Существует несколько методов определения потребности в товарах.




1. Метод экстраполяции динамических рядов продажи и товарных остатков. В этом случае целесообразно брать данные за достаточно длительный период, что уменьшает погрешность в расчетах. Однако в условиях инфляции применение данного метода затруднительно.

2. Метод использования коэффициента эластичности позволяет рассчитать прирост объема продаж при росте покупательной способности населения. С помощью этого метода осуществляется увязка товарооборота с покупательной способностью. Однако применение данного метода также вызывает сложности в условиях инфляции.

3. Нормативный метод определения потребности в товарах. В основе этого метода лежат рациональные нормы потребления, которые могут отражать фактическое состояние потребления и перспективные потребности. Для расчета используются рациональные нормы обеспеченности непродовольственными товарами и физиологические нормы потребления важнейших продуктов питания. Они разрабатываются в расчете на душу населения или на семью. При использовании этого метода коммерсанту следует помнить, что потребности развиваются, изменяются представления о рациональных потребностях, поэтому данные нормы должны корректироваться, т.е. следует своевременно реагировать на происходящие изменения.

Достаточно часто для расчета объема закупки товаров используется балансовый метод, учитывающий объем продажи, а также товарные запасы на начало и конец планируемого периода. На основе этих данных определяется потребность в товарах:

П + Р + В + Зк + Зн,

где П — потребность в товарах (в натуральном измерении);

Р — объем реализации в сумме (в натуральном измерении);

В — прочее выбытие товаров;

Зк — запасы товаров на конец планируемого периода в сумме (в натуральном измерении);

Зн — запасы товаров на начало планируемого периода (в натуральном измерении).

Полученные расчеты подвергаются экспертизе специалистов и могут быть скорректированы с учетом факторов, повлиявших на ту информацию, которая использовалась для расчета.

Для расчета потребности в товарах могут быть использованы и другие методы. В каждом конкретном случае выбор метода диктуется условиями, в которых работает торговая организация, целями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.

Принятое на основе расчетов и обоснования коммерческое решение об объемах оптовых закупок отражается в потребительском заказе.

Товарные запасы — количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату (ГОСТ Р 51303–2013).

Товарные запасы — важный финансово-экономический показатель деятельности оптовой торговли, выражаемый в днях реализации. Как правило, на оптовых складах товарные запасы находятся 20–40 дней в зависимости от группы однородных товаров. Исключение составляют товары с ограниченными сроками хранения или годности. Для оптовой организации товар представляет главную статью дохода только в том случае, если он будет продан, если он закупался для перепродажи с целью получения прибыли. Поэтому коммерческая служба оптовой базы должна проводить грамотную работу по закупке конкурентных товаров, удовлетворяющих потребительский спрос. Если ассортимент, количество, качество товаров не соответствуют потребительскому спросу, это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии товарных запасов, неэффективной коммерческой деятельности в этом направлении. Коммерческая деятельность может считаться успешной в том случае,если на оптовой базе обеспечено поддержание товарных запасовна таком уровне, который полностью удовлетворил бы спрос покупателей.

Завоз товаров на склад предшествует созданию товарных запасов. Эта услуга может быть частью закупок товаров, а может являться самостоятельной операцией в технологическом цикле торгового оптового предприятия. Такой характер услуги определяется договором с поставщиком товаров, поскольку в договоре может быть предусмотрен завоз товаров транспортом поставщика или получателя, а также сторонних организаций, оказывающих транспортные услуги. Разный характер завоза обслуживает размер затрат на транспортирование товара, что влияет на его цену, а также место проведения приемосдаточного контроля.

Хранение товаров — необходимая услуга по обеспечению количества и качества товарных запасов на оптовых складах. В технологическом цикле товародвижения хранение является одним из этапов, предназначенных для поддержания количества и качества товаров без значительных потерь. Этот этап следует непосредственно за завозом товаров.

Перед закладкой на хранение завезенные товары подвергаются приемочному контролю качества. При положительной оценке качества товары размещаются на хранение в соответствии с установленными правилами и принципами, а также требованиями к климатическому и санитарно-гигиеническому режиму хранения.

Обеспечение сохраняемости товаров, заложенных на хранение, предотвращение или сокращение товарных потерь, — сложный процесс, требующий знания потребительских свойств товаров конкретных видов, создания и поддержания оптимальных режимов хранения, постоянного текущего контроля за качеством и соблюдения установленных сроков хранения, реализации, службы или годности.

Затраты на хранение составляют достаточно высокий удельный вес в издержках обращения оптовой организации и влияют на оптовые цены. Размер затрат на хранение определяется эксплуатационными и амортизационными расходами, а также товарными потерями. В свою очередь, товарные потери зависят от условий и сроков хранения. В этой связи при закладке на хранение очень важно не только создать и поддерживать оптимальный режим хранения, но и определить для каждой товарной партии прогнозируемые сроки хранения. Эти сроки не совпадают со сроками годности или хранения, установленными нормативными документами или изготовителями. Их продолжительность определяется качеством товаров в партии, технологическими особенностями материально-технической базы, а также оборачиваемостью товарных запасов. Прогнозируемые сроки хранения на оптовом складе должны быть всегда меньше установленных сроков годности, так как необходимо оставить разумный срок для реализации товаров в розничной торговле и использования их индивидуальными потребителями. В процессе хранения прогнозируемые сроки могут быть скорректированы, если возникла необходимость в их досрочной реализации при поступлении заказов или резком ухудшении качества товаров. После хранения товары подвергаются предреализационной обработке и упаковке, а затем в соответствии с заказами и заявками получателей формируются товарные партии.

Прием заказов и заявок на товары — дополнительная услуга, выражающаяся в непосредственном взаимодействии оптового продавца и потребителя его услуг. Оказанию этой услуги предшествуют ранее рассмотренные предреализационные услуги, а также информация оптового продавца об ассортименте предлагаемых для реализации товаров.

Заказ на товары — технический документ, в котором получатель в письменной форме уведомляет оптового продавца о своей потребности в товарах необходимого ассортимента и количества.

Заявка — устная форма уведомления оптового продавца о потребности в товарах необходимого ассортимента и количества. Заявка, как правило, передается по телефону или лично, а заказы пересылаются по почте, в том числе электронной, и по факсу. Таким образом, заказы и заявки имеют одно и то же назначение, а отличаются лишь способом передачи информации. После приема заказа или заявки оптовый продавец рассматривает и принимает решение о возможности их выполнения. После этого продавец выставляет счет и (или) потребитель уведомляет о частичном либо полном выполнении заказа (заявки). При невозможности удовлетворения заявки (заказа) потребителю дается аргументированный отказ с указанием причин (например, отсутствие необходимых товаров на складе). В последнем случае оптовик может оказать еще одну дополнительную информационную услугу о сроках появления товаров и выполнения заявки. При положительном решении о выполнении заказа или заявки, а также при оплате заказанного товара исполнитель оптовой услуги осуществляет дополнительные услуги, и прежде всего товарную обработку.

Кредитование получателей товаров. В зависимости от условий оплаты, предусмотренных в договоре, оптовым продавцом товары отпускаются на реализацию в течение оговоренных сроков.

Товарная обработка — результат внутренней деятельности продавца по подготовке товаров к реализации, представленной совокупностью следующих общих операций: сортировка товаров по качеству, отделение (отчуждение) от крупной партии более мелкой, количественная характеристика которой соответствует заказу или заявке.

Наряду с этим в зависимости от особенностей товаров могут производиться и специфичные вспомогательные операции: разупаковывание товаров из транспортной тары для сплошной сортировки или выборочного контроля качества, фасовка товаров в мелкую упаковку. Обработка поверхности защитными покрытиями, мойка, обтирание, чистка, глаженье (для одежды), дезинфекция, разделка и т.п.

Основным назначением товарной обработки является создание условий для формирования и отпуска товаров необходимого ассортимента, количества и надлежащего качества, предотвращение попадания к получателю некачественных товаров. Товарная обработка может и не производиться, если получатель не заказывает эту услугу или отдельные операции по ее оказанию.

Упаковывание — услуга по размещению товаров в упаковку для защиты их от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а окружающей среды — от загрязнения товарами.

Основное назначение — защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Упаковывание может производиться в транспортную тару и (или) потребительскую тару и совмещаться с такими операциями товарной обработки, как сортировка по качеству и фасовка. Однако эта услуга может носить и самостоятельный характер, поэтому она выделяется в отдельный вид дополнительных услуг оптовой торговли.

Упаковывание вызывает у оптового продавца потребность в таре, упаковочных, перевязочных и укупорочных материалах, производимых упаковочными организациями. Затраты на упаковку и упаковывание являются частью расходов оптового продавца, относимых на издержки обращения и влияющих на оптовые цены товаров.

Маркирование — услуга по нанесению на упаковку маркировки. Назначением маркировки является обеспечение идентификации и прослеживаемости товара, в том числе партионная идентификация. Это облегчает приемосдаточный контроль у оптового продавца и получателя товаров и позволяет обосновывать претензии на поставку товаров, не отвечающих требованиям нормативных документов, а также запросам получателя согласно заказу или заявке. Маркирование упаковки или товаров облегчает поиск товаров при формировании товарных партий.

Формирование и отпуск товарных партий — услуга по выполнению заказа или заявки путем объединения в одну или несколько товарных партий единичных экземпляров товаров и (или) комплексных упаковочных единиц для последующей отгрузки получателю. Формирование товарных партий предназначено для четкого выполнения заявок и заказов, а их отпуск с товарно-сопроводительными документами и является реализацией товара.

Контроль качества товаров — услуга по внутренней проверке соответствия качества товаров требованиям, установленным нормативными документами. Контроль качества предназначен для обеспечения уверенности в том, что заданный уровень качества основной услуги постоянно поддерживается. Благодаря контролю качества снижаются риски от потерь и ухудшения качества товаров и предотвращаются опасность утраты потребительских свойств товара, в том числе функционального назначения, безопасности и эстетических свойств, а также доверия получателей товаров к оптовому продавцу.

Информационные услуги — услуги по предоставлению информации заинтересованным потребителям об основной услуге (реализации товаров), а при необходимости — и о дополнительных услугах.

К обязательной информации об услуге оптовой торговли относятся сведения об исполнителе: его фирменное наименование, место нахождения (юридический адрес), а также о товарах: их наименовании, потребительских свойствах, цене, условиях приобретения, гарантийных сроках годности или службы, если они установлены, информации о подтверждении соответствия товаров. Требования к обязательной информации регламентируются Гражданским кодексом РФ (ст. 495), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 10).

Наряду с обязательной информацией исполнитель услуги оптовой торговли может предоставлять потребителю сведения о порядке приема заказов и заявок, торговом ассортименте, изготовителях и (или) поставщиках товаров, торговых скидках в зависимости от размера товарной партии, условиях товарной обработки, упаковывания, хранения и доставки товаров, а также другие сведения, интересующие потребителя и не составляющие коммерческую тайну.

Методы доведения необходимой информации до потребителей могут быть самыми разными: реклама, личные контакты, с помощью различных средств связи, оптовые ярмарки и выставки-продажи.

Послереализационные услуги оптовой торговли — услуги по доставке товаров, а также по созданию удобств обслуживающим потребителям при реализации ими товаров. Основное назначение этих услуг — создание и поддержание положительной оценки качества предоставленных услуг для обеспечения их конкурентоспособности в дальнейшем.

К послереализационным услугам оптовой торговли относятся доставка товаров; прием и хранение возвратной тары; утилизация или переработка отходов.

Доставка товаров потребителю — услуга по транспортированию товаров к месту, указанному потребителем (получателем). Основное назначение такой услуги — облегчение деятельности получателя товаров, не имеющего собственного транспорта, снижение затрат на их доставку, так как перевозка осуществляется крупными партиями, а иногда и в несколько адресов. Затраты на нее включаются в оптовую цену. Услугу может оказывать продавец при наличии собственного транспорта или по его поручению транспортная организация. Показателями качества услуги являются своевременность и точность доставки, сохранение качества и количества товаров при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах.

Прием и хранение возвратной тары — услуга, предназначенная для предотвращения загрязнения окружающей среды упаковками. Основное назначение услуги — повышение эффективности использования многооборотной возвратной тары, которая зачастую является собственностью оптовой организации и входит в состав оборотных средств. В дальнейшем эта тара после хранения, а при необходимости и ремонта может быть использована повторно для упаковывания товаров.

К возвратной многооборотной таре относятся контейнеры, бочки, цистерны, в некоторых случаях — инвентарные ящики.

Возврат, утилизация или переработка отходов. В процессе сортировки и хранения товаров могут возникать значительные и критические дефекты. Реализация дефектной продукции не допускается. Кроме того, получатель может обнаружить скрытые дефекты или при приемке могут быть выявлены явные, но не замеченные отправителем дефекты. Продукция с такими дефектами подлежит возврату поставщику. При этом поставщик обязан принять эту продукцию и либо заменить на товары надлежащего качества, либо возвратить деньги, либо вычесть сумму за эти товары из полученных за реализованные товары средств.

Образовавшиеся в силу указанных причин отходы, т.е. товары с критическими дефектами, должны быть утилизованы, а со значительными — подвергнуты вторичной переработке. Утилизация осуществляется путем вывоза отходов на свалку. Вторичная переработка ликвидных отходов (товаров со значительными, но не критическими отходами) может производиться в специализированных цехах, создаваемых при крупных оптовых предприятиях (например, цеха по переработке нестандартной продукции и брака на плодоовощных базах, цеха по переработке штаффа сливочного масла в топленое масло на распределительных холодильниках и т.п.) или на промышленных предприятиях (например, крошка карамели и конфет перерабатывается на кондитерских фабриках, дефектные сыры идут на переплавку на сырные заводы).

Основное назначение этой услуги — рациональное использование природных и товарных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Таким образом, операции, осуществляемые оптовой торговлей в процессе товародвижения, могут стать дополнительными услугами при наличии на них заказа от потребителя. Как правило, такие заказы оформляются договорами купли-продажи или поставки либо дополнительными соглашениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: