Задание для сквозного проекта по курсу «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», блок формирование IP-стратегии
(результаты выполнения задания должны быть представлены на слайде/слайдах итоговой презентации в схематичном виде)
Зафиксируйте IP-стратегию вашего группового инновационного проекта, которая должна включать в себя:
- Краткий отчет о патентном поиске, проведенном в отношении разработки по открытым источникам информации о российских патентах
- Обоснование выбор способов оформления и правовой охраны разработки.
- При необходимости дополнительно можно представить краткое описание товарного знака (знака обслуживания) для индивидуализации будущего инновационного продукта.
Источники литературы для выполнения задания
1. Интеллектуальная собственность для бизнеса. Официальный интернет-сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) [Электронный ресурс].
2. Руководство по интеллектуальной собственности. Российская венчурная компания (РВК). С. 1–17 [Электронный ресурс].
3. Ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся патентования изобретений и полезных моделей. Официальный интернет-сайт российского Федерального института промышленной собственности (ФИПС) [Электронный ресурс].
4. О зарубежном патентовании изобретений и полезных моделей. Официальный интернет-сайт Роспатента [Электронный ресурс].
Рекомендуемая последовательность действий при осуществлении патентного поиска: Открытый реестр Роспатента (ФИПС) (www1.fips.ru) по изобретениям не предоставляет возможности контекстного поиска — только по реквизитам патентов (номер, дата выдачи и т. д.). Надо ввести ключевые слова (словосочетания) в поле контекстного поиска базы PATENTOSOPE (https://patentscope.wipo.int/). Далее для перепроверки можно осуществить аналогичный поиск на www.patents.google.com. По номерам отобранных патентов найти их в базе ФИПС (www1.fips.ru -> Информационные ресурсы -> Открытые реестры -> Реестр изобретений).
|
Краткий обзор лекционного материала для выполнения задания (Тема 7 в онлайн-курсе)
Понятия интеллектуальной собственности и ее охраны
Интеллектуальная собственность — это права на те или иные нематериальные результаты человеческого труда.
Российский правопорядок предоставляет охрану только тем видам нематериальных объектов, которые указаны в российском законе: это результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Несмотря на развитие международной кооперации и унификации, территориальный (национальный) характер прав на ИС в значительной степени продолжает сохраняться. Это означает, что права ИС, возникшие на территории и по законам одного государства, не обязательно признаются и охраняются в другом государстве. Охрана ИС имеет национальный характер.
Прежде всего вам нужно понять, способна ли ваша инновация в потенциале стать интеллектуальной собственностью по законам того государства, на рынке которого вы собираетесь работать. Отталкиваясь от этого, вы сможете выработать IP-стратегию вашего инновационного проекта.
IP-стратегия инновационного проекта — это стратегия инновационного проекта в части вопросов интеллектуальной собственности. Должна отвечать на следующие вопросы:
|
1. В чем состоит инновационная разработка
2. Какие известны аналоги или наиболее близкие разработки.
3. В качестве какого вида объектов ИС разработка будет оформляться и охраняться и почему.
4. Каковы планируемые способы коммерциализации разработки и обоснование их выбора.
5. Планируется ли правовая охрана «бренда» проекта и в какой форме.
Общие свойства интеллектуальной собственности
Абсолютный характер права. Главное свойство «вещной» собственности — максимально допустимая юридически степень господства лица над «своим» объектом — в полной мере характерно и для собственности интеллектуальной.
Нематериальность. Интеллектуальная деятельность человека непосредственно может порождать только нематериальные (идеальные) результаты. Поэтому права интеллектуальной собственности по общему правилу не зависят от предметов, в которых эта ИС воплощена (материальных носителей), как и от прав на эти предметы. Сами объекты ИС не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому; однако права на такие объекты, а также материальные носители, в которых выражены такие объекты, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.
Единое базовое содержание исключительного права на любой объект ИС. В целом все права на объекты ИС называются в российском законодательстве «интеллектуальными». По своему составу интеллектуальные права — это:
всегда — исключительные права (которые являются имущественными по своей природе, то есть относятся к имуществу);
|
в случаях, предусмотренных законом, — также и личные неимущественные права, а также иные права (право следования, право доступа и другие).
Личные неимущественные и иные интеллектуальные права по закону являются неотчуждаемыми и непередаваемыми — их невозможно продать, подарить, отдать в залог и т. д. Оборотоспособностью т. е. способностью быть объектом рыночного оборота (товаром) обладает только такой элемент интеллектуальных прав, как исключительное право, а также производные от него права использования ИС. Именно они могут являться объектом сделок с ИС.
Обладатель исключительного права на любой объект ИС имеет по российскому законодательству три основных полномочия:
1. Использовать данный объект ИС самому любым не запрещенным законом способом.
2. Распоряжаться своим исключительным правом, в том числе путем его отчуждения или разрешения (предоставления права) использования данного объекта ИС другим лицам по договору (например, по лицензионному договору)
3. Запрещать всем иным лицам использование данного объекта ИС и требовать от нарушителей своего исключительного права прекращения нарушения и возмещения потерь, причиненных нарушением (убытки, установленные законом компенсации).
По умолчанию (все исключения установлены законом) охраняемый законом объект ИС без разрешения правообладателя использовать нельзя!
Срочный (ограниченный во времени) характер действия интеллектуальных прав. Почти для всех объектов интеллектуальной собственности установлен ограниченный срок действия исключительного права: например, для патента на изобретение это 20 лет.
Исключениями являются объекты с теоретически бессрочной охраной:
Секрет производства (ноу-хау), исключительное право, на которое теоретически бессрочно, поскольку оно существует столько, сколько существует (то есть охраняется в режиме конфиденциальности и не разглашается) само ноу-хау.
Фирменное наименование — оно существует столько, сколько существует коммерческая организация, поэтому не имеет заранее установленного срока действия (если только организация не создана на заранее определенный срок).
Наименование места происхождения товара — охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Коммерческое обозначение.
С истечением срока действия исключительного права на объект ИС связано понятие перехода объекта ИС в общественное достояние (англ. public domain), что означает возможность его использования любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения за использование.
Территориальный (национальный) характер признания, действия и защиты прав на ИС.
Технологические результаты интеллектуальной деятельности (сокр. РИД) в основном возникают как: объекты авторских прав, объекты патентных прав, секреты производства (ноу-хау), топологии интегральных микросхем (ТИМ).
Помимо общих свойств каждый из видов ИС имеет свои особенности.
В чем общие свойства и различия в охране ИС именно по моделям авторского права и патентного права
Патент (лат. patentis — свидетельство, грамота) — выдаваемый патентным ведомством официальный документ установленной формы, удостоверяющий исключительное право лица, которому он выдается, на соответствующий объект патентного права, а также авторство данного объекта.
Приоритет — важнейшее понятие патентного права. Означает, что из двух или более заявителей на один и тот же РИД исключительное право (и подтверждающий его патент) получит только один — тот, кто подал заявку в патентное ведомство раньше других.
Конвенционный приоритет — правило, согласно которому заявка, поданная в одной стране — участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности, обладает во всех других странах — участницах данной конвенции приоритетом в течение 12 месяцев (для изобретения и полезной модели) или шесть месяцев (для промышленного образца), исчисляемых с момента подачи заявки в первой стране.
Системы патентования
Итак, вы определили, что ваша разработка потенциально патентоспособна, и выбрали для нее целевые рынки. Как получить на них территориальную защиту путем патентования?
Исключительное право на объект патентных прав возникает с получением патента. Право на получение патента по общему правилу принадлежит автору объекта патентных прав. Патентование возможно в рамках трех систем (видов процедур) — национальной, региональной или международной (PCT):
1 Традиционная (национальная) система: одна национальная заявка в национальное патентное ведомство — один патент данного государства. То есть, подав заявку на выдачу, например, в патентное ведомство США (англ. United States Patent and Trademark Office (USPTO), https://www.uspto.gov) по национальной процедуре США, вы получаете патент США, который дает защиту вашей разработке только в США. При таком подходе вам приходится отдельно обращаться в патентное ведомство каждой страны, на территории которого вы хотите защитить свою разработку, а каждое национальное патентное ведомство имеет свои процедуры, формы, правила, сроки, требования и т. д.
Региональная система: позволяет обратиться в одно уполномоченное межгосударственное патентное ведомство и получить правовую охрану на территории сразу нескольких стран, которые заключили об этом соответствующий международный договор. Региональные системы патентования:
Евразийская патентная организация (ЕАПО) объединяет девять стран — участниц Евразийской патентной конвенции (ЕАПК): Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Молдову, Россию, Таджикистан и Туркменистан; единый евразийский патент выдает Евразийское патентное ведомство (Москва); охраняемые объекты ИС — только изобретения.
Европейская патентная организация (ЕПО, англ. European Patent Organisation (EPO)) действует на территории 32 стран Европейского союза — участниц Европейской патентной конвенции (ЕПК, англ. European Patent Convention (EPC)); Европейское Патентное Ведомство (ЕПВ, англ. European Patent Office (EPO)) (Мюнхен) выдает заявителю не единый «европейский патент», а национальные патенты тех стран, которые были указаны в заявке. Эти патенты действуют в соответствующих странах независимо друг от друга (в том числе могут давать разные сроки охраны, способы защиты и т. д. в зависимости от национального правопорядка). Охраняемые объекты — только изобретения. Россия в число стран-участниц не входит.
Африканские региональные патентные организации: Африканская организации интеллектуальной собственности (ОАПИ, https://www.oapi.int, 14 стран-участниц) и Африканская региональная организация по промышленной собственности (АРИПО, https://www.aripo.org, 11 стран-участниц).
Международная система: на основании Договора о патентной кооперации (ДПК, англ. Patent Cooperation Treaty (РСТ)), участниками которого является 151 страна, возможна подача одной международной заявки в одно патентное ведомство, что приравнивается к подаче национальной патентной заявки в каждом из выбранных заявителем государств (из числа стран — участниц PCT). Охраняемые объекты ИС — только изобретения. Имеет две фазы — международную (18–30 месяцев) и региональную/национальную: после прохождения международной фазы заявка рассматривается национальными патентными ведомствами тех стран, в которых испрашивается охрана, или соответствующим региональным патентным ведомством (ЕПВ, ЕАПВ).
Процедура патентования
Каковы стадии патентного процесса?
Шаг 1
Формулируем суть разработки. От того насколько правильно выражена суть новшества, в конечном счете будет зависеть объем охраняемых способов использования — а значит, и коммерческая ценность патента.
Формула изобретения, или полезной модели, — ключевое описание разработки из одного предложения, состоящее из: названия объекта; вводного слова включающий» (или «состоящий из») и перечисления признаков, известных уровню техники; словосочетания «отличающийся тем, что» и перечисления отличительных признаков.
Пример формулы изобретения: «Электронная пушка для СВЧ-приборов, содержащая торцевой катод со сферической или другой криволинейной поверхностью и катододержатель, отличающаяся тем, что катод выполнен по периметру с плоским буртиком, с помощью которого он вставлен в паз катододержателя».
Патент признается нарушенным, только если незаконно используются все пункты его формулы.
Уровень техники (англ. Prior Art) — сведения, ставшие известными неопределенному кругу лиц посредством письменного или устного раскрытия, посредством использования на практике или другим способом.
Через «подъем» над известным уровнем техники определяется новизна разработки. В известный уровень техники входят и ранее выданные патенты, и ранее поданные патентные заявки, и прочая известная информация, без ограничений по источникам ее публикации. Большинство стран мира (включая Россию) для признания изобретения патентоспособным требуют от него абсолютной мировой новизны — то есть инновация сравнивается со всеми известными мировыми данными.
Шаг 2
Обращаемся к патентному специалисту (патентоведу) для проведения патентного поиска, исследования на патентную чистоту и составления заявки на выдачу патента.
Патентный поиск — процесс выявления и отбора соответствующих запросу сведений по одному или нескольким признакам из источников патентнойинформации1.
1 - По этому вопросу дополнительно рекомендуется см.: 1. Приказ Роспатента от 23.01.2017 N 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке отчетов о патентном обзоре (патентный ландшафт)»; 2. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/ F1527625906/Met.rek.po.patentnym.issled.pdf; 3) ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения».
Патентная чистота — важнейшее условие конкурентоспособности продукта, обеспечивающее возможность свободного использования объекта в какой-либо стране без нарушения действующих на ее территории исключительных прав третьих лиц.
Можно ли сделать это самому? Формально — да: вести дела с патентным ведомством только через патентного поверенного российский закон обязывает лишь тех, кто постоянно проживает за рубежом, а также иностранных юридических лиц. Аналогичное правило действует во многих других странах.
Можно самостоятельно проанализировать все доступные источники патентной информации.
Шаг 3
Составление заявки на получение патента и подача заявки в патентное ведомство.
Шаг 4
Проведение патентным ведомством сначала формальной экспертизы заявки, а затем ее экспертизы по существу. Если формальная экспертиза прошла успешно и с даты подачи заявки на изобретение прошло более 18 месяцев, Роспатент обязательно публикует заявку. Со дня публикации Роспатентом сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента изобретению предоставляется временная правовая охрана.
Временная правовая охрана изобретения (ст. 1392 ГК РФ) — правовая охрана, предоставляемая со дня публикации патентным ведомством сведений о заявке до даты публикации этим же ведомством сведений о выдаче патента.
Кроме случаев, когда заявка содержит государственную тайну, либо если до истечения 15 месяцев с даты подачи заявки на изобретение она была отозвана или признана отозванной, либо на ее основании состоялась регистрация изобретения.
Шаг 5
Выдача патента в случае успешного прохождения экспертизы (патентование -процедура долгая, срок может составлять более 2 лет). На практике наличие патента или хотя бы поданной патентной заявки может существенно повышать защищенность вашего проекта и его привлекательность для инвесторов.
Секреты производства (ноу-хау)
Зачем патентовать (т. е. раскрывать всем) разработку, если можно ее засекретить? И зачем ее засекречивать, если можно запатентовать?
Ноу-хау является самым специфическим объектом ИС. Охрана разработки в режиме ноу-хау может являться предпочтительной в случае, когда:
Непатентоспособность разработки выявляется до ее раскрытия.
Разработка заведомо непатентоспособна или еще не доведена до патентоспособной стадии.
Разработка воплощена в продукте таким образом, что она недоступна или труднодоступна для «обратного инжиниринга» (англ. Reverse Engineering), т. е. невелика вероятность того, что конкуренты смогут «разобрать» вашу технологию, понять, «как это сделано», скопировать и самостоятельно воспроизвести ее.
Нужен более длительный срок охраны (исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность соответствующих сведений (именно поэтому рецепт одноименного напитка корпорация The Coca-Cola Company сохраняет в секрете много десятилетий: патентование рецепта раскрыло бы его и давно перевело в общественное достояние в связи с истечением срока действия патента).
Главные минусы ноу-хау (риски):
- Если кто-то добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства стал обладателем сведений, составляющих содержание этого секрета (например, сам придумал то же самое), то он приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства — ему нельзя запретить использовать этот секрет и требовать с него компенсаций
- В случае даже непреднамеренного раскрытия секретности (нарушения режима конфиденциальности) исключительное право на ноу-хау пропадает сразу у всех его обладателей. После этого все обладатели секрета могут продолжать им пользоваться, но не могут запрещать другим делать это, требовать компенсации за нарушение и использовать иные инструменты юридической защиты ИС. Обычно рекомендуется стремиться к сбалансированному сочетанию: патентовать таким образом, чтобы реально воплотить разработку по одной только информации из патента было невозможно без знания каких-то специальных нюансов (которые и будут охраняться в режиме секрета производства).
Правовые инструменты приобретения и коммерциализации интеллектуальной собственности
Для того чтобы извлекать преимущества из имущественных интеллектуальных прав, их надо сначала получить. Какими юридическими способами приобретаются и коммерциализируются эти права?
Существует два возможных направления коммерциализации ИС:
1. Можно продавать товар (услугу), в котором воплощена ИС (или который производится/ продается с помощью использования ИС).
2. Можно «продавать» саму ИС — посредством отчуждения или предоставления имущественных прав на ее использование.
Существующие в российском законодательстве инструменты коммерциализации ИС:
1. Самостоятельное использование объекта ИС любым способом, не запрещенным законом. Например, самостоятельное производство и продажа запатентованного устройства.
2. Залог исключительного права на объект ИС или права использования объекта ИС по лицензионному договору (ст. 358.18 ГК РФ).
3. Возмездное отчуждение (продажа) исключительного права (ст. 1234 ГК РФ). После отчуждения исключительное право переходит приобретателю, отчуждатель не сохраняет никаких прав на использование объекта ИС.
4. Предоставление права использования объектов ИС по договору:
Коммерческая концессия (франчайзинг) (гл. 54 ГК РФ): комплексный договор, по которому предоставляется право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) и др.), а также деловой репутации и коммерческого опыта в определенном объеме
Лицензионный договор (ст.ст. 1235–1237, 1286, 1286.1, 1308, 1367, 1428, 1459, 1469, 1489 ГК РФ): автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования объекта ИС на условиях и в пределах, установленных лицензионным договором.
Сублицензионный договор (ст. 1238 ГК РФ): производный от лицензионного. При письменном согласии лицензиара лицензиат может предоставить право использования объекта ИС другому лицу (сублицензиату) в пределах и на условиях, оговоренных сублицензионным договором. Лицензиат не может предоставить сублицензиату больше прав на использование объекта интеллектуальной собственности, чем он имеет сам от лицензиара (например, предоставить сублицензиату право использования объекта интеллектуальной собственности способом, который не предусмотрен лицензионным договором между лицензиаром и лицензиатом).
Правильность оформления документов сложно переоценить, ведь по ним определяется само наличие или отсутствие актива. Инвестор или банк, проведя проверку юридической чистоты вашего проекта (англ. due diligence) и обнаружив непоправимые недостатки, может отказаться в нем участвовать ввиду существенных рисков. В худшем случае это может открыться слишком поздно и попросту «похоронить» уже стартовавший проект.
Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
Как защитить те обозначения, которыми вы будете маркировать свой инновационной продукт для потребителей (неважно, будет ли это сектор B2B, B2C и (или) B2G)?
Средства индивидуализации (СИ) сами по себе вряд ли могут признаваться технологическими инновациями. Они лишь служат для выделения организации, имущества, товара, работы, услуги среди прочих однородных субъектов (объектов) и призваны служить обеспечению их узнаваемости у потребителя.
К СИ относятся товарные знаки и знаки обслуживания (ТЗ и ЗО), наименования мест происхождения товаров (НМПТ), фирменные наименования и коммерческие обозначения.
Так же как и объекты патентных прав, некоторые СИ (ТЗ, ЗО и НМПТ) охраняются при условии их регистрации уполномоченным ведомством (в России — Роспатент) и требуют уплаты пошлин для поддержания их охраны в силе. Но, в отличие от РИД, СИ не имеют юридической фигуры автора.
Наиболее универсальный и сильный способ охраны для «бренда» — это ТЗ (ЗО): именно на него следует, прежде всего, обращать внимание.
Как и правовая охрана, ТЗ и ЗО носит национальный (территориально ограниченный) характер:
для того, чтобы ваш ТЗ (ЗО) имел правовую охрану в определенном государстве, вам необходимо получить государственную регистрацию данного знака в уполномоченном ведомстве данного государства.
Но для ТЗ (ЗО) существует «Мадридская система международной регистрации знаков» — своеобразный «аналог» системы PCT: Россия, наряду с еще более чем 60 странами, является участником Соглашения о международной регистрации знаков (вместе с Инструкцией от 01.04.1992 к указанному соглашению, Общей инструкцией от 01.04.2004 к нему же и Протоколом от 28.06.1989 к нему же), которое позволяет упростить процедуру зарубежной регистрации ТЗ (ЗО). Лицо, желающее обеспечить правовую охрану своего товарного знака в странах, участвующих в Мадридском соглашении вместо того, чтобы подавать отдельные заявки на регистрацию в разные страны, может подать единую международную заявку в ВОИС. При этом заявитель должен подать первоначальную заявку на регистрацию товарного знака в своей стране и на основании этой заявки заявить, что он желает получить международную регистрацию во всех или некоторых зарубежных странах, участвующих в этом соглашении. Это заявление затем направляется в ВОИС, где после формальной проверки поданной международной заявки осуществляется международная регистрация знака. Документы заявки о международной регистрации знака составляются на английском, испанском или французском языке (по выбору заявителя), а сведения о международной регистрации знака оперативно сообщаются странам — участникам соглашения.
Применительно к данному объекту ИС следует также иметь в виду, что в отличие от объектов авторского и патентного права, неиспользование правообладателем своего ТЗ (ЗО) влечет негативные последствия: если знак не используется публично в течение трех лет подряд, то действие исключительного права на него по заявлению заинтересованного лица, поданному в суд, может быть досрочно прекращено (см. ст. 1486 ГК РФ).
При этом следует иметь в виду, что США и Великобритания не участвуют в данном соглашении.