Важными проблемами закупочной деятельности являются: определение оптимального числа поставщиков, поиск потенциальных поставщиков и выбор оптимального, наиболее квалифицированного из них. Организация может работать с единственным поставщиком. Этот вариант обеспечивает следующие преимущества:
- стремление добиться прочных взаимоотношений;
- ценовые скидки при размещении крупных заказов;
- более легкие коммуникации и процедуры для регулярно размещаемых заказов;
- меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их поставках.
Обычно организации взаимодействуют с несколькими поставщиками одного и того же материала. Преимущества использования нескольких источников материалов заключаются в следующем:
- конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;
- снижение вероятности сбоев в поставке;
- обеспечение доступа к большему объему информации;
- более легкое удовлетворение меняющегося спроса.
В логистике существует положение, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Поэтому в большинстве организаций имеется база данных компетентных надежных поставщиков. Однако, для нового продукта зачастую требуются и новые поставщики. Выбор поставщиков конкретного вида материальных ресурсов включает следующие действия: поиск потенциальных поставщиков, анализ выявленных поставщиков, оценку результатов работы с выбранными поставщиками и установление их рейтинга.
В процессе поиска потенциальных поставщиков логистический менеджер может использовать следующие способы:
1. Изучение рекламных материалов в СМИ, Интернет и фирменных каталогах.
2. Посещение выставок и ярмарок, торговых представительств, конгрессов и семинаров для установления прямых контактов.
|
3. Объявление конкурса (тендера).
4. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
5. Опрос общественного мнения (банки, торговые организации, аналитические и информационные агентства, государственные органы надзора).
Поступающая информация позволяет провести анализ поставщиков на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество критериев может варьироваться от одного до несколько десятков. Все зависит от стратегических и тактических целей организации, которая сама определяет эти критерии. К числу важнейших критериев выбора поставщика относятся: цена и качество поставляемых материалов, условия и сервис, то есть надежность и стабильность поставок. Эти факторы влияют на прибыль производителя (потребителя). Кроме них, в анализе используют следующие параметры поставщика:
- время выполнения заказа и его стабильность;
- доля своевременных поставок и доля продукции, имеющейся в запасе;
- возможности складирования и экспедирования продукции;
- удобство размещения заказа и коммуникации;
- техническая спецификация и спецификация качества;
- прошлый опыт взаимодействия с поставщиком.
При получении одинаковых критериев у нескольких поставщиков и для получения наиболее выгодных условий поставок, могут использоваться дополнительные критерии:
- финансовые условия - способность поставщика предоставлять рассрочку платежа и ценовые скидки;
- дислокация (близость поставщика), послепродажное обслуживание и обучение пользователей;
|
- обеспечение оборудования запасными частями, возврат некондиционных товаров;
- наличие у поставщика резервных мощностей и складских помещений;
- конкурентоспособность и уровень используемой техники и технологии;
- уровень организации управления качеством продукции у поставщика;
- финансовая устойчивость поставщика, подтвержденная независимым аудитором;
- имидж (репутация) поставщика в глазах общественности, его доброжелательность, способность к сотрудничеству и длительным партнерским отношениям;
- уровень риска и отсутствие негативного влияния на окружающую среду;
- уровень квалификации сотрудников, их социальный статус, психологический климат в коллективе и риск забастовок у поставщика.
Одной и наиболее эффективных форм выбора оптимального поставщика являются конкурсные торги (тендеры). Они проводятся с целью покупки большой партии МР или заключения долгосрочного контракта на поставку. Поставщики, желающие принять участие к конкурсе, направляют пакет предложений по поставке МР в тендерный комитет, который рассматривает эти предложения на закрытом заседании. После его завершения объявляется победитель конкурсных торгов, получающий контракт на поставку. Им признается участник, представивший наиболее выгодные условия поставки.
При выборе источника закупки (поставщика) следует также помнить о виде транспорта и перевозчике, если согласно договору обязанность доставки не возлагается на поставщика. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. Список поставщиков обычно составляется по каждому конкретному виду поставляемых материалов. После этого остается установить контакт с соответствующими предприятиями и получить от них предложения по цене и срокам поставки.
|
Лекция № 12.
Виды закупок.
Государственные закупки.
Государственные закупки в основном не отличаются от закупок промышленных компаний.
Цели государственного снабжения:
• гарантия снабжения для удовлетворения потребностей в обслуживании;
• уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров;
• поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров и услуг;
• максимальная экономия путем применения передовых практик снабжения, обладающих внутренней эффективностью;
• осуществление закупок при самых низких затратах на жизненный цикл, гарантии качества и соблюдение требований к поставкам.
Характеристики государственных закупок (источник полномочий -госслужащий, его полномочия, положение и статус в соответствии с конституцией и постановлениями муниципальных властей):
• в процессе госзакупок трудно внести изменения;
• бюджетные ограничения;
• внешнее давление;
• поддержка со стороны госпрограмм;
• ограниченная формальная проверка;
• недостаток навыков доставки;
• уровень зарплаты;
• недостаток конфиденциальности (все открыто);
• конкурс коммерческих предложений.
Международные закупки.
Главной причиной для использования международных поставщиков является возможность достижения более приемлемой цены, чем при закупке у внутренних поставщиков (либо эксклюзивность поставщика).
• ЦЕНА. Соотношение цена/затраты (цена/качество);
• компании стремятся к низкому уровню трудовых затрат;
• благоприятный курс обмена;
• эффективность (процессов и оборудования);
• ценообразование с целью получения прибыли (проведение политики ценообразования на экспортную продукцию для получения прибыли при соответствующем объеме);
• качество (уровень качества может быть более предпочтителен);
• отсутствие товаров на внутреннем рынке;
• ускоренная доставка и непрерывность снабжения;
• улучшенное техническое обслуживание (более высокие технологии, маркетинг;
• конкуренция (давление на отечественных поставщиков).
Проблемы при работе с международными поставщиками:
• поиск и оценка источника;
• сроки поставки;
• экспедирование;
• политические проблемы и проблемы трудовых ресурсов;
• валютные колебания;
• способы оплаты;
• качество;
• отказ в приеме товара (обязанности обеих сторон);
• тарифы и пошлины;
• расходы связанные с оформление документов;
• юридические проблемы;
• транспортировка;
• язык;
• этика;
• культурные и социальные обычаи.
Нетрадиционные виды закупок:
•основные товары относятся к группе основных активов (основных средств) предприятия;
•услуги - эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т. д.
Главным отличием приобретения услуг от приобретения товаров является:
•1) невозможность хранения - это означает, что время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень серьезными и дорогими;
•2) трудность в оценке качества;
товары для перепродажи - эта категория подразделяется на две группы:
•1) комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись на предприятии, а теперь заказываются у внешних источников (например, крупный производитель бытовой техники, который продает микроволновые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микроволновые печи в сборке под своей маркой);
•2) товары, реализуемые через розничную сеть, такие как одежда, продаваемая в крупных универмагах, продукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т. п. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно должны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основании чего принимаются решения о закупке.
Лекция № 13.
Реализация закупок.
Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:
v что закупить;
v сколько закупить;
v у кого закупить;
v на каких условиях закупить.
К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:
v как системно увязать закупки с производством и сбытом;
v как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.
Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.
Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать или купить», рассмотренная в пункте 2.1. этого параграфа.
2. Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретных рынок.
3. Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками (более подробно задача выбора поставщика рассматривается в пункте 2.2. данного параграфа).
4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношение формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, то есть учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
· затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
· затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
· затраты на грузопереработку;
· затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
· затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
· затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.
В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
Лекция № 14.