Хореографическое искусство России ХХ-ХХI века.




Введение

Актуальность: хореографическое искусство- предмет не новый в системе профессионального обучения танцу. Ему посвящено достаточное количество учебных пособий, монографий, исследований, мемуарной литературы. Популярные журналы ориентированные на массового читателя, в которых часто встречаются неточности, с малозначащими факторами, и безусловно, не освещают целиком путь танцевального искусства в его исторической ретроспективе, его роль и значение в жизни человека.

Таким образом, выявляется противоречие между осознанной потребностью в разработке и дальнейшем использовании курса хореографии как дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального, художественного развития ребенка и отсутствием возможности изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста.

Справедливо будет отметить, что в многочисленных кружках, ансамблях, студиях занимаются очень много детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают хореографические отделения, открываются хореографические школы, причем не только в крупных городах, но и в небольших районных центрах.

Однако в большинстве своем хореографическое воспитание носит преимущественно спортивный характер - на развитие ребенка как личности внимание уделяется довольно мало. Данный проект с этой точки зрения будет инновационным. Он будет ориентирован более на психолого-педагогическую работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных. Это определило формулировку темы исследования:

«Хореографическое искусство как этап формирования личностных качеств ребенка».

Цель исследования: выявление возможностей хореографии как этапа в гармоническом развитии и формировании личностных качеств ребенка.

Объект исследования: процесс формирования личностных качеств ребенка, включающий систематические занятия хореографией.

Предмет исследования: содержание, структура и логика занятий хореографией, их влияние на развитие личности ребенка.

 

Гипотеза исследования: хореография может и должна изучаться в (школах, колледжах, университетах) как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности и личностных качеств ребенка.

Задачи:

- изучение теоретических основ хореографического воспитания детей;

- изучение роли и значения хореографического воспитания детей;

- изучения основных методик хореографического воспитания детей;

- изучение репертуара танцевальных кружков;

- изучение музыкального сопровождения и костюма;

- изучение основных принципов организации работы в детских танцевальных кружках;

- изучение постановки нескольких видов танцев (хореографических движений);

- изучения исследования влияния уроков хореографии на формирование различных качеств личности, обеспечивающих её гармоническое развитие.

Методы:

- анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

- метод моделирования и проектирования;

- анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения экспертных оценок и самооценки.

Основные источники информации:

Теория развития личности – Л.С.Выгодская, А.Н. Леоньева;

Теория эстетического воспитания – Э.Жак- Далькроз,Д.Б. Кабалевский;

Теория организации и проведения научно-педагогического исследования- Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский;

Методики и технологии обучения и воспитания профессионального танцовщика А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасова, Р.В. Захарова.

 

 

Глава 1. Теоретические основы хореографии и хореографического воспитания детей.

Хореографическое искусство России ХХ-ХХI века.

 

Русский народный танец родился в обрядах и играх древних славянских племен. Большинство танцев было с культом земледелия, природным циклом. С подражанием повадкам животных. Русский танец развивался в тесной связи с песней. Наиболее древней танцевальной формой, дошедшей до наших дней, являются хороводы, имеющие множество подразделений на жанры и формы. Хороводы могли быть орнаментальными и игровыми, исполняться по кругу и линейно, быть смешанными по составу участников или чисто женскими.

Русский народный танец в своем развитии будет иметь несколько отличительных особенностей, которые во многом повлияют на становление сценической хореографии и классического балета России. Это, во-первых, различия в характере, манере и движениях мужского и женского танцев. Во-вторых – выразительность пластики всего тела: корпуса, рук, головы, в сочетании с техничными движениями ног.

Наряду с хороводными формами появляются пляски – массовые, парные и сольные импровизационные. Танцы имеют территориальные различия: плавные и степенные, быстрые и техничные. Каждый край имеет свои особенности в танце и свой неповторимый по оттенку и орнаменту костюм.

Танцевальное искусство воплощается в бродячих актеров, в интермедиях народной драмы, представлениях кукольного театра.

 

Танцевальное искусство в России XVI-XVII вв.

Танец широко применяем в придворном быту Россия не имеела подобных примеров до эпохи Петра I. В боярских домах была строгая религия, именно поэтому танцы считались греховным занятием, и не позволяли развиваться бытовому танцу в среде высших сословий. При царе Алексее Михайловиче становиться первый придворный «балет об Орфее», а с приходом к власти Петра I в практику светской жизни вводятся ассамблеи – первые общественные балы в России.

Появляются иноземные учителя танцев, учебный репертуар строится на менуэтах, контрдансах и гавотах. В царствование Анна Иоанновны и Екатерины II Россию посещают европейские танцевальные труппы. В Санкт- Петербурге и Москве открываются новые учебные заведения, которые впоследствии станут хореографическими училищами, готовящими профессиональных артистов балета. Русские танцовщики отличались необыкновенными способностями, выразительностью и естественностью манеры исполнения.

Бальный танец становиться обязательным элементом дворянского воспитания.

Конец XVII в. Представит нам характерное лишь для России явление – крепостной балетный театр, танцовщиками в котором были подневольные крестьяне.

 

Развитие русского танцевального искусства XIX в.

 

Начало XIX в. дает нам первых отечественных балетмейстеров.

Спектакли родились в эпоху войны 1812 г. и являли собой музыкально-танцевальные представления, насыщенные ярким патриотическим содержанием. В спектаклях широко используется русский народный танец на мелодии русских народных песен. Эти спектакли вызывали патриотический ажиотаж публики. Что позволило историкам считать балетный театр того времени самым актуальным видом искусства, опередившим по злободневности театр драматический.

Большое влияние на развитие хореографического искусства России оказала деятельность Шарля Дидло, французского балетмейстера, нашедшего здесь вторую родину.

Предвосхищая находки романтического балета, Дидло ставит на русской сцене анакреонтические спектакли. Дидло представил для зрителей новую танцевальную технику: легкие прозрачные костюмы и трико, греческие прически, воздушные полеты – чудеса машинерии.

Русский балетный театр все более привлекает внимание зарубежных мастеров. В Россию приезжают для работы создатели романтического балета Филипп и Мария Тальони, Жюль Перро, Фанни Эльслер и другие балетмейстеры и танцовщики. Русская школа классического танца получает мировое признание.

Бурно развивается и бытовая танцевальная культура. Общественные балы становятся обязательной нормой светской жизни. Танцевальные вечера и маскарады регулярно проводятся в залах представителей дворянства, а публичные балы собирают и людей других сословий. Полонез, менуэт, гавот уступают пальму первенства вальсу, польке, мазурке и различным видам контрданса. Одной из кульминационных точек бала была французская кадриль, а своеобразным танцем-игрой служил котильон.

Вторая половина XIX в. будет овеяна легендарным именем Мариуса Петипа, французского балетмейстера, в творчестве которого русский балетный театр достиг зенита мировой славы, им создано свыше ста спектаклей.

Под влиянием итальянских балерин-гастролерш техника танца в классическом балете совершила резкий скачок.

Расцвет искусства танца потребует совершенствования профессии преподавателя бального танца. Педагогами станут многие артисты балета императорских театров.

 

Танцевальное искусство России ХХ в.

 

Наиболее значительным событием в развитии хореографического искусства не только России, но и всего мира были «Русские сезоны» выставки, концерты, а затем балетные спектакли русской труппы в Париже. В балетах Фокина появляется новая пластика, свободные движения и позы, иные, отличные от спектаклей академического балета, костюмы.

В 20-е годы под влиянием поисков новой пластики создается огромное количество танцевальных студий, проповедующих самые разные направления – такие, как акробатический и спортивный танец, биомеханика, чечетка, свободная пластика в стиле Дункан, экспрессивный и выразительный танец, перекликающейся с экспериментами европейских хореографов, и многие другие.

Значительный вклад в развитие советского балета внес хореограф Федор Лопухов, который первым начал восстанавливать и реконструировать балеты классического наследия, обогатил классический танец элементами акробатики. Лопухов создал систему профессиональной подготовки балетмейстеров.

Предвоенное десятилетие необыкновенно богато хореографическими событиями. Развивается новая форма хореографического любительского творчества – самодеятельные танцевальные коллективы. Успешно работают кружки и студии классического и эстрадного танца, но больше всего участников привлекают коллективы народного танца, получившие широкое распространение. В культурную жизнь страны входят регулярные фестивали, олимпиады, смотры и конкурсы танцевальных коллективов. Успехи советских исполнителей на Международном фестивале танца в

Лондоне, Всесоюзном фестивале народного танца в Москве приводят к созданию нового направления профессиональной сценической хореографии. Спустя десятилетия Надежда Надеждина создаст свою «Березку», поразившую мир красотой и разнообразием русских хороводов.

На балетной сцене возникает жанр драматического балета, или балета- пьесы. Балетмейстеры Ростислав Захаров и Леонид Лавровский насыщают танец реалистическим действенным началом, развивают хореографическую режиссуру.

Агриппина Ваганова стала основателем советской балетной педагогики. Ее учебник «Основы классического танца» является азбукой для преподавателей-хореографов всего мира.

Вторая половина века – это начало и расцвет творческой деятельности Юрия Григоровича. В его спектаклях раскрылся талант поколения артистов балета, которые определили сегодняшние пути развития балетного театра России.

Любительская сцена по-прежнему является экспериментальной площадкой для становления и развития новых направлений хореографического искусства. Отсюда сделали первые шаги хореографы последнего поколения, использующие в своих постановках танец-модерн, джаз-танец, другую пластику, которая на протяжении длительного периода оставалась за порогом официального профессионального искусства. Фестивали современного танца, рожденные в последние десятилетия века, выявили ряд имен, которым, возможно, еще предстоит в будущем войти в историю хореографического искусства России. [8; с. 608]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: