Упражнения - важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения.
Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих на успешность изучения грамматических явлений:
- упражнения должны быть одноцелевыми, т.е. содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лексическом материале;
- содержать наглядные, максимально простые образцы, показывающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении задания;
- исключать механические приемы усвоения, предпочитая им творческие упражнения с коммуникативными и проблемными задачами. Постановка проблемы может осуществляться учителем, а ее решение - учащимися (например, учащимся поручается разработка разных вариантов коммуникативной игры после формулировки проблемы, коммуникативного намерения и общего описания ситуации). Последнее из трех условий относится в ОСНОВНОМ к упражнениям речевого характера.
Подготовительные упражнения
1. Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления:
- определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируй те его письменно);
- заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило;
- подберите грамматический материал из текста для иллюстрации правила-инструкции;
- назовите эквивалентные грамматические замены указанных структур (например, lch bin hungrig - Ich ha be Hunger);
- проведите «лингвистическое» чтение текста, проанализируйте использованные в нем грамматические явления;
- подберите к началу предложения, данного слепа, окончание, расположенное среди образцов справа;
2. Упражнения в субституции (грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение):
- образуйте предложения, обратите внимание на форму причастия (Parlizip II), составьте аналогичную таблицу с другими примерами:
DcrSehriftsteller N Der Zeitungsreportei" Der Dramatiker К | hal | die Natur Land und Lcnle diese Ereignisse eine I'okircxpcdiLion | realislisch lebenswahr ypannend (alentvoll | beschrieben geschilderl dargestelll |
3. Упражнения в трансформации (преобразования касаются грамматики):
- преобразуйте действительный залог в страдательный, дополните ваш пример пояснениями.
Образец: Manerfand diese Masehine voreinigen Jahrcn (Diese Ma-schine wurde voreinigen Jahren crfunden. Man verwendet sic beim StraBenbau);
- преобразуйте два простых предложения в сложное, используйте указанные союзы;
- преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;
- преобразуйте диалог в монолог, сохраните все количественные данные (реалии и др.).
4. Вопрос-ответные упражнения;
- работая в группах, узнайте, как ваш друг провел выходные дни:
(закрепление le passe compose):
Activitcs moi classe
a fait du sport
a In un bon livrc
avu un Him
a ecrit ties lettres
est alle(e) an cinema
etc
- ответьте па вопросы, придерживаясь одного из двух вариантов (закрепление Present Perfect в парной работе).
Образец: а) - Have you ever been far away from home?
Yes. I have. I've been to Germany,
b) - Have you ever been to Paris?
No, but I've been in London;
- поставьте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схему (повторение приставок):
Wohingehtihr?
hin Dort ist die Halteslelle. Wirgehen hin.
«Herein!» sagte dcr Lehrer.
her «Woher kommt ihr denn so spat?»;
- выполните вопросо-ответнос упражнение, замените ответ новым вариантом, подходящим по смыслу:
Was hat der Malcrauf diesem Bild dargcsiellt? — Eine Landschaft;
- языковая игра «Кто составит больше вопросов по содержанию картины (текста, серии рисунков)?»
При подведении итогов учитывается количество вопросов, лексико-грамматическая правильность и тематическая обусловленность в решении задания.
5. Репродуктивные упражнения:
- дополните/сократите/видоизмените диалог; содержащий закрепляемые грамматические явления;
- заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст;
- поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов.
6. Переводные упражнения:
- переведите с иностранного языка на русский предложения/мини-тексты, содержащие закрепляемые языковые явления;
- переведите с русского языка на иностранный предложения/мини-тексты, содержащие изученные грамматические явления;
- выполните обратный перевод (палевой стороне страницы дан образец на иностранном языке, на правой - адекватный перевод на родном языке. Работая в парах, учащиеся сравнивают два текста, затем закрывают иноязычный текст листом бумаги и выполняют обратный перевод.