ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ




(4-й тип слоговой структуры)

31. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?» Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Упражнять в простейшем слоговом анализе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ре­бенка назвать слово полностью.

полностью.

 

Ребенок: Логопед: Ребенок
  мень камень
  мин камин
КА ток каток
  бан кабан
  нат канат
  фель кафель
  кет букет
БУ тон бутон
  фет буфет
  бен бубен
  лет балет
БА тон батон
  нан банан
БИ лет билет
  вень бивень
ЛИ вень ливень
  мон лимон

(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лек­сический материал упражнения можно разделить на два за­нятия.)

 

 

 

32. Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложениях. 2. Учить различать имена существительные, обозна­чающие одушевленные и неодушевленные предметы. 3. Развивать слуховое внимание.   Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, ва­гон, Иван (на велосипеде), Олег (на машине). Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Едет кто? Едет Иван и Олег. Едет что? Едет вагон и каток.   33. Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тю­лень, пудель, удод. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них, иговорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Ползает кто? Удав, паук. Летает кто? Филин, лебедь, Ходит кто? Олень,кабан,хомяк, енот, пудель. Плавает кто? Окунь,тюлень  

Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при образовании существительных един­ственного числа от множественного числа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существитель­ное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, про­износит слово в единственном числе.

 

 

Логопед: Ребенок: Логопед: Р еб е н ок
окуни окунь огни огонь
олени олень камни камень
петухи петух ливни ливень
батоны батон питоны питон
пакеты пакет . бубны бубенвенок
билеты билет венки
кубики кубик угли уголь
утюги утюг катки каток
вагоны вагон мотки моток

(Лексический материал упражнения рекомендуется раз­делить на два занятия.)

 

 

 

35. Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: парные сюжетные картин. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку парные сюжетные картин­ки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке. Логопед: Ребенок: поет — поют идет — идут дует — дуют ведет — ведут едет — едут лепит — лепят летит — летят моет — моют дает дают  
  36. Упражнение «ЧТО ТЫБУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»
Цель:  
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры
  4-го типа в простых фразах.
2. Упражнять в практическом употреблении глаголов
  единственного числа будущего времени.
3. Учить согласовывать речь с имитацией движения.
  Ход игрового упражнения
Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем
обращается к ребенку: «Покажи и скажи, что ты будешь де-
лать?»  
  Логопед: Ребенок:
  Я копаю. Я буду копать.
  Я пилю. Я буду пилить.
  Я топаю. Я буду топать.
  Я катаю. Я буду катать.
  Я летаю. Я буду летать.
  Я ловлю. Я буду ловить.
  Я леплю. Я буду лепить.
  Я мылю. Я буду мылить.
  Я делю. Я буду делить.

 

 

 

37. Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один пред­мет, а ты девять таких предметов». а) с окончанием -ОВ б) с окончанием -ОК Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: один дом — девять домов одна ветка — девять веток один кот — девять котов одна нитка— девять ниток один кит — девять китов одна банка — девять банок один бык — девять быков одна кепка — девять кепок один бак — девять баков одна дудка— девять дудок один мак — девять маков одна губка — девять губок один дуб — девять дубов одна будка — девять будок один люк— девять люков одна утка — девять уток в) с нулевым окончанием одна минута — девять минут одна монета — девять монет один утенок — девять утят один котенок'— девять котят один теленок — девять телят одна ягода — девять ягод одна вафля — девять вафель одна капля — девять капель одно окно — девять окон (Лексический материал упражнения рекомендуется раз­делить на три занятия.)   38. Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры; 4-го типа в предложениях. 2. Учить образовывать притяжательные прилагатель­ные. 3. Развивать слуховое внимание и память. Ход игрового упражнения Логопед произносит предложение и задает вопрос. Ребе­нок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Ребенок: Это мамин букет. Это папин пудель. Это Бовин кубик. Это Анин бубен. Это Танин пакет. Это Катин хомяк. Логопед: У мамы букет. Это чей букет? У папы пудель. Это чей пудель? У Вовы кубик. Это чей кубик? У Ани бубен. Это чей бубен? У Тани пакет. Это чей пакет? У Кати хомяк. Это чей хомяк? 39. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку картинки и предлагает закон-
чить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Р е б е н о к:
Холодно зимой, а жарко-   летом.
Красный карандаш острый, а синий...   тупой.
Этот дом старый, а этот...   новый.
У папы голос громкий, а у мамы...   тихий.
Этот зверь домашний, а этот...   дикий
Этот ботинок правый, а этот...   левый.

 

 

 

40. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, бере­зы; маки, лилии. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Как назвать одним словом: буфет, комод, диван? Мебель. тапки, туфли, кеды? Обувь. Каких деревьев много в лесу? Дубов, елей, сосен, берез. Каких цветов много в саду? Маков, лилий.   41. Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Уточнять лексическое значение слов-омонимов. 3. Учить отгадывать загадки. 4. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:сюжетная ипредметная картинки: каток ле­дяной и асфальтный. Ход игрового упражнения Логопед выкладывает перед ребенком картинки и уточ­няет лексическое значение слова «каток»: 1. Площадка для катания на коньках, покрытая льдом 2. Машина для укатывания и выравнивания дороги. Затем предлагает ребенку отгадать загадки: Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы на коньках Грузная, огромная. С друзьями покататься. И теперь у нас дорога, Ну, акогда весна придет, Как линейка, ровная. Нам нужно с ним расстаться., Ребенок называет отгадки ипоказывает соответствую­щие картинки.  

 

42. Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту. 2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку. Оборудование: сюжетная картинка. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и чи­тает рассказ: «У тети Кати девять котят. Она дает Олегу котика. У Оле­га будет котик. Олег будет любить котика». Логопед просит ребенка ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Сколько котят у тети Кати? У тети Кати девять котят. Кого она дает Олегу? Она дает Олегу котика. Кто будет у Олега? У Олега будет котик. Как Олег будет относиться к котику? Олег будет любить котика. Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжет­ную картинку.   43. Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть — надеть». 2. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед объясняет детям различие в употреблении гла­голов «надеть» — «одеть»: НАДЕТЬ можно что-то; ОДЕТЬ можно кого-то. Затем предлагает ребенку дополнить предложения од­ним из этих слов. Логопед: Ребенок: Мама... маленького сына. одела На улице холодно, надо... шубу. надеть Олег... Петю и пошел с ним гулять. одел Иван... шапку. Надел Мама песенку допела, Мама девочку... одела  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: