Чудеса педагогического процесса




Педагогический процесс (ПП) – чудесное природное явление. Его надо не только знать, понять, но и чувствовать. Поэтому на занятиях по педагогике к студентам я всегда обращался со словами: «Почувствуйте ПП!».

Педагогический процесс (обучение, воспитание) состоит из многочисленных чудес. О некоторых из них говорится в этой статье. Рассказывая о них, я хочу вызвать у читателей восхищение красотой, силой педагогического процесса. Ведь с восхищения начинаются интерес к изучению, желание глубже познать сущность изучаемого предмета.

 

Чудо 1.

 

Ученые утверждают, что воспитание возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать до тех пор, пока существует общество.

Однако это не соответствует действительности. Воспитание – природное явление. Оно было до общества, будет и после его исчезновения. Окружающая природа воздействует на человека, из-за чего он приобретает определенные знания, умения, эмоции, отношения, черты характера.

 

Чудо 2.

 

Человек воспитывается и тогда, когда его не воспитывают.

 

Чудо 3.

 

Ученые выделяют обучение, воспитание, педагогический процесс. Они их считают самостоятельными процессами. В действительности эти слова являются синонимами: означают один и тот же процесс.

Педагогический процесс напоминает баян. На баяне можно исполнять любую музыку: башкирскую, цыганскую, украинскую, грузинскую, танцевальную и т.д. И с помощью педагогического процесса, не имеющего в природе альтернативов, формируются любые знания, умения, черты характера, отношения и т.д. Нет отдельных процессов формирования знаний умений, навыков (обучения); черт характера, отношений, эмоций (воспитания).

 

Чудо 4.

 

Цели педагогического процесса бывают: а) общая; б) конкретная; в) промежуточная. Общая цель – формирование развивающейся личности –реализуется в течение всей жизни человека. Конкретная цель отвечает на вопрос: какой характер формировать? Характер башкира? Математика? Женщины? и т.д. К промежуточным целям относятся цели отдельных мероприятий, формирования отдельных знаний, черт характера и т.д.

Эти цели напоминают часовой циферблат, где маленькая стрелка – общая цель, стрелка, показывающая минуты, – конкретная цель, секундная стрелка – промежуточная цель. Цели педагогического процесса, как стрелки часов, синхронно взаимодействуют. Реализация промежуточной цели приводит к реализации конкретной цели, реализация конкретной цели - общей цели.

Сходство педагогического процесса с часами показывает, что, он не прекращается ни на минуту, продолжается всю жизнь.

 

Чудо 5.

 

Объект педагогического процесса – это человек, который подвергается педагогическому воздействию. К нему относятся: дошкольник, подросток, студент, слушатель, зритель и т.д. Тот человек, который в данный момент организует педагогический процесс, является субъектом. Им являются учитель, завуч, староста, родители и т.д.

Объект в зависимости от ситуации может превращаться в субъект, а субъект – в объект. Такое бывает тогда, когда ученик помогает отстающему товарищу, сообщает учителю о чем-то. Учитель, когда повышает свою квалификацию, становится объектом педагогического процесса.

Бывают случаи, когда объект и субъект находится в одном лице. Такое наблюдается во время так называемого самообразования.

Без объекта педагогический процесс не происходит. А вот субъект отсутствует во время стихийного педагогического процесса.

 

Чудо 6.

 

Может ли субъект формировать у объекта то, чем сам не обладает?

Да, может. Это подтверждается, например, деятельностью спортивных тренеров. Они могут подготовить спортсменов, способных добиваться результатов, которые не доступны самим тренерам. И в неблагополучных семьях, где родители не являются идеалом поведения, нередко формируются хорошие дети.

 

Чудо 7.

 

Воспитание способно формировать положительных людей даже в плохом окружении, отрицательно влияющем на характер воспитанника.

 

Чудо 8.

 

Содержание педагогического процесса – это то, что необходимо усвоить человеку для того, чтобы стать личностью. Оно состоит из шести элементов: знания, умения, навыки, эмоции, отношения, черты характера. Из этих шести элементов конструируется любое содержание: школьное, вузовское, семейное, подготовки водителей, кулинаров, ученых, космонавтов и т.д.

 

Чудо 9.

 

Содержание педагогического процесса составляет духовную пищу для человека. Настоящая пища: суп, пельмени, котлеты на стол подаются в посуде - в тарелке. Как правило, после применения, в тарелке пища не остается. «Тарелками» духовной пищи являются книги, правила, рисунки, таблицы, природа и т.д. После применения этой пищи «тарелки» не пустеют, знания в них остаются в первоначальном виде. Ими могут пользоваться сотни, тысячи людей. Духовная пища не является одноразовой.

 

Чудо 10.

 

Во время педагогического процесса знания со страниц книг начинают переходить в психику. Они, как рентгеновские лучи, через органы ощущения проникают во внутрь и становятся результатом педагогического процесса.

Мы особо не ощущаем процесс проникновения их через тело. Только иногда чувствуем легкую боль в глазах, усталость.

 

Чудо 11.

 

Характер человека состоит из черт характера. В русском языке насчитывается более 1,5 тысяч слов, означающих черты характера. За 11 лет обучения в школе невозможно всех их формировать у ученика. В этом нет и необходимости. Для того чтобы получился полноценный характер, достаточно формировать у человека всего три черты: 1) ответственность; 2) уверенность; 3) активность в самосовершенствовании. Эти стержневые черты сами порождают остальные черты характера. Например, если у человека сформирована ответственность, то у него автоматически появляются: выдержанность, целеустремленность, правдивость, непримиримость к отрицательному, трудолюбие, честность, внимательность, сознательность, терпеливость, бережливость, принципиальность, смелость, вежливость и т.д. Уверенность порождает: инициативность, оптимизм, последовательность, настойчивость, решительность и т.д. При наличии у человека активности в самосовершенствовании появляютсяделовитость, сообразительность, любознательность, образованность, тактичность, наблюдательность, дальновидность, самокритичность и т.д.

Поэтому в воспитательной работе все внимание должно направляться на формирование этих трех черт характера.

 

Чудо 12.

 

 

Педагогический процесс имеет формы. К ним относятся: лекция, семинар, конкурс, олимпиада, диспут, волейбол, практикум, экскурсия, коллоквиум, поход, путешествие, собеседование, вечер, утренник, концерт, консультация, зачет, экзамен, дискотека, митинг и т.д.

Формы не имеют признаков… жизни (!?). Как будто их нет. Но они выполняют важную функцию: меняют внешний вид педагогического процесса. Особенности, возникшие из-за изменения формы, принадлежат не форме, а педагогическому процессу. Например, не экскурсия проводится за пределами учебного заведения, а педагогический процесс.

 

Чудо 13.

 

Методы – способы усвоения и передачи содержания педагогического процесса. Мною выявлено более ста методов. Методы, в отличие от форм, могут применяться одновременно. Например, во время просмотра телепередачи зритель одновременно применяет методы: зрительного, слухового восприятия, анализа, обобщения, сравнения, наблюдения и т.д.

 

Чудо 14.

 

Педагогическим процессом одновременно можно охватить большое количество людей. Такое происходит, например, тогда, когда на сцене или по телевизору награждают людей за особые достижения в труде, учебе, в общественной деятельности. Это положительно влияет не только на награжденных, но и на всех, кто видит это. И у них появляется желание добиваться успехов, быть передовиком.

В данном случае применялся метод рикошета.

 

Чудо 15.

 

Воспитывая другого человека, сам воспитываешься. Здесь речь идет о методе бумеранга.

 

Чудо 16.

 

Человека, находящегося на сотни, тысячи километров от себя, можно воспитывать. Этому способствует такие средства педагогического процесса, как телефон, радио, телевидение и т.д.

 

Чудо 17.

 

В воспитании участвуют и ушедшие из жизни люди. Их образы, биографии, достижения при жизни воздействуют на характер воспитанника. Не зря при советской власти была традиция воспитывать школьников на примере жизни и деятельности В.И. Ленина.

 

Чудо 18.

 

Сколько классных досок в аудитории? Одна? Нет. Во время педагогического процесса, где в качестве средства используется классная доска, она принадлежит каждому ученику. Если в классе 25 учеников, значит, и досок 25.

 

Чудо 19.

 

Речь в педагогическом процессе выполняет роль транспортного средства. Она перевозит знания, эмоции, отношения и другие элементы содержания от субъекта к объекту и наоборот.

 

Чудо 20.

 

Содержание педагогического процесса, усвоившись, превращается в результат и поступает в психику. Психика состоит из знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, движущих сил, отношений, убеждений, мировоззрения, идеалов, взглядов и т.д.;

 

Чудо 21.

 

Некоторые результаты педагогического процесса в психике могут возникать автоматически на основе приобретенных знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, отношений и т.д. К ним можно отнести характер, взгляды, убеждения, мировоззрение.

 

Чудо 22.

 

Без результата педагогическая деятельность может существовать, а педагогический процесс – нет.

 

Чудо 23.

 

При отсутствии результата педагог имеет возможность заново организовать педагогический процесс в различных вариантах до тех пор, пока желаемый результат не получится. Сапер ошибается один раз. Педагог не имеет права даже на одну ошибку. Он имеет возможность ее исправлять. Оправдания от педагога не принимаются.

 

Чудо 24.

 

В нормальной психике все взаимосвязано и взаимообусловлено. Она - целостное образование. Каждый ее структурный элемент имеет свои функции. Например, некоторые черты характера «служат» охранниками. Они не допускают к психике противоположные черты: честность – обмана; жизнерадостность – пессимизма, подавленности, неуверенности и т.д.

Некоторые элементы психики «создают семью» и «рожают» новые образования. Например, знания, убеждения, взгляды образуют мировоззрение. Результатом взаимодействия всех элементов психики является сознание.

Психика – это целый мир, государство со своими законами, историей, биографией, перспективой.

 

Чудо 25.

 

Психика формируется с помощью педагогического процесса!

 

Чудо 26.

 

Человеком управляет психика. И тело подчиняется ей. Какова психика – таков и человек.

 

Чудо 27.

 

При организации педагогического процесса необходимо руководствоваться следующими принципами (закономерностями): 1) целостности; 2) индивидуализации; 3) развития; 4) поэтапности; 5) саморегулируемости педагогического процесса.

Все эти принципы реализуются одновременно. Если педагогический процесс не дает запланированных результатов, то причины надо искать в нарушениях этих принципов.

 

Чудо 28.

 

Педагогический процесс – саморегулируемый процесс. Это проявляется в следующем:

а) он может происходить без цели, без желания – стихийно;

б) любопытство заставляет человека постоянно заниматься самообразованием;

в) человек, реализуя те или иные цели педагогического процесса, меняется, становится другим, после чего начинает реализовывать новые цели, покорять другие высоты. Так продолжается всю жизнь: цель превращается в результат, результат меняет объект, появляются новые цели и т.д.

 

Чудо 29.

 

Воспитание превратило животного в человека.

 

Чудо 30.

 

Воспитание привело к возникновению человеческого общества.

 

Чудо 31.

 

Из-за воспитания возникла речь.

 

Чудо 32.

 

Педагогический процесс меняет внешний вид человека.

 

Чудо 33.

 

Воспитание привело к возникновению семьи.

 

Чудо 34.

 

Воспитание улучшает взаимоотношения людей.

 

Чудо 35.

 

Воспитание предупреждает и побеждает преступность.

 

Чудо 36.

 

Воспитание укрепляет здоровье и продлевает жизнь.

 

Чудо 37.

 

Воспитание укрепляет экономику.

 

Чудо 38.

 

Воспитание приводит к сохранению языка, культуры, этноса.

 

Чудо 39.

 

Воспитание делает людей счастливыми.

 

Чудо 40.

 

Воспитание предотвращает межгосударственные конфликты, войны.

 

 

. Чудеса педагогического процесса не заканчиваются вышеперечисленными. Человек, чувствующий педагогический процесс, найдет в нем и другие чудесные моменты.

 

Литература

 
 

1.Альмухаметова, Г.Г., Сайфуллин, Ф.А. Психология: учеб. пособие для студ. псих. и пед. специальностей / Г.Г. Альмухаметова, Ф.А. Сайфуллин. – Сибай: Сибайский информационный центр-филиал ГУП РБ Изд. Дом «Республика Башкортостан», 2018. – 139 с.

2.Сайфуллин, Ф.А. Общеобразовательная школа / Ф.А. Сайфуллин. - Сибай: СИ БГУ.- 2000. - 190 с.

3.Сайфуллин Ф.А. Организация педагогического процесса: монография / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 349 с.

4.Сайфуллин Ф.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 264 с.

5.Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс / Ф.А. Сайфуллин. - Сибай: СИ БашГУ.- 2000. - 138 с.

6.Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч.ст. - В 2-х ч. - Ч.II. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИО БашГУ, 2010. - 206 с.

07-08. 02. 2019 г. Сибай.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: