Менеджеры и их функции
Генри Минцберг в своей работе “Природа управленческого труда” сформулировал следующие основные качества преуспевающего лидера:
Искусство быть равным, т.е. способность установить и поддержать систему отношений с равными себе людьми.
Искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью
Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождающиеся психологическими стрессами
Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать
Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить решение проблем, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
3. Определите цели, задачи, проблемы как управленческие категории.
Цель- это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели организации используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
|
Понятия «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи- это цели, достижение которых желательно к определнному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач рассматриваемых как необхоимый вклад для достижение целей организации. Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами и информацией.
Управленческие проблемы всегда были и остаются в центре внимания представителей бизнес-кругов, преподавателей управленческих дисциплин, политических элит и общественности. На протяжении всей истории экономической цивилизации главными мотивами поиска, разработки и развития управленческих идей являлись повышение эффективности принимаемых управленческих решений, улучшение конкурентного положения предприятий и на этой основе обеспечение благополучия, благосостояния и безопасности членов социальной организации, например семьи, государства и общества в целом.
Отмеченное актуализирует задачу изучения эволюции взглядов на управленческие процессы в организациях, закономерности формирования и развития управленческих теорий и школ. При этом необходимо подчеркнуть, что изучение эволюции взглядов на управление не должно ограничиваться знакомством с отдельными источниками управленческой мысли, простой систематизацией и раскрытием взглядов на управление выдающихся философов, экономистов и управленцев. Оно должно стремиться выявить взаимосвязь и преемственность идей, причины генезиса и трансформации подходов и выводов.
|
16. Определите связь между стратегиями и технологиями антикризисного управления.
Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция), направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение).
Антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер. Она направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
|
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Данные факторы можно разделить на две основные группы:
1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
• кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
• к кризисам можно и необходимо готовиться;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
• кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
Инструментом антикризисного управления является стабилизационная программа.
Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Заполнение “кризисной ямы” может быть осуществлено увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией).
Обоснуйте коммуникационный процесс, его этапы и элементы.
Коммуникация - это передача информации от одного объекта к другому, причем субъектами могут быть отдельные личности, группы или организации.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечить понимание информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвующих в нем людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о его стадиях, в которых участвуют двое или большее число людей.
Коммуникационный процесс состоит из 4 базовых элементов:
2. Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.
3. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов
4. Канал – средство передачи информации
5. Получатель – лицо, которому предназначена информация.
Коммуникационный процесс состоит из следующих 4 этапов:
1. Зарождение идеи. Обмен информации начинается с формулирование идеи и отбора информации. Руководитель решает какую значимую информацию сделать предметом обмена. Лейтмотив этапа: не начинайте говорить — не начав думать.
2. Кодирование и выбор канала. Кодирование осуществляется с помощью слов, интонации, жестов в результате получается сообщение.
Каналы: передача речи, письменный материал, электрические средства связи, электронная почта, видеоленты, одновременно ещё несколько каналов (например, устной и письменной).
3. Передача — использование нескольких каналов для передачи сообщения получателю. Эта физическая передача информации.
4. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Обмен информации будет эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, пробуждая действия, которых ждал от него отправитель. Для этого существует механизм обратной связи, когда отправитель и получатель меняются местами.
Обратная связь повышает эффективность двухстороннего обмена информации, повышает уверенность в правильности понимания сообщений.
Шум — это то, что искажает смысл. Источники шума — язык, различия в восприятии, различия в организационном статусе руководителя и подчиненного.
На межличностные связи уходит 50-90 % времени менеджера.