Класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основная цель которого – специальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
Исходя из целей, предмет решает следующие задачи:
· формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
· максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученика на различных этапах обучения;
· воспитание у школьника целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Основной задачей обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью (F71) является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.
Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети.
Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития. Обучение математике выстраивается с учетом особенностей познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей и служит для их компенсации и коррекции.
Познавательная деятельность детей с умеренной умственной отсталостью (F71) особенно затруднена в вопросах овладения элементарными математическими знаниями. С большим трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д.
Общая характеристика учебного предмета «Математические представления»
Математический материал представлен разделами: пропедевтика; нумерация натуральных чисел в пределах 100; число и цифра 0; единицы измерения величин; арифметические действия с натуральными числами; элементы геометрии; решение текстовых арифметических задач.
Распределение учебного материала представлено с учетом индивидуальных возможностей ученика. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Геометрический материал представлен на каждом уроке.
Содержание обучения математике для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое.
С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности.
Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т.п.).
Реализуется обучение по математике в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.
Одна из главных задач уроков математики в школе - научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс.