Схема. Трехвекторная модель группового развития




(по А.В.Петровскому)

 

Эта модель позволяет описывать различные траектории движения группы в широком диапазоне направлений. Кроме того, на ее основе можно предсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитие будет происходить в тех или иных условиях. Так, если извест­но, что группа будет заниматься социально значимой совместной дея­тельностью, а ее члены будут разделять позитивные ценности, то груп­па превратится в коллектив. При других условиях возможными станут иные пути развития

Еще одной идеей А. В. Петровского являлось представление об уровневом строении отношений в группе (состоящих из 3 слоев - страт). Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.

Рассматривая значение данной теории, А.И.Донцов и Т.Г.Стефаненко (2) отмечают, что важным ее положением является постулирование участия в совместной деятельности как фактора развития груп­повой сплоченности (однако оно не является абсолютно новым для мировой социальной психологии). Важнейшими инновациями психологической теории кол­лектива А.В.Петровского, по мнению данных авторов явились:

  • тезис о деятельностном опосредовании межличностных от­ношений и
  • идея о ценностной при­роде групповой сплоченности, что связано с разработкой понятия ценностно-ориентационного единства.

 

Первый тезис противоречил принятой большинством авторов, занимающихся проблемой развития группы, идее о принципиальной самостоятельности эмоциональной и инструментальной сфер группо­вой жизни, хотя жесткое их разведение не было установлено и в боль­шинстве общепринятых моделей.

А.И.Донцов и Т.Г.Стефаненко, анализируя значение теории «теория деятельностного опосредования групповых процес­сов», отмечают, что положение о группообразующей функции совместной деятельности позволило наметить направление дальнейшего продвижения в области изучения психологического со­держания процесса группового развития. В этом направлении в отечественной психологии в 70-80 г.г. разворачивались исследования специфических особенностей коллек­тивного (в отличие от группового) субъекта деятельности и выделе­ние особенностей собственно совместной деятельности [Донцов, Дубовская, Улановская, 1998]. На современном этапе, по мнению данных авторов, линия ана­лиза роли совместной деятельности в развитии группы рассматривается наиболее перспективной при изучении этого процесса.

Второй тезис о фундаментальности такой характеристики коллекти­ва, какой является ценностно-ориентационное единство, будучи од­ним из основных, остается, по мнению данных авторов, наиболее спорным в стратометрической концепции. По мнению исследователей, именно данная идея «операционализировала» основное идеологичес­кое содержание такого феномена, как коллектив, поскольку речь все­гда шла об определенных ценностях, а единство должно было быть пол­ным. Понятие ценностно-ориентационного единства было выдвинуто для уточнения такой характеристики группы, как групповая сплоченность. А.И.Донцов и Т.Г.Стефаненко утверждают, что «представление о наличии в коллективе ценностно-ориентационного единства служило не только в качестве содержательного наполнения достаточно формального понятия сплоченности, но и давало возможность с высокой степенью определенности операционализировать это понятие, а следовательно, и проводить конкретные эмпиричес­кие и экспериментальные исследования для проверки разнообразных гипотез».

В целом идеи теория деятельностного опосредования групповых процес­сов внесла важный вклад в разработку проблематики группы.

 

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение малой группы.
  2. В чем отличие формальной и неформальной групп?
  3. По какому признаку выделяют референтные и нереферентные группы? Назовите, какие группы лично для Вас являются референтными?
  4. Назовите и охарактеризуйте Ваши первичные группы.
  5. Какие параметры используются для описания группы? Опишите одну из малых групп, членом которой Вы являетесь, используя заданные в тексте лекции параметры.
  6. Охарактеризуйте классические подходы к изучению малых групп, сложившиеся в мировой и отечественной психологии.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: