ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПРИЧИНЫ КРЕЩЕНИЯ РУСИ




ВВЕДЕНИЕ

Владимир Святославич являлся новгородским князем с 970 года по 988, киевский великий князь, провёл крещение Руси.

Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы княгини Ольги Малуши с города Любеч, внук княгини Ольги. В связи с тем, что его мать была служанкой, молодой Владимир имел обидное прозвище «робичич», которое преследовало князя не одно десятилетие. Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 году, а старший сын Владимира Вышеслав – 977 год. Поэтому принято считать 960 год, годом его рождения.

Какая-либо информация о дальнейшей судьбе его матери неизвестна. Будучи в Киеве, Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу – княгини Ольги. И его воспитанием занимался дядя по матери – Добрыня. В те времена было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

 

Так же мы знаем, что княгиня Ольга была христианкой и приняла его в 955 году в Константинополе, получившая имя Елена при крещении. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.

 

Перед князем стояли цели:

1. Укрепление обороны государства;

2. Чёткой организацией сборов налогов;

3. Усиление княжеской власти;

4. Повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли

 

С 969 по 977 годы Владимир был посажен на княжение в Новгороде. Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня. В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Ярополк стал править всей Русской Землей.

 

Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, а его дочь, княжну Рогнеду взяв в жёны. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.

 

Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

 

В Киеве Владимир стал князем в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города».

 

Языческая реформа — попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.

 

Все ожидали увидеть жёсткого, отважного и смелого воина. Однако Владимир был вовсе не воинственным государем. Оружие он использовал лишь для укрепления союзом областей, подвластных Киеву, где оказалось много замешательств при княжении Ярополка и после смерти Святослава. Волчий Хвост, полководец его, вновь усмирил вятичей и радимичей. Владимир подчинил своей власти также литовское племя ятвягов и западную Волынь. Обезопасив извне Киев, он старался упрочить внутренними распоряжениями свое владычество. Владимир заложил по рекам Трубежу, Стугне, Суле, Остру, Десне несколько новых городов для защиты пределов своего государства от печенежских набегов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПРИЧИНЫКРЕЩЕНИЯ РУСИ

 

Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая реформа сводилась к тому, что Владимир Святославич отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых и выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества – Перун, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семергла, Мокоша. Также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам. Но эта

реформа оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя.

 

Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. И к его двору приглашались проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства. Владимиру, как и княгине Ольге, нужно было решить вопрос, какое же христианство принять – западное или восточное. Этот вопрос пришлось решать в условиях сильного дипломатического нажима, как со стороны Рима, так и со стороны Константинополя. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь «из варяг в греки», с Византией существовали давнишние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее поэтому предпочтения было отдано восточному христианству.

 

И также повлияло на крещение Руси, что в 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт и он обратился за помощь к Владимиру. Тот согласился, но потребовал дать ему в жёны Анну – сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Вардой Фокой[1]. Византийские правители согласились, но в свою очередь затребовали от киевского князя креститься. Не получив невесты разгневанный Владимир атаковал византийский город Корсунь (нынешний Херсонес) в Крыму и только после этого состоялся брак.

Крещение Владимира и его приближенных было совершенно в городе Корсуни – центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

 

 

Датой Крещения Руси считают 988 год. В крещении Владимир взял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир Святославич был поражён слепотой, а сразу после того, как крестился, зрение вернулось. Крещение народа в Киеве проходило сравнительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещением руководил Добрыня и оно сопровождалось восстанием язычников, карательными методами со стороны крестителей. В Ростовской и Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после князя Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

 

Во время крещения Руси была учреждена и церковная иерархия. Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата, в Новгороде была создана епархия[2]. После крещения Руси князь Владимир состоял в двух последовательных христианских браках: с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 году, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

 

Через некоторое время после принятия христианства Руси сложилась чёткая церковная организация.

 

 

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и сёлах.

 

 

Значение крещения Руси:

1. Сплочение общества;

2. Укрепление власти киевского князя;

3. Улучшение международного положения Руси;

4. Смягчение прав;

5. Возникновение Русской православной церкви;

6. Появление письменности, каменного строительства, живописи.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Крещение Руси было обусловлено комплексом внутри- и внешнеполитических причин: не­удов­ле­тво­рён­ностью язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, стремлением к укреплению власти князя, не­об­хо­ди­мостью всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

 

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

 

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Статься из сайта «Инфопедия»

 

2. Статья из сайта ruvera.ru

 

3. Статься из warriors.fandom.com

 

4. Статься из «История РФ»

 

5. Статья из «История России в датах»

 

6. Статья из «FB»

 

7. Презентация «Владимир Святославич. Крещение Руси»


[1] Варда Фока – византийский военачальник, наместник фемы Антиохия, провозглашённый императоров. Принимал участие в трёх значительных мятежах как в поддержку, так и против Македонской династии.

[2] Епархия – административно-территориальная единица во главе с епископом (архиереем)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: