Профессия – специальность




Профориентационные игры

Введение

Смысл использования предлагаемых методик - в созда­нии более непринужден­ной, доброжелательной и естест­венной, чем обычно, атмосферы работы со старше­классниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании от­дельных элементов професси­онального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназна­ченными для работы с це­лым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к соб­ственно профориента­ционным играм.

Особенностью предлагаемых упражнений является то, что многие из них прово­дятся с подгруппой в 10-15 чело­век. В большинстве случаев участники рассажива­ются в круг, что делает эти упражнения в чем-то похожими на тренинговые формы работы с клиентами. Более того, в ос­нову большинства игровых профориентационных упражне­ний положены известные психотехнические упражнения и элементы группо­вой психотерапии.

Для большей эффективности игровые профориентационные упражнения должны использоваться в сочетании с другими формами и методами профориентационной ра­боты. Вполне допустимо также сочетание профориентационных упражнений с не­профориентационными, например, с уп­ражнениями, моделирующими различные ас­пекты обще­ния, поведения в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, нося­щими чисто развлекательный (или ре­лаксационный) характер. Важно при этом так выстраивать программы профориентационной работы, чтобы основной акцент в них делался не на психологических особенностях общения (что очень соблазнительно для многих профконсультантов), а на проблемах профессионального и личност­ного само­определения, которые могут оказаться даже интереснее и глубже, чем традиционная психотерапия.

При проведении большинства профориентационных иг­ровых упражнений жела­тельно соблюдать следующие ус­ловия:

• высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводитьсякак бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую про­блему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо ор­ганизованных груп­пах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;

• акцентировать внимание участников не на ошибках (не­удачах) кого-либо из игроков, а на положительных, ин­тересных и правильных высказываниях и действиях;

• соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «по­наблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать);

• даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигры­вать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки самине заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

• стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

• при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запас­ных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма вос­примут то, что Вы предложите им первоначально;

не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому уп­ражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект после­действия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражне­нии, а может даже откроют для себя такую ис­тину, кото­рую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...

При проведении игровых упражнений впервые с конкретным классом обяза­тельно следует объяснить учащимся некоторые особенности новой и необычной для них формы работы (более открытое и естественное общение, уважи­тельное и добро­желательное отношение ко все участникам игры, необходимость соблюдения обще­принятых правил иг­ры, возможность импровизации шутки в рамках общепри­нятых правил и др.). При рассаживании участников в круг важно, чтобы такой круг полу­чился ровным, чтобы все си­дели удобно и уверенно и чтобы всех было одинаково хо­ро­шо видно (чтобы никто не прятался за спинами товарищей или не сидел за столом).

Спящий город

Данное игровое упражнение (а скорее - игра) предназ­начена для повышения у участников уровня осознания осо­бенностей трудовой деятельности в наиболее пре­стижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфи­ки переживаемого страной периода. Первоначально данная игра была разработана для помощи старше­классникам в более обоснованном выборе профиля дальнейшего профес­сионального обучения в одном частном международном университете под названием «МУСПО».

Игра может быть проведена как с группой в 12-15 человек, так и с целым клас­сом и рассчитана на учащихся 9-11 классов. Опыт показал, что данная игровая про­цеду­ра может оказаться эффективной и при работе с взрослыми людьми и даже в ра­боте с профессиональными психологами и профконсультантами. По времени мето­дика занимает обычно около часа, хотя нередко участники готовы играть и полтора часа.

Данное игровое упражнение было разработано совместно с известным россий­ским педагогом и психологом Б.Б. Айсмонтасом.

Игровая процедура построена по принципу традицион­ных деловых игр и вклю­чает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: «В некотором городе (если игра проводится в каком-то конкретном российском городе, то лучше сказать: "примерно в таком городе, как ваш...") некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшенияих жизни. По условию игры наш класс (или группа) должен в течение урока разработать программы по следующим направ­лениям: 1 - порядок и спокойствие в городе, снижение чис­ла преступлений и правонаруше­ний (юридические аспекты); 2 - более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 - оживление экономической жизни, повышение благосостоя­ния и занятости жителей (экономика в широком смысле); 4 - счастье жителей, по­мощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты); 5 - здоровье жителей, профилактика заболеваний, реше­ние экологических проблем (медицина).

Сейчас мы разобьёмся на команды в соответствии с перечисленными програм­мами, попробуем составить такие программы и посмотрим далее, что у нас получится, т.е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важно условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабаты­ваться, то спящие жители даже и слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться».

2. Ведущий кратко записывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участникам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого - желающих поработать над второй програм­мой и т.д. Если окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получатся.

3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание: «В течение 10-15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. Сначала можно вы­писать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе груп­пового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направ­ления работы) обязательно должны быть реа­листичными, т.е. необходимо учитывать реальную ситуа­цию (примерно такую же, как в вашем городе на данный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые программы поменьше напоминали то, что предла­гают обычно так на­зываемые экономические и политические лидеры, т.е. постарай­тесь предложить более толковые программы... По­сле этого каждая группа должна бу­дет определить, ктоизее участников выступит от имени данной группы (предста­вит разработанную программу) и ответит на вопросы ос­тальных участников игры».

4. Участники приступают к работе. Некоторое время ве­дущий не вмешивается в обсуждения и лишь отвечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напо­минает участникам об истекающем времени и что в каждой группе должен быть вы­бран докладчик (или два докладчи­ка), которые представили бы свой проект про­граммы.

5. Наконец, докладчики от каждой группы представляют свои программы и отве­чают на вопрос. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий также должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеря­ются и переста­нут задавать свои вопросы докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить не­большой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую дина­мику обсуждения. Опыт проведе­ния данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, многие программы часто ока­зывались мало реалистич­ными из-за «проблем с финанси­рованием» или из-за «слабой подготовки кадров»...

6. При подведении общего итога все участники сами дол­жны определить по каж­дой группе, насколько предложен­ные программы были продуманными, реалистич­ными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу... Если большинство про­грамм удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянутся»...

Эффект данной игры может быть усилен, если по ходу обсуждения снимать вы­сказывания участников на видеока­меру, а после окончания игровой процедуры про­смотреть видеозапись. Но при этом игру должны будут проводить уже два человека: ведущий и оператор, а время проведения игры (вместе с просмотром записи) может увеличиться до 1,5-2 часов.

Использование аппаратуры позволяет учащимся посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько они хорошо осознали особенности профессиональной деятель­но­сти по обсуждаемой программе, насколько они вообще убедительны и т.д. Нередко использование видео заставля­ет многих участник действовать более ответственно (под всевидящим «оком камеры»), хотя может оказаться и так, что кто-то, наоборот, захочет по­кривляться перед видеокамерой... При этом надо быть го­товым к тому, что в первые минуты просмотра видеозаписи учащиеся немного даже «подурачатся», ведь сам факт ли­цезрения себя на экране многих может удивить и поэтому ведущему сле­дует спокойнее отнестись к бурному, эмоциональному просмотру игры в первые ми­нуты демонстрации видеозаписи. Иногда даже рекомендуется использовать эти за­писи для повторного просмотра (через определенное вре­мя), когда первоначальные эмоции немного поутихнут.

Подарок

В данном игровом упражнении несколько необычным образом специально орга­низуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профес­сии, что позволяет участникам лучше осознать специфические мо­менты данной про­фессиональной деятельности.

Упражнение проводится в круге. Количество участни­ков: от 6-8 до 15-20. Время проведения: от 15-20 до 30-40 минут. Процедура включает следующие ос­новные этапы:

1. Инструкции: «Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 - подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за про­фессия); 2 - по­дарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидится, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него); 3 - подарок должен быть доступ­ным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, пример­ный возраст и обязательно,— какая у него (нее) профес­сия».

2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

3. После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден со­относить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактиче­ски раскрывать наиболее интересные эле­менты данного профессионального труда.

4. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Заметим, что и сам ведущий может назвать свой пода­рок, даже если окажется, что это будет не самый интерес­ный вариант.

Можно предложить другой вариант проведения упраж­нения, когда участники раз­биваются на небольшие коман­ды (по 2—5 человек) и уже там обсуждают, что пода­рить другу. Далее выясняется, подарок какой команды оказался удачнее.

Аналогично можно организовать игровые упражнения «Маскарад» и «Любимое блюдо». В игре «МАСКАРАД» участники придумывают наиболее интересный и не­обычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. Например, для профессии ком­мерсант это может оказаться костюм в виде изящного гал­стука «в кле­точку...», для профессии экономист — костюм «деревянного рубля», для профессии телохранитель — «кепка нулевого размера», для профессии президент — «рог (рога) для произнесения тостов за здоровье русского народа» и т.п. Важно при этом суметь обосновать, почему именно такой костюм больше всего подойдет для данной профес­сии.

В игре «ЛЮБИМОЕ БЛЮДО» участники придумывают любимое блюдо для того или иного профессионала. Напри­мер, для представителей профессии эстрадный певец это может оказаться тарелка леденцов (чтобы «изо рта шел более приятный запах...»), для дипломата - «жвачка с пузыриком» («чтобы умел говорить ни о чем...»), для психоло­га и учителя - сковородка семечек («чтобы нервы свои успокаивал...») и т.п. здесь также важно суметь соотнести те или иные «блюда с особенностями рассматри­ваемых профессий.

Данные игровые упражнения при всей своей юмористи­ческой направленности (даже «несерьезности») воспри­нимаются участниками с интересом и позволяют рассматри­вать особенности профессий в неожиданных ра­курсах, а, следовательно, лучше осоз­навать эти особенно­сти.

Профессия на букву

Смысл данного упражнения - расширение у участни­ков знаний о мире профес­сионального трудаили актуали­зация уже имеющихся знаний о профессиях.

Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10 - 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15минут) и носит скорее разминочный характер.

Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

1. Общая инструкция: Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — пока­зать, что мы знаем много про­фессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, на­сколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профес­сии на данную букву».

2. Ведущий называет главную букву, а участники по очереди называют профес­сии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не на­звана и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, убывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать – от участников официальных (безукориз­ненно «правиль­ных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профес­сиональную деятельность и суметь ответить на уточняю­щие во­просы.

Желательно больше 5 - 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться ув­лекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы; м, н, о...), по­степенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).

При работе с целым классом можно разбиться на 2 - 3 команды (например, по рядам) и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный - мину­сом), тогда игра станет болеенаглядной и интересной.

Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно боль­шие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных про­фессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность, данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.

Самая – самая…

Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенно­стей профессий, связанных с престижностью.

Упражнение может проводиться в круге илипри работе с целым классом. Для круга количество участников от 6-8 до13-15. По времени упражнение занимае­т от 15 до 25-30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:

1. Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характе­ристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по ва­шему, в наибольшей степени данной характеристик под­ходят. Например, харак­теристика - самая денежная профессия - какие профессии являются самыми денеж­ными?..».

2. Ведущий называет первую характеристику, а участни­ки сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что на­звана самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие во­просы.

3. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5 - 7.

Если упражнение проводится с классом, то после того, как ведущий назовет пер­вую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают вари­анты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3-5 наиболее прозву­чавших вариантов на доске, после чего организуемся небольшое обсуждение и выде­ление «самой-самой» профессии.

Важным элементом данного игрового упражнения явля­ется обсуждение. Веду­щий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должно опираться на объективные знанияо них. Например, если называется са­мая денежная профессия - депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывает депутат (по сравнению с другими высокооплачи­ваемыми профессиями). Можно в ходе обсуждения совместными усилиями опреде­лить, какую профессию вообще можно считать «де­нежной» - т.п.

Для того чтобы упражнений проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, та­кие характери­стики: «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая», «самая неприличная профессия», «самая детская профессия», «самая смешная про­фессия» и т.д. В определенном смысле дан­ное упражнение близко к известной игре «ассоциации», поскольку - участники фактически должны проассоциировать профес­сии с необычными характеристиками.

Профессия – специальность

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осозна­ния таких понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расши­рение информированности о многообразии профессионального труда. Игровое уп­ражнение может проводитьсякак в круге (от 6-8 до 15-20 участников), так и в ра­боте с классом. По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родствен­ных специальностей (например, профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по оче­реди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомни­тельнее специальности или откровенно ошибается, ему можно задать уточняю­щие вопросы. Допускаются не­большие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве­дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях

Можно несколько усложнить игровую процедуру, пред­ложив участникам назы­вать специальности не по очереди, а по принципу «пинг-понга» (только что назвав­ший специ­альность игрок сам определяет, кто должен назвать следу­ющую специаль­ность и т.д.). Такое усложнение, хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на­ходиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда сле­дует остановиться. Но польза от упражнения несомненна и со­всем от него отказы­ваться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие иг­ровые упражнения: ПРО­ФЕССИЯ - УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ - МЕ­ДИЦИНСКИЕ ПРО­ТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной про­фессии); ПРОФЕССИЯ - ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕ­СТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Угадай профессию

Цель данного упражнения - познакомить участников со схемой анализа профес­сий.

Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30-40 минут, а на саму игру – 10-15 минут. Процедура вклю­чает следующие основные этапы:

1. Ведущий просит назвать учащихся в классе профессию, которую все хорошо знают. Например, профессия - таксист.

2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: «Представьте, что я "свалился с луны" и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все пони­маю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например - так­сист, т.е. то, что ранее назвали уча­щиеся)». Обычно участники игры называют 8-12 характе­ристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами при­знаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся про­сят, чтобыим давали наводящие вопросы. Смысл данного эта­па — сформировать же­лание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

3. Ведущий предлагает учащимся записать в свои тетра­ди схему анализа профес­сии (см. Таблицу 1). Сразу же,походу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшуюся профессию (например, таксист), которая вызвала определенные за­труднения у участников игры. Задача дан­ного этапа -нестолько проанализировать профессию (таксист, напри­мер), сколько показать учащимся, что схема на самом деле несложная и с ее помощью вполне можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому не следу­ет на данном этапе много спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.

4. После первого знакомства со схемой анализа профес­сий все участники разби­ваются на пары и игрокам предлагается следующее: 1 - сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает ее где-нибудь; 2 - каждый игрок «кодирует» загаданную про­фессию с помощью характеристик схемы анализа профес­сии в свободной колонке на своей таблице; 3 - игроки обмениваются тетрадями с закодированными профессиями; 4 - каждый игрок по тетради своего на­парника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию при­мерно в те­чение 5-10 минут и предлагает 3 варианта от­гадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильномуответу, то считается, что профес­сия отга­дана). Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выяснят, что значительная часть характеристик про­фессии названа (закодирована) была неверно, то винова­тым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.

Данное упражнение можно использовать в работе с микрогруппой (3-5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии от­гадыва­ются всеми участниками. Например, игрок, загадавший профессию сам зачи­тывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спо­койно организовывать обсуждение загаданных про­фессий.

Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент проф­консультации. Если школьник обратился к психологу с просьбой уточнить или прове­рить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (за­кодировать) по схеме уже выбранную профессию, предва­рительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда профконсультант выступит в роли от­гадываю­щего. Важным в такой работе может оказаться об­суждение профессий, соответст­вующие характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое об­суждение можно использо­вать для коррекции представле­ний учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

Если школьник вообще не знает, чего хочет, то профконсультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затем - предлагает ему выписать наи­более привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и проф­консультант, и подросток на отдельных листочках пытаются написать по 3-5 про­фессий со­ответствующих этим привлекательным характеристикам, т.е. как бы пыта­ются отгадать закодированную профессию.

 

Таблица 1. Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)

 

Характеристика профессий Место для пер­вого примера профессии «так­сист» Место для кодирования загаданной профессии
Предмет труда: люди, техника, транспорт      
1 - животные, растения (природа) 2 - материалы 3 - люди (дети, взрослые) 4 - техника, транспорт 5 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах...) 6 - художественный образ  
Цели труда; транспортир, об­служивание      
1 - контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 - изобретательная 4 - транспортирование 5 - обслуживание 6 - собственное развитие  
Средства труда: механические, функциональные    
1 - ручные и простые приспособления 2 - механические 3 - автоматические 4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...) 5 - теоретические (знания, способы мышления) 6 - переносные или стационарные средства  
Условия труда: экстремальные, сидя    
1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производственный цех 4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - работа сидя, стоя, в движении 8 - домашний кабинет  
Характер общения в труде:        
1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (одни и те же лица...) 4 - работа с аудиториями 5 - выраженная дисциплина, субординация в труде     клиенты      
Ответственность в труде:        
1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность   жизнь и здоровье      
Особенности труда:        
1 - большая зарплата 2 - льготы 3 - «соблазны» (возможность брать взятки, воровать:..) 4 - изысканные отношения, встречи со зна­менитостями 5 - частые командировки 6 - законченный результат труда (можно полюбоваться)   «соблазны», встречи со знаме­нитостями      
Типичные трудности:        
1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 - возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 - невысокой престиж работы   нервное напряже­ние профзаболе­вания, мат и сквернословие      
Минимальный уровень образования для ра­боты: 1 - без специального образования (после школы) 2 - начальное профессиональное образова­ние (СПТУ) 3 - среднее профессиональное образование (техникум) 4 - высшее профессиональное образование (вуз) 5 - ученая степень (аспирантура, акаде­мия...)   начальное профессиональное      

Цепочка профессий

Упражнение используется для развития умения выде­лять общее в различных ви­дах трудовой деятельности. Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, ко­гда человек ориентируясь на конкретные характеристики тру­да, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь» на одной-двух профессиях с этими харак­теристиками), но ведь такие же характеристики мо­гут встречаться во многих профес­сиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число участников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1. Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных про­фессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температу­рами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям тру да, по сред­ствам и т.д. (см. раздел 6. Угадай профессию, где представ­лена схема анализа профессий)».

2. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы, типа: «В чем сходство вашей профессии с толь­ко что названной?». Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3. При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между са­мыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие ли­нии сход­ства. Например, если в начале цепочки называются профес­сии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотран￿портом￿ а в конце - с паое￿ом. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональ­ным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профес­сии, может оказаться в других, более доступных про­фессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, на­пример, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профес­сор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед ауди­ториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько лю­дей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указы­вают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профес­сиями, то ни в коем случае нельзяих осуждать за такое творчество — это один из по­казателей того, что игра получается.

Для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки:

металлург – повар – мясник – слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает) – артист драмтеатра – ар­тист балета…

День из жизни… (сон из жизни…)

Смысл игрового упражнения - повысить уровень осоз­нания участниками типи­ческого и специфического в про­фессиональной деятельности того или иного специа­листа.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от 6-8 до 15-20. Время - от 15 до 25 минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию инте­ресно было бы рассмотреть. Напри­мер, группа захотела рассмотреть профессию «фо­томо­дель».

2. Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилия­ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - по­стель. В этой игре мы посмотрим, на­сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче­ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно на­званным "ради хох­мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обя­зательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать назван­ные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы свя­зывая слово с конкретным человеком».

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди назы­вают свои существительные, обяза­тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного (6-3 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участ­ников, получался целост­ный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным сущест­витель­ным? Если рассказ получился путаным и сумбурным,томожно попросить кого-то из игроков своими словами рас­сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про­исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить,

• насколько правдиво и ти­пично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом на­пряжении и могут даже немного уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует. Не менее инте­ресно может быть проведено



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: