Содержимое хореографической работы с детьми




Предполагаемая программа для начального этапа обучения рассчитана на три года. В этот период основных задач можно выделить:

-развитие общей физической подготовки: силы, выносливости, ловкости;

-развитие танцевальных данных: выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации, изучение танцевальных элементов;

-развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

-воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

Длительное изучение, проработка небольшого количества движений дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление нового и развивает творческую фантазию детей.

Уроки хореографии могут проводиться в танцевальном или спортивном зале. Наличие специальных станков в зале необязательно, но желательно. Хорошо, чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при этом педагогу следует во время занятий периодически менять направление движения учащихся, с тем чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать сове тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничивать только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Будет нелишне напомнить начинающим общепринятые в хореографии правила подачи учебного материала и построения урока танца. При изучении нового и повторении пройденного материала следует как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые 3-4 движения ученики, стоящие в первой линии, переходят в последнюю, соответственно вторая линия становится первой и т.д. В противном случае дети впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Эффективный метод разработан и апробирован в практике занятий с начинающими детьми. На основе экспериментальной работы предложены ряды педагогических приемов по танцевальному всеобучу школьников. Эти приемы, учитывающие эмоциональные и физиологические особенности современных детей, уровень их восприимчивости и интересов и многое другое, основываются прежде всего на законах педагогики и психологии.

Ка известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Хореографическая тренировка- это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах- это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроением, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок.

Педагогический психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуется временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

В этой связи мы предлагаем следующую формулу: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:

1. Воспринимая-ощущай;

2. Осмысливая-чувствуй;

3. Запоминая-пробуй;

4. Проверяя результат-показывай другому.

Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания учителя. Уместно подчеркнуть, что объяснения и замечания должны сопровождаться положительными эмоциями с единственной целью, чтобы ученик слушая-слышал и услышал, профессиональный показ телодвижений учителем- зрительное созерцание и осмысление, и в этом процессе очень важно следить, чтобы учение глядя-видел и увидел, наблюдение за собой в зеркальном отражении.

Многократно повторяясь, движения-импульсы становятся сигналами раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому стоит мелодию, как дальше движения возникнут сами собой.

Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом. Специалисты-практики отмечают, что мышечная память, как и психика человека, поддается тренингу. Молодой человек обладает врожденной способностью образовывать множество новых двигательных стереотипов и переделывать старые. Каждая новая танцевальная комбинация- это новый двигательный стереотип. Но всякая переделка представляет значительный труд для нервной системы. Многие знают из собственного опыта, как трудно переучивать даже самые несложные движения. Поэтому следует сразу же добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполнение многократно, становится простым и доступным.

Умение- это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично, с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания.

Навык- это уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится более точным и экономичным, ряд элементов деятельности автоматизируется.

Условно различают три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга степенью развития временных связей, а внешне- степенью разученности и чистоты выполнения движения.

Первая стадия. В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, поэтому движение выполняется неточно, сопровождается большим количеством побочных действий, еще нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем и органов с деятельностью двигательного аппарата. Эта стадия особенно заметна в самом начале освоения незнакомых движений.

Для облегчения можно предложить метод хореокоррекции, под которым мы подразумеваем внутреннюю регуляцию, активность и адаптацию к окружающей среде.

Главные компоненты метода- музыка, музыкальное движение, музыкально-пластические игры, музыкально-психологические элементы и развитие эмоциональной выразительности. С их помощью можно научить детей чувствовать движения и действия, выражать свое состояние.

Тело имеет в своем распоряжении два различных типа движения: произвольные и непроизвольные. Первыми можно управлять по желанию, а вторые такому управлению не поддаются.

Произвольными являются движения конечностей, корпуса, шеи, лица, глаз, губ, языка. Непроизвольное движение обычно ограничивается мышцами, находящимися внутри тела. Мы не замечаем, как ритмично бьется сердце, как ритмично мы дышим, как, шагая, переносим вес тела с ноги на ногу и, совсем не замечаем, как сгибаются колени при ходьбе.

Но как только мы предложим детям сгибать колени под музыку, начинаются трудности: кто-то не попадает на сильную долю такта, опаздывая или опережая ритм. Поэтому на первом этапе обучения уместно предложить следующий музыкально-психологический рецепт: расскажите или напомните детям, что счет «и» звучит коротко, а счет «раз» длиннее, короткая доля такта прячется за сильную.

Предложим детям встать в исходную позицию- ноги соединены. Корпус прямой, руки опущены вдоль тела. Затем на счет «и» слегка согнуть колени и тут же выпрямить их на счет «раз». Ориентируем детей на собственные мышечные ощущения, а точнее на три точки: пятки, колени и копчик. Упражнение следует исполнять в медленном темпе, осознанно.

Для ощущения прямой спины и развернутой грудной клетки предложим детям обхватить себя руками за спиной, т. е. ладонью и пальцами правой руки обхватить локоть правой руки. Такое положение рук за спиной рекомендуют использовать в тех случаях, когда дети отвлекутся или устанут. Внешне это проявляется сутуловатостью. При изучении танцевального шага с вытянутой стопы также полезно обхватное положение рук за спиной, потому что дети от усердия часто наклоняют голову вперед и разглядывают собственные ноги.

Вторая стадия. Развивается условное торможение. Этому способствуют словесные раздражители- объяснения и поправки, сделанные тренером. Одобрительные замечания подкрепляют правильное выполнение музыкально-пластических элементов и заставляют осознать ошибки и исправить их.

Возбуждение сосредоточивается только в определенных участках чувствительно-двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными. Именно на второй стадии и начинает закрепляться динамический стереотип. Но он еще непрочен. Следовательно, непрочен и двигательный навык, поэтому координация движений может нарушаться.

В этой связи предлагают метод тройственного переноса веса тела. Пять основных чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир, известны- это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Однако есть еще одно чувство, о котором редко упоминает специальная литература: это координация, чувство равновесия, которым мы пользуемся, чтобы контролировать движение и ориентироваться в пространстве.

Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно, какое бы телодвижение ни изучалось. Игнорирование данного свойства организма в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе.

Начинать следует с тройных поворотов головы. Например: вправо, влево, вправо- остановка, затем влево, вправо, влево- остановка. Этот элемент движения должен сопровождаться взглядом, сфокусированным в одной точке. Обязательно надо что-то выделить, ибо при ориентации в зале или изучении впоследствии элементов вращения ребенок может испытать трудности.

Тройные повороты головы исполняются в сочетании с боковым переступанием. Например:

-шаг с правой ноги в правую сторону с одномоментным поворотом головы вправо;

-шаг-приставка левой ноги к правой с одномоментным поворотом головы вправо;

-шаг в правую сторону с одномоментным поворотом головы вправо-остановка.

Следующим основополагающим стереотипом является тройной переменный шаг вперед и назад:

- с правой, левой, правой ноги и маленькая остановка;

- с левой, правой, левой ноги и маленькая остановка и т.д.

Уместно подчеркнуть, что при кажущейся ограниченности подобных переступаний в такте существуют разнообразные их варианты: так, тройной переменный ход встречается во множестве народных танцев [11; с. 100].

Педагогу-хореографу важно отобрать те варианты переступаний, которые способствуют формированию музыкально-двигательных стереотипов. В дальнейшем можно усложнить исполнение двигательных элементов.

Например, переступания в рисунке» крестом»:

- шаг с правой ноги в правую сторону;

- шаг- приставка левой ноги к правой;

- шаг с левой ноги в левую сторону;

- шаг-приставка правой ноги к левой;

- шаг в перед с правой ноги;

- шаг- приставка левой ноги к правой;

- шаг с левой ноги назад;

- шаг-приставка правой ноги к левой.

В усложненном варианте очень важно сохранить осознанное сгибание ног в коленях перед начало передвижения. Заметная деталь стереотипа, которая постоянно используется в танцевальной практике, - это своеобразный врожденный «затакт» мышечная реакция двигательного навыка.

Третья стадия. В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности движений, в легкости и грациозности исполнения.

Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений по принципу – мысль опережает движение. Педагог должен постоянно постоянно напоминать детям думать, что делаешь и как делаешь.

Для запоминания движений можно использовать коротко-образные подсказки типа детских считалок. Подобную же форму используют педагоги бального танца при объяснении ритма движениий: «быстро-быстро- медленно» и т.д. [11; с. 102-103].

В нашем случае это может звучать так: «топнуть, шлепнуть, топнуть, хлопнуть».

Изучение элементов предполагает раздельное исполнение:

раз – шаг с притопом, одновременно руки открыть в стороны;

и – слегка присесть, приставляя свободную ногу в VI позицию, и одновременно хлопнуть ладонями по бедрам;

два, и - движение повторить с другой ноги, хлопнув в ладоши.

Кроме того, необходимо учитывать, что музыкально-двигательные навыки могут положительно и отрицательно влиять друг на друга. В ходе тренировки при многократном повторении музыкально-пластических элементов временные связи совершенствуются, что приводит правильной координации движений.

По мере образования динамического стереотипа отдельные элементы движений выполняются автоматически. Если двигательный навык доведен до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению, то он дольше остается неразрушенным. Чем больше ответственных выступлений, тем дольше выученное будет сохраняться. Это могу быть систематические посещения практических занятий детям из других групп, представителями администрации, родителями.

Разучивая движения, отрабатывая технологию исполнения, надо обращать внимание на каждый его элемент, тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и, следовательно, ускоряется формирование пластических стереотипов. Акцентирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условия для быстрого их исполнения через понимание сущности выполняемых движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты двигательный анализатор и мышечная память. Это значительно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключиться с одного движения на другое, меняя размер шага. Темпоритм, скорость, меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве сцены.

Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости.

Сила – это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость – это способность к длительному сохранению работоспособности, т.е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.

Приемы отработки любого специального вида выносливости увеличиваются число повторений движений; повышают интенсивность работы над движением; чередуют оба эти приема; дают предельные нагрузки.

Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость как способность переключиться с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Это научит детей ощущать свои движения в соответствии с темпоритмом музыки.

Согласованность движений в хореографии можно разделить на простые и сложные координации. Простые координации – это одновременные и однонаправленные движения рук, поочередные движения ног, одновременные и однонаправленные движения рук и ног. Сложные координации – одновременные разнонаправленные движения, переключения с однонаправленных на разнонаправленные движения, с одного темпа на другой, движения в выворотном положении ног, вращения с однонаправленных и одновременным продвижением по площадке [11 c. 106-107].

При построении уроков и составлении порядка изучения танцевальных элементов следует все это внимательно учитывать. Знакомство происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Тщательно отобранные совместно с концертмейстером музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и, как правило, быть квадратными по форме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: