ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА




ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

(по К. С. Лебединской, О. С. Никольской)

I часть

 

ФОРМАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Фамилия, Имя, Отчество ребенка_______________________________________________

2. Возраст (число, месяцы, год рождения)__________________________________________

3. Класс (если учится)___________________________________________________________

4. Домашний адрес, номер телефона______________________________________________

 

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

МАТЬ: ФИО, возраст___________________________________________________________

профессия, образование_________________________________________________________

Имеются ли профессиональные вредности? Какие?__________________________________

 

ОТЕЦ: ФИО, Возраст__________________________________________________________

профессия, образование_________________________________________________________

Имеются ли профессиональные вредности? Какие?__________________________________

 

ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ ДЕТИ В СЕМЬЕ? (пол, возраст, род занятий)_________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

С КЕМ ПРОЖИВАЕТ РЕБЕНОК? с обоими родителями; родители разведены - указать, сколько лет было ребенку; живет только с матерью или отцом (подчеркнуть)_________________________________________________________________

ДОМАШНИЕ УСЛОВИЯ (социально-культурная среда)

Число членов семьи____________________________________________________________

Характер взаимоотношений в семье_______________________________________________

Отношение членов семьи к данному ребенку_______________________________________

Жилищные условия (количество комнат, имеет ли ребенок отдельную комнату):_____________________________________________________________________

 

КОГДА ВПЕРВЫЕ ОБРАТИЛИСЬ К ВРАЧУ И ПО КАКОМУ ПОВОДУ?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВОЗМОЖНОСТЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Сведения о тяжелых болезнях ближайших родственников, о последствиях этих болезней, о наличии каких-либо врожденных или ранее приобретенных отклонений в психофизическом развитии у членов семьи (у кого? с какого возраста?)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(аллергия, эпилепсия, алкоголизм, краснуха, вен, заболевания, умственная отсталость, пороки развития, нарушения речи (какие?), эндокринные нарушения, наблюдается у психоневролога или психиатра (кто именно?) (нужное подчеркнуть)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕБЕНКА, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ДО МОМЕНТА ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

ПРОСТУДНЫЕ-частота заболеваний в возрасте:

до 1 года-____________________________________________________________________;

с 1 года до 3 лет-______________________________________________________________;

сЗ лет до 7 лет-_______________________________________________________________;

после 7 лет-___________________________________________________________________.

 

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ (указать, в каком возрасте):

ветряная оспа -________________________________________________________________;

корь -________________________________________________________________________;

скарлатина -__________________________________________________________________;

коревая краснуха -_____________________________________________________________;

эпидемический паротит-________________________________________________________;

менингоэнцефалит-____________________________________________________________;

другие заболевания (указать)_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние зрения______________________________________________________________

Состояние слуха_______________________________________________________________

Заболевания ЛОРорганов (гланды, аденоиды, тонзиллиты)__________________________

_____________________________________________________________________________

Травмы головы (с указанием возраста)____________________________________________

Бывают ли подъемы температуры без видимых причин?_____________________________

Изменяется ли у ребенка А/Д?___________________________________________________

Отмечались ли у ребенка судороги? (указать возраст, частоту, при

каких обстоятельствах)_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состоит ли на диспансерном учете? (с какого возраста, у какого

специалиста, с каким диагнозом)_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сон ребенка, нарушения сна_____________________________________________________

Энурез_______________________________________________________________________

Склонность к запорам__________________________________________________________

Рвоты, срыгивания без выявленных физических причин _____________________________

 

СВЕДЕНИЯ О ПРЕНАТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Ребенок желанный, нежеланный (указать)_________________________________________

Возраст матери во время беременности_____________________

Как протекала настоящая беременность?(нужное подчеркнуть):

(норма, тошнота, рвота, повышение А/Д, ОРЗ, краснуха, грипп, прием лекарств, психические травмы, профессиональные вредности, ушибы плода, курение, прием алкоголя, токсикомания, возможности зачатия в состоянии алкогольного опьянения)

Какие были роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношенные)? (подчеркнуть).

Были применены: стимуляция, выдавливание, вакуум-экстракция, наложение щипцов, кесарево сечение, поворот плода (подчеркнуть).

Ребенок родился: доношенный, недоношенный, переношенный (подчеркнуть).

Особенности при рождении: асфиксия, родовая травма, гематома головы, обвитие пуповины вокруг шеи, предлежание плода - ягодичное, головное неправильное (подчеркнуть).

Закричал сразу или нет? ________________________________________________________

Были ли судороги? Как долго?___________________________________________________

Вес при рождении?____________________________________________________________

Рост при рождении? ____________________________________________________________

 

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Узнает мать с_________________месяцев.

Держит головку с______________месяцев.

Сидит самостоятельно с______________месяцев.

Ходит с_____________месяцев.

Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между полза-

ньем и началом ходьбы) _______________________________________________________________

Внезапность перехода к ходьбе__________________________________________________________

Активность в ходьбе___________________________________________________________________

Страх ходьбы_________________________________________________________________________

Начало бега одновременно с началом ходьбы______________________________________________

Необычная походка (ходьба на цыпочках, устойчивость походки,

затруднения в беге, прыжках)___________________________________________________________

Прослеживает перемещение предметов глазами с_______месяцев.

Бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т.д.) _____________________________

Задержка развития бытовых навыков_____________________________________________________

Сопротивление в принятии помощи при обучении__________________________________________

Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус)_____________________________________

Длительность и эффективность применения массажа_______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Двигательные стереотипии (раскачивание в кроватке, однообразные повороты головы, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кистью)

Отсутствие указательных жестов, движений головой (утверждение,

отрицание), жестов приветствия или прощания____________________________________________

Затруднение в подражании движениям взрослого__________________________________________

 

СФЕРА ОБЩЕНИЯ

1. Визуальный контакт (отсутствие фиксации взгляда на лице человека. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека; взгляд «мимо», «сквозь». Характер взгляда: неподвижный, испуганный).

2. Слабость реакции на свет, звук, погремушку (отсутствие какого-либо компонента-двигательного, голосового, улыбки) _____________________________________________________

3. Первая улыбка (слабость, редкость. Особенности внешней характеристики: «неземная», «лучезарная»). К чему относилась: к человеку, к неодушевленному предмету, или это - реакция на звук, какие-либо ощущения_____________________________________________________________

4. Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, отца. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания (отсутствие улыбки, движения навстречу). Реакция на приход и уход близких______________________________________________________________________________

5. Отсутствие позы готовности при взятии на руки_________________________________________

6. Сопротивление при взятии на руки_____________________________________________________

7. Симбиотическая связь с матерью (или другими людьми) __________________________________

8. Появление слов «МАМА», «ПАПА» после других. Их не отнесенность к родителю. Страх кого-либо из родителей, индифферентность, избегание, враждебность__________________________

9. Реакция на нового человека (непереносимость, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игнорирование, «сверх общительность» __________________________________________________

10. Контакт с детьми__________________________________________________________________

11. Реакция на словесное обращение. Отсутствие отклика на имя_____________________________

12. Поведение в одиночестве___________________________________________________________

Деятелен или инертен________________________________________________________________

Спокоен или возбужден_______________________________________________________________

Эмоциональный фон настроения________________________________________________________

 

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

Особенности общего эмоционального облика (отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность)_______________________________________________________________________

«Уходы в себя»_______________________________________________________________________

Слабая эмоциональная откликаемость___________________________________________________

Преобладание повышенного или пониженного фона настроения______________________________

Немотивированные колебания настроения________________________________________________

Негативизм__________________________________________________________________________

Агрессивность (на кого направлена; аутоагрессия)_________________________________________

«Феномен тождества» приверженность привычным деталям окружающей обстановки___________ _____________________________________________________________________________________

Приверженность к определенным видам пищи (любимая еда, что ест вообще, какие напитки употребляет)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жесткое следование усвоенному режиму (указать режим дня)________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страхи______________________________________________________________________________

Реакция на замечание__________________________________________________________________

Реакция на одобрение__________________________________________________________________

Отношение к неудаче__________________________________________________________________

 

СФЕРА ВЛЕЧЕНИЙ

1. Стремление к положительным ощущениям_____________________________________________

2. Влечение к ситуациям, вызывающим страх_____________________________________________

3. Агрессия (ее проявления, жестокость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки)____________________________________________________________________________

4. Самоагрессия (спонтанная, при неудачах)______________________________________________

 

КОНТАКТНОСТЬ

Насколько легко и быстро ребенок устанавливает контакт___________________________________

Какова длительность и полнота контакта__________________________________________________

Отгороженность__________________________________________________________________

Негативизм__________________________________________________________________________

Отношение к взрослым________________________________________________________________

Отношение к сверстникам (безразличие, отвергание, застенчивость и беззащитность), другие особенности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речевой анамнез

1. Развитие предречевых функций:

а) гуление с ______ месяцев.

б) лепет с______месяцев.

2. Первые слова

а) до года________________________________________

б) в 1-2 года_______________________________

в) в 2-3 года_______________________________________

3. Фразовая речь

до 2-х лет с _____ мес.___________

в 2-3 года_______________;________________________

после 3-х лет__________________________.___________

Необычные первые слова_______________________________

Фразовая речь без этапа слова___________________________

Развитие фразовой речи раньше ходьбы, одновременно_________

. Отказы от пользования речью после 2-х лет________________

Полностью некоммуникативная речь______________________

Недостаточность коммуникативной речи___________________

Отсутствие звукоизобразительных слов____________________

«Взрослая» речь ___________________________________

Эхолалии непосредственные. Повторяет последние слова, фразы

взрослого____________________________________________

Нарушения интонирования и модулирования. Речь монотонна____

«Попугайная» речь, неадекватная ситуации__________________

Избирательное отношение к словам________________________

Отсутствие личного местоимения «Я» к 3-5 годам______________

Отсутствие личного местоимения «Я» после 5 лет_____________

Когда стал узнавать близких______________________________

Когда стал реагировать на звук, на свое имя__________________

Когда и как протекал период лепета______________________

Был ли он?__________________________________________

Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года)__

Что понимает из речи взрослых в настоящее время_____________

Задает ли вопросы?___________________________________

Где воспитывался ребенок_______________________________

Каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в

семье________________________________________________

Получал ли логопедическую помощь (какую, в течение какого времени, каковы были результаты)____________________________

Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития?________________________________

Не находился ли длительное время в больнице?________________

 

II часть

 

ВОСПРИЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Взгляд «сквозь» объект

Отсутствие слежения взглядом за предметом

Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте (световом пятне, узоре обоев и пр.)________________________________________________________________________________

Вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (включение и выключение света, верчение колес, пересыпание мозаики и пр.)______________________________________

Рисование стереотипных рисунков_______________________________________________

Стремление к темноте__________________________________________________________

 

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Отсутствие реакции на звук_____________________________

Страхи отдельных звуков_______________________________

Отсутствие привыкания к пугающим звукам_______________

Стремление к звуковой аутостимуляции (сминание и разрывание

бумаги, шуршание целлофановыми пакетами)________________

Предпочтение тихих звуков______________________________

Ранняя любовь к музыке (характер предпочитаемой музыки)_____

Хороший музыкальный слух_____________________________

Отрицательная реакция на музык у ____________________

 

ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Отрицательная реакция на прикосновения при причесывании,

стрижке ногтей и пр.____________________________________________________________

Плохая переносимость одежды, обуви_____________________________________________

"Удовольствие от разрывания бумаги, тканей, от пересыпания круп ы________________________________________________________________________

Обследование окружающего с помощью ощупывания_______________________________

 

ВКУСОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Избирательность в еде (непереносимость некоторых блюд)___________________________

Стремление есть, сосать несъедобные предметы____________________________________

Обследование окружающего с помощью облизывания_______________________________

 

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Повышенная чувствительность к запахам__________________________________________

Обследование окружающего с помощью обнюхивания_______________________________

 

ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, ударами головой. Влечение к игре со взрослыми типа верчения, кружения, подбрасывания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или расторможенность, возбудимость_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Медлительность, угловатость, порывистость

Мешковатость, неуклюжесть

Необычные грациозность, плавность движений, ловкость при лазании, балансировании

Устойчивость походки; имеются ли патологические движения? Являются ли движения координированными, целесообразными? __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличаются ли мелкие движения точностью и ловкостью____________________________

Какая рука является ведущей_____________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: