Приемы и задачи
Технология возделывания полевых культур — это комплекс агротехнических приемов, выполняемых в определенной последовательности, направленный на удовлетворение требований биологии культуры и получение высокого урожая заданного качества.
Для того чтобы разработать научно обоснованную технологию возделывания культуры, сорта в конкретных почвенно-климатических условиях, необходимо знать требования биологии культуры, сорта и параметры почвенно-климатических условий.
Некоторые агротехнические приемы — основная и предпосевная подготовка почвы, внесение удобрений, подготовка семян к посеву, посев, уход за посевами, уборка урожая — выполняют при возделывании любой полевой культуры. Сумма этих приемов составляет ствол технологии возделывания полевых культур.
Ряд агротехнических приемов, свойственных агротехнике отдельной группы культур, сходных по особенностям биологии (осенний посев озимых), одного семейства (инокуляция семян бобовых культур перед посевом) или аналогичных по использованию (мочка льносоломы и конопляной соломы), представляют собой как бы технологические побеги второго порядка. Дополнительные агротехнические приемы, выполняемые при возделывании конкретной культуры, составляют особенности ее агротехники.
Все технологические приемы направлены на создание благоприятных условий для роста и развития возделываемой культуры, на удовлетворение требований ее биологии. В число задач, которые решаются технологическими приемами, входят: оптимизация водно-воздушного режима почвы с помощью обработки для нормального функционирования корневой системы; оптимизация режима питания культурных растений применением органических и минеральных удобрений; оптимизация реакции почвенного раствора известкованием или гипсованием почв; снижение конкуренции между выращиваемой культурой и сорняками мерами борьбы с засоренностью посевов; доведение посевного и посадочного материала до высших показателей посевного стандарта; подготовка выровненного, уплотненного в верхней части ложа для посева семян; распределение семян на одинаковую глубину и одинаковое расстояние в рядке друг от друга; защита растений от болезней и вредителей; регулирование роста, развития растений и качества урожая; снижение количественных и качественных потерь при уборке.
|
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | А-31 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1502033 «Агрономия»/ 151305 3 «Агроном» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 7 Составление и выполнение технологических карт по возделыванию сельскохозяйственных культур. | ||||||
Тема урока: | «Пути совершенствования агро технологий. Программирование урожаев.» | ||||||
Дата: | «02» ноября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 301 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | 1.На основе полученных знаний формируют представление о программировании урожаев 2. Познакомятся со специальной терминологией. | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Power point | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с. 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г. | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна | Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | метод фронтального опроса | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности | слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | карточки | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | тетрадь | |
8. Информирование о домашнем задании | Конспект на тему «Программирование урожаев.» | выполняют домашнее задание | тетрадь | |
9. Подведение итогов занятия | комментирование и выставление оценок | слушают полученные оценки | журнал группы |
|
|
Тема 11.2 Пути совершенствования агро технологий.
Программирование урожаев.
Правильная агротехнология должна быть комплексной и дифференцированной. Комплексная дифференцированная агротехнология - эго система приемов возделывания растений, выполняемых своевременно, в определенной последовательности и находящихся во взаимной связи друг с другом, с требованиями культуры и с условиями произрастания.
· Агротехнология должна быть конкретной и адаптированной к условиям хозяйства, поля и участка. Она ни в коем случае не должна быть шаблонной.
Методология формирования технологии заключается в последовательном преодолении факторов, лимитирующих урожайность культуры и качество продукции.
Различают четыре уровня интенсивности технологий:
· 1) экстенсивные технологии — ориентированы на использование естественного плодородия почв без удобрений и химических средств или с очень ограниченным их использованием;
· 2) нормальные (обычные) технологии - обеспечены минеральными удобрениями и пестицидами в том минимуме, который позволяет поддерживать средний уровень урожайности и окультуренности почв, устранять дефицит элементов минерального питания и давать удовлетворительное качество продукции;
· 3) интенсивные технологии нацелены на обеспечение растений всеми факторами жизни;
· 4) высокоинтенсивные технологии - рассчитаны на достижение продуктивности культуры, близкой к ее биологическому потенциалу, с помощью современных достижений науки и техники.
Агротехнологии в зависимости от уровня интенсификации отличаются не только количеством применяемых удобрений, пестицидов и других средств, но и содержанием агроприемов, элементов земледелия и их соотношением (доля чистого пара; способ, глубина, частота обработки почвы; сроки и способы посева; нормы высева), которые находятся в системном взаимодействии. Выбор категории агротехнологий зависит от обеспеченности хозяйства производственными ресурсами.
Нормальные (обычные) агротехнологии базируются на паро- зерно-пропашных севооборотах, умеренном применении минеральных удобрений и агротехнических способах защиты посевов от сорняков, болезней и вредителей с протравливанием семян и эпизодическим использованием пестицидов. Эти технологии обеспечивают умеренный уровень урожайности.
Интенсивные технологии отличаются от обычных тем, что они в большей мере учитывают особенности и потребности культуры и удовлетворяют их на всех этапах производства продукции. Интенсивные технологии предусматривают применение оптимальных доз удобрений, интегрированной (в том числе химической) защиты растений с целью резкого увеличения урожайности (на 40-50% в сравнении с обычной агротехнологией), улучшения качества продукции и повышения экономической эффективности производства.
Высокоинтенсивные технологии являют собой качественный скачок и в создании сортов, и в подготовке почвы, и в насыщенном технологическими операциями уходе за посевами. Данные технологии требуют больших финансовых вложений, применения передовой техники и оборудования, современных препаратов и высокой квалификации специалистов.
Однако неумелая интенсификация агротехнологий приводит к загрязнению окружающей среды и продукции. Поэтому в настоящее время наряду с интенсификацией прослеживается переход к биологизации земледелия, позволяющей вести экологически безопасное сельскохозяйственное производство без нарушения экологического баланса в природе. Биологизация агротехнологий предусматривает переход к альтернативным ресурсосберегающим технологиям, суть которых — возделывание сельскохозяйственных культур без применения или при ограничении доз минеральных удобрений, ядохимикатов, регуляторов роста и др. Основная проблема при внедрении биологизированных технологий - управление режимом питания растений. Полностью за счет биологических факторов (кроме азотфиксации бобовых культур) она не может быть решена. Улучшение обеспечения растений фосфором и калием может быть достигнуто за счет увеличения их возврата нетоварной частью урожая, применением микроорганизмов и органических удобрений. Минеральный азот можно заменить биологическим за счет внесения органических удобрений, расширения посевов бо
бовых культур, применения сидератов, улучшения условий для развития свободноживущих азотфиксаторов и др.
Адаптивные технологии наиболее полно реализуют потенциал природы и сельскохозяйственной культуры. Адаптивность - это способность организма к приспособлению к определенным условиям возделывания. Основные постулаты адаптивной стратегии интенсификации сельского хозяйства по А.А Жученко таковы:
· увеличение продуктивности сельхозугодий на основе более рационального использования местных почвенно климатических условий, сохранения и повышения плодородия почвы;
· агроэкологическое районирование культур и сельхозугодий, оптимизация структуры посевных площадей, дифференцированное использование макро- и микроусловий и адаптивного потенциала возделываемых культур и сортов;
· биологизация земледелия, создание сортов и гибридов с высокой продуктивностью наряду с устойчивостью к неблагоприятным факторам;
· создание устойчивых агроэкосистем и агроценозов;
· дифференцированное использование средств химизации в зависимости от складывающихся условий, комплексное применение техногенных средств, ресурсосберегающая и природоохранная направленности технологий.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | А-31 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1502033 «Агрономия»/ 151305 3 «Агроном» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 7 Составление и выполнение технологических карт по возделыванию сельскохозяйственных культур. | ||||||
Тема урока: | «Агро- биологические, агрохимические и агротехнические основы программирования урожаев.» | ||||||
Дата: | «04» ноября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 301 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1. Дать понятие о программировании урожаев, ее методах, целях и результатах, показать, что теоретической основой сельскохозяйственных культур является почва. Изложить краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие. Дать понятие о почвах, плодородии 2. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | 1. Усвоят знания о дисциплине, краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие, понятия о технологии сельскохозяйственных культур 2. На основе полученных знаний формируют представление о строении почвы. 3. Познакомятся со специальной терминологией. | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Power point | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с. 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г. | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна | Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | метод фронтального опроса | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности | слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | работа с карточками | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | карточки | |
7. Обобщение и систематизация знаний | үй тапсырмасын жазып алады | дәптер | ||
8. Информирование о домашнем задании | Конспект на тему «Составные звенья агро технологий.» | выполняют домашнее задание | литература | |
9. Подведение итогов занятия и рефлексия | рефлексия, комментирование и выставление оценок | участвуют в рефлексии | журнал группы |
1.3 Агро- биологические, агрохимические и агротехнические основы программирования урожаев.
Цель занятия. Изучить, какое значение имеет программирование урожаев как одно из важнейших проявлений научно-технического прогресса в земледелии и растениеводстве, и какие задачи оно решает в целях оптимизации производства растениеводческой продукции на промышленной основе. Очень важно понять, что программирование урожаев – это метод комплексного подхода в реализации достижений агрономических наук для эффективного использования природных ресурсов и урожайной способности районированных сортов.
Практическое применение программирования урожаев в производственных условиях связано с необходимостью теоретического обоснования элементов технологии возделывания культур, и использования их при разработке и применении в конкретных условиях хозяйства. Технология возделывания культур, или агротехника, представляет собой сочетание агротехнических приемов, позволяющих создать необходимые условия растениям для развития всех элементов структуры урожая, последовательное и научно обоснованное применение которых даст возможность при полной обеспеченности посевов регулируемыми факторами полностью раскрыть потенциальные возможности культуры, сорта и получить максимально возможный уровень урожайности высокого качества.
Технология возделывания культур предусматривает обязательное применение следующих основных элементов: размещение посевов по лучшим предшественникам в системе севооборотов; возделывание высокоурожайных культур и сортов; научно обоснованная система подготовки семян к посеву и обработки почвы; сроки и способы посева; нормы высева семян; сроки, способы и дозы внесения удобрений; уход за посевами, предусматривающий защиту посевов от сорняков, вредителей и болезней растений; сроки и способы уборки урожая. Применительно к каждой культуре все это подробно рассматривается в профильных агрономических дисциплинах: «Растениеводство», «Кормопроизводство», «Овощеводство» и др., потому в задачу дисциплины «Программирование урожаев сельскохозяйственных культур» не входит подробное изложение прикладных (практических) вопросов, а дается лишь теоретическое обоснование ряда из вышеперечисленных агротехнических приемов и их практическое применение, позволяющих научно обоснованно обеспечивать посевы культур регулируемыми факторами, а также рационально использовать семена, удобрения и др. В частности, методику расчета норм высева, позволяющую получать оптимальную густоту стеблестоя (травостоя) с минимальным расходом семян.
Нормы высева сельскохозяйственных культур в различных районах возделывания неодинаковы и зависят не только от почвенно-климатических условий, но и от цели возделывания культуры, способов посева и посевных качеств семян. Они устанавливаются по весу и по количеству семян, высеваемых на единицу площади. Для каждого хозяйства нормы высева определяют из расчета посева семян 100% посевной годности (ПГ). Поэтому их следует уточнить в соответствии с фактической посевной годностью.
Для расчета весовой нормы высева надо знать значение массы 1000 семян (прил. 1) и количество семян, высеваемых на 1 га в данном районе (прил. 2).
Если массу 1000 семян об означть через а, число миллионов чистых и всхожих семян через М, то весовая норма будет
К=а×М.
Вычисленная весовая норма означает число килограммов чистых семян на 1 га при 100% посевной годности посевного материала.
Однако в производственных условиях семенной материал, как правило, имеет посевную годность ниже 100%. Поэтому необходимо внести поправку в норму высева с учетом фактической посевной годности.
Для кондиционных семян вычисляют их посевную годность, под которой понимается % чистых и всхожих семян. Вычисляют её по формуле:
,
где А - чистота семян, %;
В - всхожесть, %.
Посевную годность выражают в целых процентах. Например, при чистоте 99,5% и всхожести 97% посевная годность семян составит:
=96,5 или 97%
Посевная годность семян служит для внесения поправки в весовую норму высева применительно к данному семенному материалу.
Для внесения поправки надо норму высева (при 100% ПГ) разделить на фактическую посевную годность и умножить на 100
Х
где К - норма высева при 100% посевной годности;
ПГ - фактическая посевная годность;
Х - норма высева с поправкой на фактическую посевную годность, кг.
Нередко возникает необходимость определения посевного коэффициента и весовой нормы высева, когда известно количество семян, фактически высеваемых на 1 погонном метре.
Некоторые пропашные культуры (подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла) высевают по числу семян на 1 линейный метр рядка. Например, кукурузу высевают по 6-7 зёрен, подсолнечник - по 4-5 семян и сахарную свеклу - по 14-16 семян.
Для определения весовой нормы высева надо знать ширину междурядий возделываемой культуры и затем вычислить площадь линейного метра рядка (площадь питания растений). При ширине междурядья 70 см для кукурузы и подсолнечника она будет равна 0,7 м2, а при 45 см для свеклы – 0,45 см2, для зерновых – 0,15 м2.
Зная площадь метрового рядка, число высеваемых семян на эту площадь и массу 1000 семян, нетрудно рассчитать весовую норму высева.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | А-31 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1502033 «Агрономия»/ 151305 3 «Агроном» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 7 Составление и выполнение технологических карт по возделыванию сельскохозяйственных культур. | ||||||
Тема урока: | «Требования к семенному материалу сельскохозяйственных культур.» | ||||||
Дата: | «05» ноября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 301 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1. Дать понятие о программировании урожаев, ее методах, целях и результатах, показать, что теоретической основой сельскохозяйственных культур является почва. Изложить краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие. Дать понятие о почвах, плодородии 2. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | 1. Усвоят знания о дисциплине, краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие, понятия о технологии сельскохозяйственных культур 2. На основе полученных знаний формируют представление о строении почвы. 3. Познакомятся со специальной терминологией. | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Power point | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с. 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г. | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна | Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | метод фронтального опроса | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности | слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | работа с карточками | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | карточки | |
7. Обобщение и систематизация знаний | үй тапсырмасын жазып алады | дәптер | ||
8. Информирование о домашнем задании | Конспект на тему «Составные звенья агро технологий.» | выполняют домашнее задание | литература | |
9. Подведение итогов занятия и рефлексия | рефлексия, комментирование и выставление оценок | участвуют в рефлексии | журнал группы |
1.4 Требования к семенному материалу сельскохозяйственных культур.
Семенной материал зерновых хлебов и других культур должен отвечать следующим основным требованиям: семена, употребляемые для посева, должны быть однородными, полновесными, сухими, чистыми от посторонних примесей, с высоким процентом энергии прорастания и всхожести, незараженными. Семена должны быть чистосортными и принадлежать к лучшим, наиболее урожайным для данного района сортам. Серьезное значение следует придавать выравненность семян.
Сложные зерноочистительные машины одновременно сортируют и очищают зерно по весу (удельной парусности), по длине и частично по толщине, что значительно повышает качество посевного материала, но без специальных мер еще не доводят его до необходимой степени выравненности. При отсутствии сложных машин семенной материал доводится до необходимой чистоты и однородности последовательной очисткой на веялках, сортировках и.т.д. Сложные машины значительно повышают выравненность зерна.
В опытах растениеводства с озимой пшеницей наилучшие результаты дало сортирование семян по толщине. Наивысшие урожаи получены от фракций в 2,5 и 2,75 мм при их раздельном высеве. Разделение выходов при триеровании повышает выравненность зерна, что благоприятно сказывается на дружности всходов и на равномерности их развития.
Для очистки семян пшеницы, ржи, овса и ячменя от дробленого зерна и от семян сорняков, не отделяющихся при сортировании по удельной парусности (куколь, полевой горошек и др.), а также для удаления из пшеницы примесей ячменя, овса и овсюга применяются сложные триеры с двойными цилиндрами, имеющие два размера ячеек: для ржано-пшеничного триера в первой части 8,5 мм и во второй—4,75 мм в диаметре и, соответственно, для овсяно-ячменного триера 11,5 и 6,25 мм. После прохода через два цилиндра сортированный материал поступает на круглое цилиндрическое решето, которое разделяет его по толщине. Повторным триерованием удается выделить из пшеницы почти всю рожь. Очищенные семена хлебов протравливают на специальных машинах. Протравливание проводят против твердой и стеблевой головни пшеницы и ржи, твердой (каменной) головни ячменя, головни проса и овса. Против комплекса болезней кукурузы и льна (у льна по преимуществу против фузариоза) применяют сухое протравливание.
Термическое протравливание погружением в теплую воду применяют против пыльной головни пшеницы и ячменя. При этом должен строга соблюдаться температурный режим: недостаточное нагревание не убьет спор пыльной головни, а излишнее повышение температуры может вызвать понижение всхожести.
При термическом протравливании семена предварительно смачивают в течение 4 часов при температуре 28—32° (пассивное нагревание). После этого семена прогревают до 53—50°. При пассивном нагревании споры головни, начинают прорастать, при окончательном — набухшие грибницы погибают.
В центральных и северных зонах КР рекомендуется прогревать семена при температуре 52—50° в течение 8—10 минут, а в южных зонах — при температуре 53—52° в течение 7—8 минут.
Семена, высеваемые в районных семеноводческих хозяйствах и на семенных участках колхозов, совхозов и хозяйств других, организаций, по своим посевным качествам должны быть не ниже норм первого класса. Семена второго класса допускаются к посеву лишь при отсутствии семян первого класса.
Семена, высеваемые на общих площадях колхозов, совхозов и хозяйств, других организаций, по своим посевным качествам должны быть не ниже норм второго класса. Только при отсутствии семян второго класса допускаются к посеву семена третьего класса.
Определение посевных качеств семян проводится контрольно-семенными лабораториями инспекции по качеству семян Министерства сельского хозяйства и заготовок и лабораториями других систем в соответствии с ГОСТ «Методы лабораторного анализа семян». При разработке нового, стандарта желательно предусмотреть степень крупности и выравненности посевного материала.
По отдельным культурам установлено заметное влияние выравненность семян на урожаи. Для некоторых растений, например для овса и пшеницы, оно достигает значительных размеров.
Большое значение в деле обеспечения посевным материалом имеет закрепление в каждом колхозе семенных участков и правильный уход за ними.
Наивысшими семенными качествами обладают семена с наиболее урожайных полей. Следовательно, высокая урожайность семенных участков имеет не только прямое, но и косвенное значение, одновременно увеличивая семенные запасы и поднимая качество семян.
Значительный процент вполне здоровых семян не прорастает как в первые месяцы после уборки, так и во время хранения их при низких температурах. Те же самые семена после укола в зародыш (после снятия оболочек) или при проверке их специальными методами оказываются всхожими, а поэтому именуются жизнеспособными. При значительном удельном весе жизнеспособных семян, не относимых обычными методами к всхожим, решающее значение приобретает воздушно-тепловой обогрев. Особенную роль этот прием играет применительно к яровой.
В солнечные весенние дни прогревание семян всего лучше проводить под открытым небом или под навесом. Толщина слоя семян не должна превышать 10 см (лучше 6—8 см). Перемешивание или перелопачивание их должно проводиться несколько раз в день. Прогревание семян при солнечной погоде можно ограничить двумя-тремя днями. При облачной погоде требуется 4 дня, под навесами нагревание семян заканчивается в 5—6 дней. Обогрев семян в амбарах дает хорошие результаты только при большей его длительности и требует 10—12 дней. Для успеха этой работы необходимо всеми доступными мерами усилить вентиляцию, открыть не только двери, но и окна; энергичное повторное перелопачивание дополнить пропуском семян через фухтель или другую сортировку.
Для прогревания семян в амбарах иногда указывают на толщину их слоя в 30 см; такой слой не может считаться достаточно тонким. Полноценное прогревание семян за 14 дней может быть достигнуто в амбарах только при слое их в 10—15 см.
Для оценки семян существенное значение имеет сила начального роста. Она изменяется в зависимости от условий уборки, приемов сортирования и других причин.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | А-31 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1502033 «Агрономия»/ 151305 3 «Агроном» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 7 Составление и выполнение технологических карт по возделыванию сельскохозяйственных культур. | ||||||
Тема урока: | «Способы улучшения качества семенного материала (очистка, сортировка и калибровка семян, протравливание)» | ||||||
Дата: | «06» ноября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 301 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | Знают способы улучшения качества семенного материала | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Тетради школьная доски, презентация Power point | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с. 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г. | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна | Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | пересказ предыдущей темы | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока | слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | карточки | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | тетрадь | |
8. Информирование о домашнем задании | Конспект на тему «.» презентация | выполняют домашнее задание | тетрадь | |
9. Подведение итогов занятия | комментирование и выставление оценок | слушают полученные оценки | журнал группы |