; «эдипов комплекс»)
5. «Коллективное бессознательное» К.Г.Юнга и психология искусства (понятие архетипа; мифологема). Теория Юнга и мифологическое направление в литературоведении.
6. Психоанализ и феминизм. Понятие гендера.
Литература:
1. Лоскутникова М. Б. Русское литературоведение XVIII-XIX веков: истоки, развитие, формирование методологий. Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. - 349 с. URL: https://www.biblioclub.ru/57988_Russkoe_literaturovedenie_XVIII-XIX_vekov_istoki_razvitie_formirovanie_metodologii_Uchebnoe_posobie.html
Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. Сост. Хрящева Н. П.- М.: Флинта, 2011. - 456 с.
https://www.biblioclub.ru/69123_Teoriya_literatury_Istoriya_russkogo_i_zarubezhnogo_literaturovedeniya_.html
3. Митчелл Дж. Святое семейство (глава из книги «Феминизм и психоанализ») // Современная литературная теория. Антология. / Сост. Кабанова И.В. – М., 2011. https://ibooks.ru/reading.php?productid=23519
4. Шоултер Э. Наша критика // Современная литературная теория. Антология. / Сост. Кабанова И.В. – М., 2011. https://ibooks.ru/reading.php?productid=23519
5. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.
6. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход. – М., 2002.
7. Западное литературоведение 20 века. Энциклопедия. – М.,2004.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
9. Аверинцев С.С. Аналитическая психология Г.Юнга // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. – М., 1972.