Этноистория представляет собой синтезированный подход, который сочетает в себе количественные методики исследования, заимствованные одновременно из антропологии и истории. Историки костюма применяют его для реконструкции культурно-исторического контекста модных изменений в разных типах сообществ. Одним из основных инструментов данного подхода является детальный анализ объектов материальной культуры. Кроме того, он предполагает применение методов антропологического характера, в том числе включенного наблюдения и интервью в сочетании с изучением исторических документов (Pannabecker, 1986; 1996; Welters, 1992).
Первопроходцем и ярым сторонником этого метода была Рэйчел Паннбеккер (Pannabecker, 1996). Она работала над реконструкцией процесса ассимиляции шелковых лент европейского производства в костюмах индейских племен Великих озер с 1735 по 1839 год, используя с этой целью рукописи и печатные материалы того периода. Вклад Паннбеккер в понимание процессов трансформации стиля в рамках традиционного народного костюма весьма существенен. Критикуя работы своих коллег, писавших о костюмах различных индейских племен, живших в районе Великих озер в этот период, Паннбеккер говорила, что они «по всей видимости, напрочь забывают о процессах культурной трансформации», поэтому их исследования выглядят так, будто «предметы костюма, подлежащие оценке, существуют вне времени» (Pannabecker, 1996: 272). Зарождение и распространение среди индейцев Великих озер костюма, отделанного лентами, Паннбеккер относила на счет развития торговли и дипломатических отношений с американцами европейского происхождения. В то же время она подчеркивала, что стиль одежды, созданный индейцами Великих озер, был уникальным и выглядел неевропейским, позволяя с первого взгляда идентифицировать индейца среди не-индейцев, живших в том же регионе.
|
Этноисторическая методология изучения применялась и Линдой Вельтерс (Welters, 1992): в период с 1983 по 1995 год была проведена серия исследований женского народного костюма Греции. Используя исторические источники, интервью с пожилыми женщинами, носившими эту одежду, изучая фотографии из музейных коллекций и семейных альбомов, сундуки с приданым, Вельтерс собрала достаточное количество данных. Систематизировав их, она описала эффект, который оказывают социальные и политические изменения на традиционный женский костюм. Так, в 1986 году в исследовательской работе, посвященной зонари — отделанному бахромой женскому поясу, который согласно верованиям должен защищать женщину детородного возраста, Вельтерс описывала свой метод следующим образом:
Данная методология сочетает в себе исследование документов и работу на месте. Я читала отчеты путешественников и работы других исследователей... В музеях я изучала сохранившиеся образцы поясов и собирала рисунки. В деревнях... я опрашивала местных жителей. В течение двух месяцев вместе с моим ассистентом-греком мы ездили из одного населенного пункта в другой и задавали серию вопросов об одежде и связанных с ней традициях (Welters, 1999).
Кроме того, Вельтерс (Welters, 1999) тщательно исследовала традиционный греческий костюм на предмет восприимчивости к изменениям и их интенсивности в зависимости от влияния географических и исторических факторов. Таким образом, она получила возможность воссоздать процесс модных изменений, происходивших в более урбанизированных районах, в которых признание западного стиля началось в 1830-х годах, и сравнить его с данными, полученными в наиболее консервативных горных деревнях, где ей удалось найти женщин, все еще хранивших свои пояса и помнивших технологию их изготовления.
|
Аналогичным образом Оукс и Рейве (Oakes, 1992), изучая модификации национальных костюмов алеутов Северной Гренландии, применили в сочетании с историческим подходом технику включенного наблюдения. Различные места посещались для поиска примеров из реальной жизни, которые бы включали информацию о том, как отдельные алеутские ремесленники подготавливают кожу, мастерски наносят на нее придуманные узоры, а затем изготавливают одежду. Эти данные затем объединялись с результатами исследования частных и публичных документов, а также с отчетами третьих лиц, чтобы выявить, как культурные, религиозные, экологические и политические перемены воздействуют на стилевые характеристики и технику исполнения. Оукс и Рейве установили, что некоторые характерные элементы стиля и техники исполнения продолжают существовать и передаются из поколения в поколение. В то же время они выявили, что новые технологии и образ жизни, приобщение к западной системе ценностей послужили причинами определенных изменений в одежде этого народа.