Часть вторая. 9 февраля 2019




МОЯ ЖИЗНЬ КАК ЧИСТЫЙ ЛИСТ.

Евгения Медведева, психолог. г.Томск

Часть первая. 25 января 2019

Начать жизнь с чистого листа. Синдром чистого листа. Ребенок - чистый лист? Ну, в общем, их много - метафор про белый лист. Сегодня я провела эксперимент в одном расчудесном Томском технаре. Раздала всем слушателям так называемого Дня профилактики по чистому белому листу на время заслушивания докладчиков, чтобы посмотреть, а что дети станут с ними делать - с этими чистыми листами? Мы- взрослые - на совещаниях и собраниях что-то же делали, когда у нас не было еще гаджетов, а были тетради и листы. От скуки или наоборот - записать чонить ценное, чтобы не забыть потом. Вот с этим посылом и раздала. Завучам наврала, что это известный социальный эксперимент. "Моя жизнь как чистый лист"- называется. Типа, интересно выявить группу риска, которым их жизнь уже нифига не чиста и не ценна. В общем убедила, мне позволили. Только листы выдали не целые, а половинки, из экономии писчей бумаги. Хотя уже знали метафору - ЖИЗНЬ КАК ЧИСТЫЙ ЛИСТ. Но все равно вполовину сократили эту жизнь, нафига тратиться.

Передо мной выступали 5 почтенных женщин из разных угрожающих комитетов - КДН, психиатр-нарколог, из управления по сбыту наркотиков (в зале дети сразу оживились и стали шутить), еще откуда-то. Все пугали и угрожали уголовной ответственностью, потерей здоровья и мозга. В общем усиленно кормили черную собаку. Дети тихо слушали и держали листы в руке, или вставляли их в спинку кресла впередисидящего, или сдавали на хранение одной самой-самой девочке. Или роняли на пол, но потом поднимали, сдували пыль и снова терпеливо держали. НЕ МНЯ. Периодически тихонько спрашивали, а листики то зачем? Если кто начинал шуметь, то завуч громко хлопала по фанерной стене рукой и грозно сообщала: я здесь. и всё вижу.

Я вышла на сцену последней и почувствовала себя Феей Сирени, которая - ну все помнят: нет, принцесса не умрет, только проспит 100 лет, пока любовь не разбудит ее... Дети радостно заржали от моей метафоры и я начала кормить их белую собаку: сообщила, что они удивительно бережны к этим листкам - не мнут их, не загибают кончиков, не делают самолетиков и не роняют на грязный пол. Потом рассказала о сути эксперимента и попросила теперь сделать с листками то, что сделали с их жизнью все: взрослые, ровесники, они сами. Трое парней начали рвать и мять листочки, высоко подняв руки, чтобы я видела. Я сочувственно улыбалась.

Читающее мое поколение привыкло воспринимать бумагу как приглашение написать в ней, не так ли?

Эти дети пришли не лекцию по профилактике девиантного своего поведения без ручек и карандашей. Их так привели в актовый зал, повелев оставить в кабинетах свои сумки, видимо, чтобы не сбежали по дороге.

Они могли оставить свой след на бумаге, только смяв ее или сложив, изорвав или не тронув.

А при выходе из зала они должны были положить свои анонимные листки в коробку, чтобы я могла потом их проанализировать. Я попросила согнуть один уголок листка тех, кому нужна помощь, два уголка тех - кто знает человека, которому нужна помощь. И три уголка тех, у кого в семье нужна помощь родителям. Вот результаты моего исследования: самолетиков - 6, смятых всмятку - 6, аккуратно сложенные вчетверо и восьмеро - 8, нетронутых - 16, с 1 загнутым уголком - 7, с 2мя - 1 и с 4мя - 1. вопрос к коллегам. С кого бы вы начали как с группы риска? со смятых или загнутых? с уголками или с нетронутых? или с самолетиков?

Друзья мои, я бы начала с педагогов. Потому что свои листочки при выходе из зала дети складывали не в коробку, а в мусорную корзину с подстеленным мешком. Ни секунды не сомневаясь, завуч поставила мусорку для приема бумаги. Никто не возмутился и из детей, привыкших к обесцениванию. И еще я бы начала с себя. Потому что у меня в дамской сумочке не нашлось просторного пакета, чтобы ссыпать туда чистые жизни и судьбы наших детей, которые они в очередной раз доверчиво упаковали, сложили вчетверо и смяли, чтобы показать скомканность своих дней.

 

Часть вторая. 9 февраля 2019

Жизнь как чистый лист. Эксперимент продолжается. Я снова сходила к детям. На этот раз в школу к пятиклассникам. Им по 11 лет, некоторым по 12 и 13. И вот что от них. Нет, сначала от меня: "Ребята, представьте, что однажды вам вручили вашу жизнь. Ну, то есть вы родились. И на вас глядела вся семья и радовалась. И пылинки сдувала, и боялась помять неосторожно... Вы подрастали и что-то происходило. Появились первые слова и послания, первые печали и удивления. Что-то сделали с вашей жизнью - с вашим чистым листом - ДРУГИЕ. А что-то сделали ВЫСАМИ."

На этих словах пятиклашки начали рвать и мять свои листы. И становится тихо. Они сосредоточены.

И я в который уже раз удивляюсь терапевтичности этой простой процедуры. Подавленные эмоции находят такое безопасное выхождение на свет божий. Главное при этом, при встрече глазами - а они смотрят на меня вопросительно и вызывающе, с опаской и надеждой - подтвердить свое присутствие в этом процессе - принимающее и понимающее, сочувствующее и поддерживающее. Я - контейнер для их трудных чувств. Это День Профилактики Психологических Заболеваний, девиантного поведения и прочего неполезного. Да, забыла сказать, что вручаю чистые листы я сама - каждому лично, улыбаюсь и с каждым здороваюсь. Игра начинается... Собираю тоже сама - в красивый просторный пакет. И неизменно дети изумленно переспрашивают: "Что, и вот это рваное вам нужно?!". ДА. МНЕ НУЖНО. ВЫМНЕ НУЖНЫ. МНЕ ОЧЕНЬ НУЖНЫВЫ. И ВАШ ОПЫТ.

В этот раз я рискнула пойти дальше и глубже вопросом: какова цена твоей жизни и смысл ее?

Они в целом здоровы - наши сегодняшние пятиклассники. Они приветливы, терпеливы и орать начинают не сразу, как вышла учительница из класса. Их психологические проблемы легко контейнируются в мой пакет из фикспрайза. Фото разрешают щелкать. Посмотрите внимательно на эти фото. Задание звучит прежнее. Сделайте с этим чистым листом то, что сделали с вами. Вы сами или ваше окружение. Рвут и мнут все. И это понятно. Жизнь задевает и трансформирует. Но. Может, мы все же станем аккуратнее?!

Самый страшный мальчик, который всех измождал матершиной, написал: "Цена моей жизни - как туалетная бумага." И в уголочке: "женя психолог 9138461945". И мне же отдал, наивный ребенок. ОН ЗАПИСАЛ МОЙ НОМЕР ПОНИМАЯ, ЧТО МОГУ ПОМОЧЬ И МНЕ ЖЕ ОТДАЛ. Они доверчиво пишут свои имена, еще не зная о пользе анонимности. Они ждут нас - взрослых, которые сохранят их детство...

 

 

Часть третья. 19 февраля 2019

И снова эксперимент "МОЯ ЖИЗНЬ КАК ЧИСТЫЙ ЛИСТ". На этот раз в гимназии, где детей уважают и ценят. Им по 13-14 лет. Вот их листы: 12 смятых,порванных и надорванных, даже надрезанных, словно бритвой. Из них 4 пустых (Предположительно: травмированы в довербальный период детства) и 8 со словами и линиями (как версия - травмы нанесены в вербальный период). 3 самолётика и 1 пилотка. В самолетик запаковано желание продать одноклассников на органы с 50% скидкой)) Дети...

7 чистых листков с загнутыми уголками (моя инструкция звучит так: "если вам знаком хотя бы один ребенок, которому нужна психологическая помощь, загните один уголок. Если знаком такой взрослый человек - загните дважды и надорвите. Если вам самому хотя бы раз в жизни пришла мысль о том, что нужно сходить к психологу - загните третий.) НЕЗАГНУТЫХ УГОЛКОВ НЕ БЫЛО. КРОМЕ ОДНОГО - абсолютно нетронутого жизнью и мыслями листа. Это по форме. А вот и по содержанию, детские нам всем ответы (орфография верная и ашыпки сохранены. Ошибок мало, гимназия чувствуется!):

"- Цена жизни: не чувствую ценности. Смысл жизни: мои друзья.

- 1) Почти не важна. 2) я живу ради того, чтобы жить, ради мелких, незначительных и счастливых моментов

- 1)Думаю, меня могут обменять на другого человека. 2)Ощущать что-то, стараться быть полезным, пробовать новое.

- 1)Мне кажется, что моя жизнь ценна моим близким, некоторым друзьям. Но порой я чувствую одиночество, обусловленное отсутствием поддержки и понимания от дорогих мне людей. 2) Я живу, чтобы дарить (хотя бы пытаться) тепло, любовь, поддержку, в которой они нуждаются, возможно не получая её от тех же близких людей.

- Жизнь мнет нас, но это не значит, что ценность может понизиться. Ценности в принципе нет для людей незнакомых, не имеющих смысл в моей жизни.

- Зачем я живу: чтобы жить. Цена моей жизни: 42 кг плоти +сознание.

- Цена: безценна. Я слишком дорог для родных. Ну или моя сестра дорога. Я не услышал второй вопрос.

- Не знаю. …

- Я живу для того, чтобы радовать своих близких. МЕНЯ ОТВЛЕКЛИ ДРУЗЬЯ.

- Бесценно. Живу ради чувств

- Моя жизнь стоит 1000 000 000 000 000руб. зачеркнуто. Бесценна.

- Моя жизнь бесценна

- Достич уровня чемпиона мира по Панкратиону.

- Хочу арбузик и макаронинку

- Продаем всех на органы. Распродажа органов 50 % скидка. Смысл спорт.

- Люблю какать

- Многоэтажка Б. 0, 321 копейки

- Продаем на органы. За каждого по 50% от своего…

- Зачем я живу? Семья всё! Какова цена моей жизни? Её… … лего.

- Медный грош

ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ И УЧИТЕЛЬНИЦА ЭТИХ ЧУДЕСНЫХ ДЕТЕЙ: 1)Познание сути (БУКВА С НАПИСАНА СТРАННО: хути, жути) жизни. 2)ДЕТИ.

ВСЕМ СПАСИБО. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. КО МНЕ ПРОЯВИЛИ ИНТЕРЕС ОРГАНЫВЛАСТИ В ОБРАЗОВАНИИ. ЗАВТРА ДОКЛАДЫВАЮ НА КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕДУНИВЕРЕ О СВОИХ ПЕЧАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЯХ.

Часть 4. 22 февраля 2019

Акция "Чистый лист" среди педагогов и психологов подтвердил народную мудрость: нет здоровых, есть недообследованные.

 

20 февраля обследованию подверглись 56 взрослых людей разного уровня образования и жизненного опыта (преподы и студенты). Это всё та же Конференция в педунивере по профилактике девиантного и суицидного поведения подростков.

 

Итак, взрослые. И они тоже сильно ранены. Хотя и стеснялись рвать и мять бумагу. Они деликатно и культурно ее сворачивали. Каждый раз - как поклон жестокой системе, каждый раз ты становишься меньше...

Итого.

1 порван, 1 смят.

14 целых, из них 4 - с тремя загнутыми уголками, (это про эмпатию - замечаю ли я тех, кому нужна помощь, вокруг себя. И внутри себя!!!), 5 – с одним уголком, 2 с рисунками красоты и орнаментов.

13 уполовиненных, сложенных (сокращенных!) вдвое, из них – без уголков 1, с 1 уголком – 2, с 2 уголками -8, с 3 и надорванный - 1.

 

Надорванность - это буквально - как слышится, так и понимается. Психическая надорванность, надо ли пояснять, что это такое?

Четвертованных – 4, увосьмеренных – 8. Самолетиков -3, недовзлетевших - 2, цветок - 1. Сердце- 3, лягушка (черепашка?)– 1, кораблик – 1, конверты – 2, странная конструкция – 1, полусмят - 1.

 

Надписи 3:

"УДАЧИ ВАМ".

"МЕНЯЮ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ".

"Я ЖИВУ РАДИ СВОЕЙ СЕМЬИ, РАДИ СВОЕГО БУДУЩЕГО МАЛЫША".

 

Никто не живет работой, миссией и педагогикой. Странно. Только я, что ли? Похоже, затылочная педагогика ранит не только детей. Взрослые тоже не связывают с ней свои ценности.

 

ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС СОКРАЩАТЬСЯ ВДВОЕ И ВЧЕТВЕРО, О ВЗРОСЛЫЕ? То же, что заставляет стоять на детских чаепитиях за спинками стульев ваших возлюбленных чад?

Мест нету за столом? Еды не хватает, которую вы щедро накупили, напекли?...

 

Чего не хватает вашим листкам, чтобы быть не сложенными? Места в моей коробке (о да, теперь я контейнирую ваши чувства в просторную коробку или в красивый бооольшой пакет).

 

Кстати, второклассники не согнули свои листы, так и отдавали,торжественно держа их на вытянутых руках. Что же происходит с миром взрослых, что они стараются занять как можно меньше места - в зале, в коробке, в своей собственной жизни...

 

Часть 5. 28 февраля 2019

О, дети. Прекрасные, необузданные и искренние. Я зашла к ним в класс, когда он был пуст, дети переодевались после физкультуры. Второклассники заходили в кабинет серьезными и вспотевшими, здоровались и рассаживались деловито. Типа #недоглупостев. Когда я каждому стала преподносить (не раздавать!) белый листок, улыбаясь и здороваясь, войдя в роль древней акушерки, вручающей жизнь - дети так же приветливо и отзывчиво отвечали мне улыбкой. Без тревожных вопросов "азачемнамлист". И эта песня длилась бы и длилась, упоительная песня истинного контакта. Но вошла учительница, сказала спецголосом ТАААК. ВСЕ СЕЛИИИ. ТИХААА. СЛУШАЕЕЕМ. И магия кончилась. Началась работа по образованию и воспитанию. Или, как пригвоздила мой аххренительный экспириенс учительница- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. Вот результаты. Статистика вполне благополучная, кстати: 6 позитивных, 6 негативных, 11 разнообразных актуальных состояний снято как тонкий срез бытия здесь и сейчас. Вопросы был простыми: - как вы себя чаще всего чувствуете, какими бываете, как ваши жизни складываются... Это статистика, она успокаивает всех, кроме родителей. А вот когда моя личная девочка рисует слёзы или улыбку зубастую с грустными глазами - мне дела нет до положительной статистики. Я ищу варианты спасения своего личного единственного ребенка в этот единственный день. Не правда ли?

 

В процессе рисования от ребят бесконечно звучали вопросы: а можно я нарисую вот так а вот так а можно аможно аможно?.... Эта тревожность и неспособность самим принять решение, что им можно, а чего нельзя делать на своем собственном листочке - удручала.

 

Снаружи я конечно держалась молодцом и терпеливо каждому отвечала - МОЖНО ВСЁ. Но они продолжали спрашивать.

 

После рисования и почтительного контейнирования мной их листков (ни один не сложил свою жизнь пополам, не учетверил, не сократил - алиллуйа нам, взрослым!) - я попробовала поговорить с 9-летними людьми о цене и смысле их жизни.

 

12 человек ответили мне примерно следующее: "главное, всё успеть, типа выучиться пока молодой, а то жизнь такая штука... раз и умрёшь. Или состаришься. Поэтому главная ценность - время. Его надо ценить. Время своей жизни. И всё успеть"

 

Как-то подозрительным показалось мне это единоверие. Стала прояснять. И да, конечно же, это свою взрослую тревожность, свой кризис среднего возраста транслирует им учительница изо дня день. Дети в 8-9 лет продолжают быть доверчивыми и внушаемыми. В.И.Кабрин назвал этот период ОРТОНОЙЕЙ, от греч. орто - правило.

 

Пришлось включить в себе безмятежного и безответственного Карлсона и провести сеанс веселой магии с размагничиванием этого страшного стереотипа, что учиться всему подряд надо только сейчас, иначе потом никогда не догонишь!!! НЕТ И НЕТ. Говорю я вам вслед за Л.Петрановской. Учиться надо всегда и и с радостью, без ощущения цейтнота и страха провала на экзамене. Учиться - потому что вся жизнь наша учит нас ежесекундно, и школа в этом потоке - лишь 30% детского времени имеет право на себя забирать. Ну, и всякое такое... Продолжение следует.

ПЭСЭ. «Я часто испытываю чуство безпомощносьти»

А это написала на том уроке моя драгоценная внучка, второклассница, которая вынуждена слушать пять дней в неделю истерики и терпеть личные неврозы своей учительницы. Но, слава богу и мне, на три-четыре дня в неделю я краду ее из социума, и мы учимся с ней жизни. Познаем, что такое ностальгия, блокада или афган. Или читаем диалоги по ролям, или просто жрем конфеты и смотрим сериалы. Или строим горку во дворе с соседями (я то канеш из окна смотрю, строит она..).

 

Или составляем настоящие пропорции (программа не второго класса точно!) для решения ее актуальных задач в жизни. Например, составить себестоимость одного слайма, чтобы продавать его ко взаимной пользе и выгоде.

 

И ВСЁ РАВНО ОНА ИНОГДА ЧУВСТВУЕТ БЕСПОМОЩНОСТЬ. В ТЕ САМЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ДНИ. КОГДА ВЗРОСЛЫЙ - НЕ СОВСЕМ ВЗРОСЛЫЙ И ОНА БЕССИЛЬНА ЕМУ ПОМОЧЬ.

Часть 6. 5 марта 2019.

Сегодня ехала на День Профилактики как-то без энтузиазма. Ну совсем прям. Чот выгорела вся. И погода дрянь была, в смысле бессолнечная и тусклая. И песню петь мне не хотелось ни детям, ни взрослым. Психологическую песню любви и человечности.

 

Но, доехав без пробок и на зеленой волне, на грязной, но своей маздочке... НО, изящно припарковавшись возле входа и перешагнув порог школы в сосновом бору - о чудо, чой-то встрепенулось во мне. И завуч, и библиотекарь, и учительница 3 класса и математичка с классной 8 класса оказались милыми и незашоренными.

 

Они ждали моих песен и песни случились со мной. И со всеми, кто слышал меня сегодня. после двух уроков в классах приступила даже к экспресс консультированию в коридоре маленьких испуганных и агрессивных девочек из 3 класса. Одна плакала о том, что после смерти мамы ее новая мама - ВМЕСТОМАМЫ, как девочка упорно называла папину жену - очень измождает ее переписыванием домашнего задания до сверкающего состояния, иногда до 5 раз переписывания!!.

 

А другая девочка сдерживалась и "низачто не заплакала от страха, что мама и папа все таки разведутся, ибо ругаются. Обе девочки регулярно дерутся, да так сильно, что уже на лиловом глазу КДН маячат...

 

Их учительница, кстати, оказалась моей старой знакомой, с которой мы в молодости боролись за правду в пионерлагере Дружба под Томском, за что и были изгнаны досрочно. Оказывается, она меня ждала и вымаливала для спасения своих вот этих именно девочек. Вот ведь встреча.)))

 

Фотоотчет об акции чистый лист прилагается. Среди 9-ти летних детей (человек 15 было в классе) 7 жизней зачерканы, 4 - порваны в клочья, 2 смяты и затем бережно мной расправлены. 2 человеческих жизни в виде листа бумаги канеш, не более того...

 

Атмосфера в классе как-то стала сильно печальной в процессе рванья и измятья, и я на ходу придумала новый ход.

А ВОТ КОМУ ВЫДАТЬ ПО НОВОЙ ЖИЗНИ? - воскликнула я ярмарочно и ребята отозвались почти все: и полуобморочные (это там плакала сильно девочка, а вслед за ней и еще одна) и замороченные. Задание теперь прозвучало так: чтобы жизнь не сделала с нами, с этой самой минуты мы сами можем делать ее любой. Вот какой захочу, такой она и будет - оптимистично наврала я детям и они стали рисовать. Цитаты: "УРОКОВ НЕ БУДЕД!" "РАЙ. ПАПА", "ПОДАРКИ. ВСЕ", "Я ХОЧУ ЧТОБЫБАДУШКИ БЫЛИ ЖИВЫ. И В МИРЕ ЦАРИЛ МИР", "КОНФЕТКА ЮЛИ, МОРОЖЕНОЕ ПЛОМБИР, КЕКСИК", "УРА", "ДЯДЯ, СЕСТРА", "ДЖИП", "ГЕЛИТ ВАГИН" (гелендваген наверное).

А теперь о 23 восьмиклассниках. 2 самолетика и 1 кораблик. 2 судьбы согнулись пополам, 3 судьбы - вчетверо сложились, 5 - в восьмеро, и 2 - сократились в 16 раз. Одна жизнь сложена неразборчиво, но заботливо расчерчена стрелками, как ее разворачивать. Дети все еще верят в нас, что мы разберемся - с собой, страной, идеологией и с их смятостью. Смятых до состояния мягкой туалетной бумажки - 2 жизни.

С эмпатией у ребят все нормально. Они видят тех, кому нужна помощь психолога - вне и внутри себя.: взрослых (задание - загнуть уголок дважды и надорвать его) - 10 человеко-углов, детей - 16. Ау, вы всё еще сомневаетесь, расширять ли штат психологов в школах и платить ли им нормальную зп?!

Ну и тексты (вопросы те же - ЦЕНА ТВОЕЙ ЖИЗНИ И СМЫСЛ ЕЁ): "она бесценна. я хочу жить. это мой смысл", "Но сейчас уже белая полоса", "цена очень дорога. смысл - уехать в польшу и жить в удавольствие", "Я живу потому что хочу. Мне нравится жить", "Радовать себя, других. Найти своего отца и встретится с ним. Счастье, семья, любовь, образование, деньги, счастье, учение ", "Очень дорога!!!!!!!!!!! я живу для себя. я люблю себя и свою жизнь. смысл для родных и для друзей, кто меня любит", "Добро, деньги, дети, любов, друзя, здоровье, семья, счастье, жизнь, образование," "Я живу потомучто мне нравется жить", "Безцено. Живу что бы жить хочу жить чтоб родоватся каждому дню", "Найти хорошего парня. любовь счастье удача радост. мама папа не умерайте. друзья прошу не предавайте", "Я живу потому что у меня родные. хочу стать олемпийскем чемпионов. когда я вырасту хочу построить дом большой и жить с бабушкой вместе. я люблю жить и ценю каждую минуту", "Жизнь имеет цену. Получить радость и удовольствие", "Я жуву потому что хочу жить, путешествовать, достигать своих целей и радовать близких и друзей." (ошибки сохранены, так аутентичнее, мне кажется). Два человека в этом 8 классе не выходят у меня из головы. Мальчик, который так и не прикоснулся к своему листку - он сидел один на задней парте. И девочка - на первой парте, которая дооолго ничего не делала со своим листком и все-таки нарисовала там ноутбук, а ответ на второй вопрос зачеркнула. Он был о смысле ее индивидуальной и бесценной жизни. Я ЖИВУ - зачеркнуто. бук. клавиши. загнутый надорванный уголок (помним, да? это травмированный взрослый, которого она знает). Группа риска. Поеду туда еще. Найду эту девочку. И мальчика. Может, смогу помочь в их одиночестве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: