Андрей Петров
«Дела земные»
Где-то над макушкой планеты, над самым ледяным полюсом, клубились, сбивались в огромные небесные моря тучи. И двинулись на юг, гоня вперед себя ветер. Так начинается краткая, по определению самого автора, повесть вологодского писателя Дмитрия Ермакова «Дела земные», давшая название его книги повестей и рассказов. Речь идет о зарождении урагана, который будто проверял на прочность дела земные.
Этот самый ураган, волей автора, оказал немалое воздействие на героев повести. Разбил стекло вокзала и тем самым чуть не убил Алексея Егорова, который отправился на филологическую конференцию в Финляндию. Растревожил старого отца Алексея в ветхом деревенском доме: Хоть бы Лёшка приехал. Загнал жену Алексея Галину в машину сослуживца, который налетел, как тот ураган, смял, улетел.
Впрочем, не о урагане повесть, а о делах вполне земных, о бренности жизни. Ах, эта жизнь! Гори она огнем! – это из стихов Сергея Чухина, вологодского поэта, друга Рубцова. Почему? Исследует Алексей Егоров его поэзию. И еще филологические мысли и разговоры проявятся на страницах повести. Но все равно больше здесь о жизни – о земных делах.
В книге разные повести и рассказы, о разных человеческих судьбах, о разных делах земных. Вот Батон – вольный человек, герой одноименного рассказа – уверенный, великодушный, независимый, сказано же – вольный.
А вот «Три брата» – повесть о трех крестовых братьях. Унесла фантазия автора в далекие времена истории российской. Исполняют важное государственное дело, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия, побратавшиеся, обменявшиеся крестами Терентий, Семен и Левонтий.
А потом читатель вместе с писателем переносится в не менее сложное и запутанное время – 90-е годы ХХ века. Рассказ назван по фамилии героя «Ножилов». Жесткое, суровое время: если ты дашь слабину, то и тебя не пожалеют.
Главный герой рассказа «Чемпион» – подросток Колька Журавлев из ставшей вдруг неблагополучной семьи. Рассказывается про его духовное взросление, которое случилось не без помощи хороших и добрых людей. И да, конечно, стал Колька чемпионом, даром что ли так рассказ называется. Но главное – стал он Человеком настоящим.
Вызывает уважение герой повести «Серьезное дело» Сергей Труфанов, филолог, ставший мясником, – личность цельная, неординарная. Серьезно он относится к серьезному делу, и к другой своей жизни, и еще другой жизни: И нужно просто жить и просто выполнять свои обязанности.
Героями двух рассказов с символическими названиями «Приключение» и «Счастье» являются бывшие детдомовцы Олег Рогов и Сергей Хомутов. Достойно проходят они через выпавшие на их долю испытания, потому что сами они достойные люди – мужественные, принципиальные, надежные. Внешний сюжет рассказов острый, увлекательный, однако более важный – внутренний сюжет, приводящий к счастью: Спокойное счастье разливалось над заречным лесом, над тихой водой, над поселком, над всем миром. Счастье сгущалось в тумане, обнимало, прятало…
На философские размышления о времени, о смысле жизни выходит Дмитрий Ермаков в своей малой прозе – лирически одухотворенной, созерцательно возвышенной. Хотя речь в ней все равно идет о делах самых что ни на есть земных.
Вот Ванька – дурачок, пришибленный, блаженный, но какой он чистый, светлый, мудрый душой. Как иначе рассказать о нем и о том, что его спасает? Этот рассказ так и называется «Ванька»: Слушай, это же не просто так, как-то же по-другому теперь надо жить, да?
А вот рассказ «Молитва». И нет там, вроде бы, даже намека на молитву, однако молитвенное, душеспасительное, покаянное, умиротворяющее проблескнет сквозь житейские земные заботы и дела: Господи, пусть не кончается это никогда, пусть не кончается, - прошептал или только подумал Кирилл Медведев. Ах, вот же она молитва!
И в финале книги то ли притча, то ли бесхитростная детская фантазия, однако обозначенная автором как «правдивая история» «Лямки и хлюстики» – душевно, забавно, трогательно. И Доброта, безраздельная, искренняя Доброта. Такая эта книга!
И еще вместо послесловия интервью писателя: Бог есть, умирать придется, жизнь прекрасна – вот о чем он хочет поведать людям.
«Тайный остров»
На озере есть тайный остров, на котором вечно молятся вечные иноки, да только не всякому он доступен, не всякому открывается – только чистому душой человеку в великие церковные праздники или перед великой бедой. Был на этом острове монастырь, пришли в него воровские люди, и исчез остров, исчезли монахи, да и воровских людей тех больше не видели.
Явились монахи тайного острова Ивану Попову – жителю села Семигорье, что у Сухтинского озера, накануне Великой Отечественной войны: - Опять враг на Русь пошел. Будем молиться. А ты иди и не бойся. Иди! Бог с тобой, Иван… Вернешься – вместе помолимся.
Таково исходное событие романа Дмитрия Ермакова, который так и называется «Тайный остров», и рассказывает он о судьбе деревни в войну и после войны, об утрате и об обретении веры, о предназначении и крестном пути людей, хлебнувших горя и нашедших счастье. В центре повествования – герои-семигоры Иван Попов и Дмитрий Дойников, Федор Самохвалов и Осип Поляков, их судьбы, их искания, их озарения. Кто-то стал председателем колхоза, кто-то дьяконом, потом монахом, кто-то офицером…
А еще появятся на страницах романа странники – слепой да глухонемой, вечные божьи люди, как будто пришедшие из давних времен, и расскажут они вещие, провидческие сказки про Солдата и Смерть и про Фомку, что назвался богатырем, да и победил всех.
Кто же слышит таинственный колокольный звон и пение незримых певчих на тайном острове? Кто-то всё же слышит… Книга первая романа называется «Незримые певчие». Помните, у Рубцова: Незримых певчих пенье хоровое…
А вторая книга – «Седьмой сын», действие ее кочует из пятидесятых в семидесятые, из шестидесятых в восьмидесятые годы ХХ века, а то и вовсе углубляется в 1863 год. И события показаны разные: война с Германией, война с Японией, Венгерский мятеж, хрущевский волюнтаризм, сталинские репрессии, афганская война. И на фоне этих глобальных событий – простая жизнь простой северной деревни Семигорье.
То ли приснилась, то ли привиделась одному из героев романа притча не притча, сказка не сказка – историческое озарение «Седьмой сын»: В семи деревнях, стоявших на семи горах-холмах побывал Иван-седьмой сын, провело его по Волховой дороге перо ветра… И вернулся он в родные края через семь лет. И был он уже не Иваном, а стал он волхвом Святомиром.
А еще в романе можно обнаружить тексты из дореволюционного журнала, многочисленные документы, исторические справки, фольклорные произведения.
Получилась честная история о вечном: о Любви, Надежде и, конечно, о Вере.
«Время жизни»
«Время жизни» – так назвал Дмитрий Ермаков, казалось бы, совершенно не похожую на другие его сочинения книгу – сборник русских хайку. Мой язык – русский, а значит, и взгляд на мир – русский, – пишет в предисловии автор. Однако «хайку» – совсем не русское слово, обозначающее совсем не русский литературный жанр. Но это лишь форма, инструмент. Содержание творений Ермакова – русское. Эти строчки – пружина мысли или образа, – так определяет сам автор
И все-таки ближе мне как читателю изначальное авторское обозначение жанра – «краткострочия», оно и точнее, поскольку эти короткие произведения не всегда укладываются в необходимые для хайку три строки с определенным набором слогов.
Язык – взгляд, язык – примета. Интересны лингвистические наблюдения автора, который вглядывается в форму слова, в его внутренний смысл. И видятся ему «волшебные удвоения русской речи». Они, действительно, волшебные: слова ли, фразы ли, сочетания слов, словообразовательные ли пары: Иван-чай – чай; незабудка – не забыть; дом – дым; крестьянин – крест и христианин; судьба – суд; позвала – отозвался; подорожник- дорога; Русь – Россия. Чуткое отношение к языку порождает новое слово ожизнение.
В крестьянине
Христианин и крест
Соединились.
Судьба –
Суд
Над состоявшейся жизнью.
Именование –
Ожизнение
Словом
Есть в книге посвящения писателям-творцам, построенные на цитатах, аллюзиях. Пушкин, Фет, Есенин, Рубцов. А еще Василий Белов, Юрий Казаков.
Всё ближе,
Роднее,
Неизбежнее -
Пушкин.
«Нивы сжаты, рощи голы…»
Всё повторяется в мире.
Мир жив.
«Россия, Русь,
Куда я ни взгляну…»
«до боли…»
Самое частотное слово в книге – Вечность. Основные темы: Слово, Творчество, Бог, Россия. Основной символ – Крылья, Полёт.
Из вечности
В вечность дорога –
Млечный Путь
Русь,
Россия –
Стихия духа.
На свой вопрос
Поиск своего ответа –
Вот творчество.
Спасение от смерти –
Рождение Слова.
Бог
Слышит
Мысль.
Вечность
Постигается временем.
Слово –
Молчанием.
У всякой птицы свое крыло,
Свой и полет.
Человек же сам
Творит себе крылья.
«Дмитрию Ермакову присуще свое поэтическое мироощущение, свое – долгими годами выстраданное слово, свое видение и слышание мелодики строки и всего звучащего пространства стиха», – пишет автор предисловия к книге «Время жизни» Николай Коновский. Согласимся с ним.