Вопрос 2. Услуги оптовой торговли




Услуга оптовой торговли — результат непосредственного взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования (ГОСТ Р 51303–2013).

Услуги оптовой торговли — одна из разновидностей посреднических услуг, удовлетворяющих социальные и информационные потребности розничного продавца. В этом случае розничный продавец выступает как обслуживающий потребитель, приобретающий товары у оптовика не для личных целей, а для последующей перепродажи. Однако услугами оптовой торговли могут пользоваться не только предприятия розничной торговли, но и изготовители (например, хлебозавод может закупать муку на оптовом складе), исполнители разнообразных услуг (например, предприятия общественного питания закупают продовольственное сырье на оптовых складах), а также мелкие оптовики. Необходимость в услугах оптовой торговли чаще всего возникает, если изготовители и потребители товаров территориально удалены друг от друга, а также при целесообразности отгрузки изготовителем товаров большими партиями и разделения их на мелкие партии в месте назначения. Через оптовую торговлю реализуются в основном товары с длительными сроками хранения или без их ограничения. Товары скоропортящиеся, а также с небольшим сроком годности через оптовую торговлю не реализуются, так как при этом невозможно соблюдать установленные сроки и предотвращать товарные потери. Кроме того, потребность в услугах оптовой торговли возникает при необходимости формирования товарных партий сложного ассортимента товаров, производимых разными изготовителями.

Таким образом, сфера применения услуг оптовой торговли распространяется на достаточно широкий круг хозяйствующих субъектов, включая изготовителей и исполнителей других услуг. В то же время сфера имеет определенные ограничения. Услуги оптовой торговли не предназначены для индивидуальных потребителей, а также для скоропортящихся товаров и товаров с ограниченными сроками годности.

Основное назначение услуг оптовой торговли — реализация товаров. При этом удовлетворяются социальные потребности потребителей в результатах труда изготовителей, а также экономические потребности за счет получения торговых надбавок. Для оказания этой основной услуги оптовые предприятия должны взаимодействовать непосредственно со своими потребителями, а также осуществлять внутреннюю подготовительную и завершающую деятельность, которая определяется как дополнительные услуги.

Классификация услуг оптовой торговли по назначению показана на рис. 2.2.

Изучение конъюнктуры рынка — важнейшая услуга оптового продавца, позволяющая ему формировать оптимальный ассортимент товаров, пользующихся спросом. Конъюнктура рынка — совокупность условий, определяющих в каждый данный момент соотношения спроса и предложения. Эта услуга во многом определяет товарную политику оптового предприятия торговли, а также его деловых партнеров — розничных продавцов, изготовителей и исполнителей других услуг. Наибольшее влияние изучение конъюнктуры рынка оказывает на ассортиментную и ценовую политику, а также политику в области качества. Оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуации на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков. При изучении конъюнктуры ставится задача не только определить состояние рынка на тот или иной момент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры в сочетании с отчетными и плановыми данными дает возможность своевременно выработать меры по развитию позитивных тенденций, использованию дополнительных резервов. Одним из важнейших результатов исследований является определение прогнозируемого торгового ассортимента оптового предприятия. Учитывая, что успех оптового предприятия в основном зависит от спросапокупателей, коммерческая служба должна оценить покупательский спрос населения, изучить объемы их покупательных фондов, динамику их изменения, структуру расходов денежных средств населения.

Формирование торгового ассортимента может осуществляться на основе изучения конъюнктуры рынка или заказов других обслуживающих потребителей (розничных продавцов, исполнителей услуг общественного питания и т.п.). Формирование ассортимента товаров — процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. Формирование торгового ассортимента — одна из важнейших услуг, определяющая эффективность и конкурентоспособность основной услуги оптовой организации. Реальный торговый ассортимент формируется на основе прогнозируемого ассортимента с учетом многих корректирующих воздействий, которые зависят от реальных возможностей старых и новых поставщиков поставлять товары необходимого ассортимента, качества и цены, финансовых возможностей оптовой организации и затрат на поддержание оптимальной структуры ассортимента.

Выбор поставщиков товаров осуществляется на основе прогнозируемого ассортимента, являющегося одним из результатов маркетинговых исследований конъюнктуры рынка. Одним из важных принципов, которым необходимо пользоваться при выборе поставщика, является его деловая характеристика, отношение к выполнению своих обязательств. Деловое лицо фирмы (реноме) определяется тем, насколько добросовестно поставщик выполняет свои обязательства, насколько серьезно он заботится о поддержании своего делового авторитета. Таким образом, на первый план выдвигается степень добросовестности поставщика при выполнении договорных обязательств — надежность партнера. Важным фактором при выборе партнера является его финансовое положение. Устойчивое финансовое положение свидетельствует о стабильной работе организации. Такой поставщик может предложить более выгодные условия договора. При выборе поставщика предпочтение отдается тем, с кем уже заключались договоры и устанавливались взаимовыгодные отношения, устраивающие обе стороны. К этим поставщикам целесообразно обращаться в первую очередь. Выбирая поставщика, необходимо обратить внимание на объем поставки и ассортимент. Целесообразно выбирать тех поставщиков, которые могут максимально удовлетворить потребность в товарахпо объему и ассортименту, а также отгружать их нужными партиями и в нужные сроки.

При выборе поставщика играет роль его месторасположение и удаленность. Следует рассматривать и изучать в первую очередь близко расположенных потенциальных партнеров, чтобы сократить транспортные расходы, исключить излишне дальние, нерациональные, встречные перевозки. Могут быть изучены и учтены также другие факторы (наличие скидок, условия оплаты, стабильность качества, рекламная поддержка).

Таким образом, выбор поставщиков оптовой организации — сложный взаимосвязанный процесс, обусловленный значительным количеством факторов и критериев.

Закупка товаров и создание товарных запасов в оптовой организации — завершающий этап работы с поставщиками и определения реального торгового ассортимента.

Назначением закупки товаров является формирование реального ассортимента, создание товарных запасов для бесперебойного снабжения потребителей и в конечном счете обеспечение основной услуги по реализации товаров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: