Европейский суд по правам человека (цель деятельности, компетенция).




Понятие и виды экологических прав граждан.

Под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

 

Это права третьего поколения («права солидарности», т.к. они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечества: угроза экологической катастрофы, разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света). Кроме права на благоприятную окружающую среду, к правам третьего поколения относятся: право на развитие, право на владение общим наследием человечества.

 

В основополагающих международных документах по правам человека отсутствует закрепление экологических прав. Это объясняется сравнительной новизной и молодостью данной категории прав.

 

Стокгольмская декларация об охране окружающей среды закрепляет право человека на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную, процветающую жизнь, которое близко по своему значению к праву на благоприятную окружающую среду.

 

В декларации, принятой на конференции в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, закрепляется право на здоровую, благотворную жизнь в гармонии с природой.

 

Ст.42 Конституции РФ гласит: каждый гражданин РФ имеет право на окружающую благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного ему в результате экологического правонарушения.

 

Все экологические права делятся на:

 

1) общие – распространяются на все виды природопользования

 

2) специальные – распространяются на его отдельные виды в зависимости от конкретного природного объекта.

 

Общие экологические права. Конституция четко закрепила з основных блока общих экологических прав:

 

1. Право на благоприятную окружающую среду. В широком смысле благоприятная среда – такое состояние среды обитания человека, которое соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости (способности окружающей среды сохранять свою структуру функционального свойства при антропогенном воздействии, способности удовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении), а также включает в себя эталонные участки природы, не тронутые человеческим действием.

 

Учитывая взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей из п.1, 2 ст.11 ФЗ вытекают обязанности органов публичной власти, необходимые для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду:

 

- разработка природоохранных нормативов

 

- привлечение виновных в нарушении экологических предписаний к юридической ответственности

 

- финансирование из бюджетов всех уровней экологических мероприятий и программ

 

- обязанность соответствующих должностных лиц предоставлять экологическую информацию

 

- учет экологических требований при градостроительном планировании

 

- проведение государственного экологического надзора и экологической экспертизы.

 

2. Право на экологическую информацию. ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепил общее понятие информации. Это сведения (сообщения данных), независимо от формы их представления. В соответствие с этим актом информация делится на: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа (доступ к этой информации ограничен ФЗ).

 

3. Право на возмещение ущерба. В соответствии со ст.79 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Данная норма не содержит каких-либо особых правил возмещения вреда, поэтому данную сферу регулирует гражданское законодательство.

 

Экологические права и обязанности граждан — это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой.

 

Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют меру свободы и необходимости поведения человека в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности1По вопросу определения сущности субъективных прав граждан см.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001..

 

Согласно нормативным предписаниям, содержащимся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», которые являются средством детализации и правового опосредования конституционно-правовых норм, каждый гражданин имеет право на:

 

благоприятную окружающую среду;

защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

возмещение вреда окружающей среде.

Кроме того, граждане имеют право:

 

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

 

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В развитие данных положений Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

 

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

 

Различают следующие виды общественных объединений:

 

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности:

политическая партия.

Общественной организацией является предусматривающее членство общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

 

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

 

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

 

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

 

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

 

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

 

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждения проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования законодательства в данной области.

 

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

3. Гарантииизащитаэкологическихправграждан.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.

 

Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.

 

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

 

Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.

 

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

 

• судебная защита прав и свобод;

 

• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

 

• право на получение квалифицированной юридической помощи;

 

• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

 

• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

 

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).

 

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан – необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

 

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:

 

а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

4. Способызащитыэкологическихправ.

Любые закрепленные в Конституции РФ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

 

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно:

 

● непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

 

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

● активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

 

● выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

 

● оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

 

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

 

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

 

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

 

● о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

 

● об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

 

● об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

 

● об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

 

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

 

● нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по дого

Европейский суд по правам человека (цель деятельности, компетенция).

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

 

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

 

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

 

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

 

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

 

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

 

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

 

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или её протоколов.[1]

 

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией РФ (ст. 46, ч. 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: