Кино- и видеосъемка: осваиваем работу с контрастами и цветом
Джон Джекмен
За всеми новинками, появляющимися в суматошном и динамичном мире цифровых технологий, уследить невозможно. Но никакие встроенные в камеру средства, никакие дополнительные программы не помогут улучшить качество съемки, если у вас нет базовых знаний. Четкое понимание того, как взаимодействуют свет и цвет в вашей камере, - самый полезный "инструмент", который всегда останется с вами.
"Почему у меня не получается хорошая картинка?" - этот вопрос я часто слышу и от новичков, и от профессионалов. И ответ на него скорее всего надо искать не в модели камеры, которую они используют, а в их умении работать со светом и выдержкой. Многие даже опытные операторы недостаточно хорошо понимают разницу между освещением для киносъемки и для видеосъемки.
В этой статье мы подробно рассмотрим основные параметры контрастности и цвета, их взаимодействие и попробуем разобраться, как же образуются эти загадочные единички и нолики, дающие высококачественное цифровое видеоизображение. Это поможет понять, каким образом можно добиться, чтобы единички и нолики не складывались в отталкивающие картинки. Для создания хорошего кино или видео важно четко представлять, как воспринимает свет камера и как его воспринимает глаз.
Глаз - тоньше прибора не найти
Человеческий глаз - удивительное оптическое средство, которое умеет работать практически при любом освещении. Способность глаза адаптироваться к контрастному свету поистине поразительна: он может различать детали в диапазоне контрастности 800:1, т. е. даже при самой сильной контрастности видит их как в ярких, так и в темных местах.
Иногда говорят, что глаз может воспринимать и более широкий диапазон контрастности - порядка 1200:1. Такое значение получается, если учитывать "темновое зрение" - способность видеть ночью или в очень слабо освещенном помещении. В темноте светочувствительные палочки сетчатки глаза переходят в другое химическое состояние, в котором могут воспринимать даже очень слабый свет. За какую-нибудь пару минут глаз адаптируется к темноте или яркому свету. Но при ярком освещении темновое зрение не работает, поэтому мы не будем рассматривать диапазон контрастности 1200:1, а ограничимся значением 800:1. Конечно, чувствительность зрения у всех разная и с возрастом меняется.
Посмотрите на незатененную 75-ваттную лампочку в помещении, где имеются густые тени. Несмотря на яркий свет лампы, вы сможете различить на ней маркировку "75 Вт" и при этом не перестанете видеть предметы и детали в затененных местах. Соотношение яркостей светящейся лампочки и самого темного места в комнате, где еще различаются детали, определяет диапазон воспринимаемой вами контрастности. Отношение яркостей самых светлых и самых темных различимых деталей называют динамическим диапазоном прибора - глаза, пленки "Кодак" или камеры "Икегами".
|
Камера и глаз - не одно и то же
Попробуйте снять на пленку или видео сцену, освещенную простой 75-ваттной лампочкой. Что у вас получилось? Оказывается, то, что воспринимает глаз, на пленке может быть не видно, поскольку у нее, а тем более у видеозаписи динамические диапазоны гораздо меньше, чем у глаза. Самая чувствительная пленка обеспечивает передачу контрастности в диапазоне чуть более 120:1, а большинство типов - около 100:1.
Проблемы, возникающие с экспозицией, чаще всего обусловлены именно этим различием. Сцена, глазом воспринимаемая совершенно нормально, может не попасть в тот динамический диапазон, который способна передать пленка.
|
Расширить динамический диапазон носителя записи - пленки или видеоленты - нельзя, зато можно подобрать оптимальный для конкретного освещения интервал значений, изменяя диафрагму камеры или время экспозиции пленки. Однако при уменьшении диафрагмы можно добиться правильной экспозиции для ярких областей, в то время как для темных она окажется слишком мала. Увеличивая же диафрагму, можно правильно передать темные места, тогда как яркие будут сильно передержаны.
Поэтому оператору, снимающему в аналоговой или цифровой форме, необходимо научиться подбирать освещение так, чтобы приглушить блики и дать больше света в затененные области, т. е. искусственно сужая диапазон контрастности (с помощью рассеивающих насадок, линз и рефлекторов), найти его значение, оптимальное для динамического диапазона используемой кинопленки. Это очень похоже на то, что делает устройство компрессии звука: для ограничения динамического диапазона сигнала применяется способ усиления слабых значений и подавления пиков.
Теперь рассмотрим третью полутоновую шкалу на рис. 1, которая представляет динамический диапазон типичной видеокамеры: он еще меньше, чем у пленки. Лучшие камеры в состоянии передать диапазон контрастности примерно 30:1. Правда, этот показатель быстро увеличивается благодаря успехам в областях микроэлектроники и цифровой обработки сигналов и в новейших камерах уже приближается к 40:1. Но следует помнить, что после того как запись будет несколько раз скопирована на стадии постпроизводства, это значение уменьшится.
Естественно, что и при видеосъемке за пределами динамического диапазона камеры и формата записи детали не будут видны, появятся только сплошные белые или черные области. Многие режиссеры до сих пор предпочитают снимать на пленку в силу того, что она имеет более широкий диапазон контрастности, особенно это касается натурных сцен, где управлять освещением труднее.