Языкознание как наука о языке. Предмет и объект языкознания. Задачи и проблемы общего языкознания




Языкознание(лингвистика/языковедение) – наука о языке как средстве общения, общих законах строения и функционировании языка и обо всех языках мира. Оно изучает ныне существующие, а также мертвые языки. Язык появился из практических соображений. Я. начало развиваться на Древнем Востоке. Научное я. зародилось в 19 веке.Выделяют внутреннюю и внешнюю. Внутренняя: общее я., области я. (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология). Внешняя: социолингвистика, диалектология, интерлингвистика (языки международного общения). Объект - язык.

Языкознание может быть:


· Теоретическое (исследует языковые законы, формулирует их)

· Прикладное (решает частные задачи: обучение языку, преподаванию)


Задачи языкознания:


Ø Установление природы языка

Ø Изучение структуры языка

Ø Изучение вопроса развития языка

Ø Возникновение и развитие письма

Ø Классификация языков

Ø Изучение связи языкознания с другими науками


Основные проблемы общего языкознания:


1. Объект лингвистики

2. Проблемы структурного членения

3. Проблемы функционирования языка

4. Проблема исторического развития

5. Проблема положение среди других знаковых систем

6. Проблема языковых универсалий



 

2. Место языкознания в системе наук. Языковые универсалии.

Наука состоит из трех главных разделов: естествознания, общественных наук и философии. Я. принадлежит к общественным наукам. Связь со смежными науками определяется двумя факторами:

1. Язык - сложная и многогранное явление, отдельные стороны которого взаимодействуют со многими явлениями окружающей действительности.

2. Язык изучается не только лингвистикой, но и другими науками:

· Философией (проблемы «сущность языка», «язык и сознание» и др.)

· Психологией: язык является результатом деятельности сознания, мышления и речевого аппарата человека

· Географией(топонимика)

· Литературоведением

· Математикой(математическая лингвистика, кибернетика)

· Антропологией через проблему происхождения человека и ранних этапов развития его языка;

· Историей

Современное языкознание разделяется на общее и частное:

1. Общее —общие закономерности языка, вопросы происхождения, сущности, методы исследования языков. Оно формирует языковые универсалии.

2. Частное языкознание изучает конкретный язык или группу языков.

Языковые универсалии – положения, действительные для всех языков мира (абсолютные) или для значительного большинства языков (статистические).Абсолютные:


1)Во всех языках существуют гласные и согласные звуки.

2)На всех языках люди говорят предложениями.

3)Во всех языках есть имена собственные.

4)Если в языке есть различие по грамматическому роду, то есть и различие по числу.


Статистическая: почти во всех языках (но не во всех) в местоимениях различается не менее двух чисел.

 

3. Истоки языкознания. Языковедческие традиции и направления древности.

Языкознание как самостоятельная наука сформировалось в начале XIX века, когда были четко обозначены:


- объект и предмет исследования

- цели и задачи языкознания как науки

- методы лингвистического исследования.


В древности проблемы, связанные с языком, анализировались в рамках других наук. Языковедческие традиции – направления анализа языка, разрабатываемые мыслителями. Яз. традиции древности:


- анализ связи между именем и вещью;

- разработка грамматик;

- сопоставление языков.


Истоки языкознания находятся в глубокой древности, когда в связи с необходимостью анализа текстов формируются лингвистические традиции - древнеиндийская, классическая и арабская. Классическая (античная) традиция лежит в основе современного я. Историю я. принято отсчитывать с XIX века. Прогресс я. XIX – XX вв. обеспечили такие учёные, как де Соссюр, Сепир,Якобсон.Я. в России было развивалось благодаря трудам Ломоносова, Некрасова, Шахматова. Среди отечественных лингвистов XX в. - Виноградов, Ожегов, Щерба, Апресян.

 

4. Язык и речь. Основные функции языка и речи.

Возникновение языка связано с возникновением человека. Термин имеет значения: 1) язык как определённый класс знаковых систем; 2) конкретный язык. В 1 значении это абстрактное представление о едином человеческом языке. Конкретные языки — реализации свойств языка вообще. Язык —знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве. Он существует взвуковой и письменной формах. Звуковая первична.Речь – конкретное говорение в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования языка.

РЕЧЬ ЯЗЫК
процесс общения средство общения
ситуативно и контекстно обусловлена (т.е. мотивирована) независим от ситуации, обстановки коммуникации (т.е. немотивирован)
развертывается во времени и реализуется в пространстве отвлечен от этих параметров действительности
Субъективна Объективен
динамична, подвижна статичен, стабилен
отражает опыт индивидуума фиксирует опыт коллектива

Функции языка и речи:


1. Средство общения (коммуникативная (с людьми) и магическая (с высшими природы)).

2. Средство создания словесных художественных образов (эстетическая).

3. Средство выражения эмоций и воли.

4. Средство познания.

5. Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний.



 

 

5. Язык как общественное явление.

Язык - способ передачи идей, чувств посредством системы произносимых символов. Человек овладевает речью в том коллективе, в котором он воспитывается. Современные люди, независимо от этнической принадлежности, с детства обладают задатками для усвоения любого языка.Язык — достояние коллектива. В большинстве случаев люди, говорящие на одном языке, — коллектив этнический. РЯ–нац язык русских и одновременно язык межнац общения ряда других наций.Будучи орудием передачи и хранения информации, язык связан с мышлением. Однако язык и мышление не тождественны.Так же, как и общение, мышление может быть вербальным (оперирует понятиями, суждениями) и невербальным (осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов).

 

6. Язык как объект языкознания. Понятие и сущность языка.

ЯЗЫК – это:1. Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей и служащая важнейшим средством общения людей. 2. Разновидность речи, характеризующаяся стилистическими признаками (книжный,разговорный). Язык и речь тесносвязаны: язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь необходима для того, чтобы установился язык.Без языка общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления.Человеческий язык неоднороден. Закономерности устройства, развития и функционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности могут быть присущи конкретным языкам или их группам. При исследовании живого языка даны не только тексты, но и возможность наблюдать речь носителей языка. Еслиизучается мертвый язык, ученый располагает только письменными текстами.

 

7. Язык как знаковая система.

Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать структурой.Язык —система особого рода, отличие которой заключается в следующем:

1. Язык - универсальная знаковая система: обслуживает все сферы жизни человека.

2. Язык - наиболее сложная знаковая система.

3. Язык - естественная система, все прочие знаковые системы искусственные.

4. Язык - система саморазвивающаяся, динамическая.

5. Язык первичен по отношению ко всем знаковым системам, складывающимся на его основе. Язык – самое естественное орудие общения; другие знак. системы служат для "перевода" информации.

 

8. Понятие о знаке. Свойства и основные характеристики знака.


1) Знак должен быть материальным, т. е. доступен чувственному восприятию.

2) Знак не имеет значения, но направлен на него, для этого он и существует.

3) Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой.

4) Знак и его содержание определяется местом и ролью в данной системе знаков.


Важные различения в области теории знака: 1) всякое выражение есть знак, 2) надо различать настоящие знаки и «метки» (знаки направлены на значение, а метки остаются просто обозначением).

Знак – член опр. знаковой системы.Возможность знаков выполнять свою различительную функцию основана на том, что знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются.Языковыми знаками можно считатьтолько значащие единицы, и прежде всего слово и морфему. Значение, выражаемое ими, есть содержание этого знака. Материальнымэкспонентом знака является звучание (может быть нулевым: нулевое окончания может иметь значение и. п. ед. ч.).Высшая языковая единица — предложение — чаще всего комбинация языковых знаков, создаваемая по опр. модели в процессе высказывания. Фонемыне являются знаками, но служат «строительным материалом» для них.Свойства знака:

- социальность (используется в общении)

- двусторонний характер (состоит из воспринимаемого носителя информации (портфель) и означаемого – информации (место занято))

- произвольность (связь между означаемым и означающим произвольна, не мотивирована)

- асимметричность отношений (одному означаемому могут соответствовать два или более означающих и наоборот)

 

 

9. Язык как структура. Единицы языка и единицы речи.

Структура языка состоит из:звуков – фонетика,морфем – морфология,слов – лексика и предложений – синтаксис.Различия элементов структуры языка не количественные, а качественные.Функции:

1.Фонемы: 1) перцептивная(быть объектом восприятия), 2) сигнификативнпя(иметь способность различать значимые элементы языка).

2. Морфемы могут выражать понятия: а) корневые; б) некорневые.

3. Слова могут называть вещи и явления (номинативная, в чистом виде выполняют эту функцию имена соб.); нариц. совмещают ее с семасиологической функцией, так как они выражают понятия.

4. Предложения служат для сообщения; это самое важное в общении, так как язык есть орудие общения; это функция коммуникативная.

Элементы этой структуры образуют единство.Языковые единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. Единицы речи возникают в результате их комбинации.Слово в языке существует в качестве лексемы — слова как совокупности всех значений и грам форм. Морфема существует в конкретных словах в виде вариантов, которые различаются отдельными чередующимися звуками. Единицы крупнее слова также подчиняются закономерности: словосочетание в речи рассматривается как синтагма (речевой такт), предложение — как высказывание.

 

 

10. Парадигматические и синтагматические отношения между единицами языка.

Между языковыми единицами одного уровня (словом и словом, морфемой и морфемой, фонемой и фонемой) существуют отношения двух видов — парадигматические и синтагматические.

Парадигматические — отношения взаимной противопоставленности между единицами одного уровня, связанными по смыслу. На них основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа вОрон-вОрона-вОрону (противопоставлены окончания); кричу-кричишь-кричит (противопоставлены окончания); ворон-сокол-ястреб-коршун (противопоставлены слова, обозначающиептиц).

Синтагматические — отношения, в которые вступают единицы, соединяясь в процессе речи. Это самфакт сочетаемости («ворон» соединяется с«кричит», но не с «кричишь», с прил«старый», но не с нар «старо»), а такжесмысловые отношения (в «старый ворон»прил служит определением к сущ), воздействие единиц друг на друга (звук «ч» выступает огубленным перед последующим «у»).

 

11. Развитие как свойство языка. Статика и динамика в языке.

Обслуживая общество, язык постоянно претерпевает изменения. Для живого языка этот процесс естествен и закономерен. Но степень интенсивности различна, т.к.общество - носитель и творец языка - по-разному переживает разные периоды. В периоды ломки стереотипов усиливаются процессы языковых преобразований. Развитие предполагает изменение. Но любое ли изменение - развитие? Во-первых, термин «изменение» в лингвистике имеет конкретный характер, чаще обозначающий варьирование яз. единицы в речевых условиях. Во-вторых, говоря об изменениях в языке, обычно не показывают, в каком направлении оно идёт,но развитие предполагает совершенствование. Соц природу языка, его влияние на развитие общества и отдельных лиц изучает социолингвистика.

Статика- состояние языка как результат развития.Динамика- изменения,происходящие в языке.Статика динамична.Она может наблюдаться в отдельном тексте, а также в мёртвых языках.Принцип динамического исследования заключается в фиксировании двухпериодов в яз. развитии и определении, в каком направлении развивались отдельные категории звуков и вся звуковая система в целом.

 

12. Внешние и внутренние законы развития языка.

Законы развития языка–тенденции в развитии языков по пути совершенствования. Есть законы:внешние: обусловленысоц факторами, влияющими на развитие языка и его функционирование. Основныепроцессы –дифференциация (территориальное и соц распределение носителей языка, в результате чего возникают родственные языки и диалекты) и интеграцию (территориальное и соц сближение носителей языка, в ходе которого происходит объединение языков и диалектов). Это порождает своеобразие языков.Внутренние:связаны с языковой системой; если рассматривать развитие не языка в целом, а егосторон, то не всегда можно увидеть зависимость развития языка от развития общества.Внутренние законы обусловлены изменениями в фонетике и грам строе языка.

 

 

13. Проблема происхождения языка. Различные теории происхождения языков.

Социальные гипотезы:


· Теория трудовых выкриков

· Гипотеза социального договора

· Из жестов, брачных танцев, ради забавы.


Индивидуалистические гипотезы:


· Звукоподражание

· Междометная (инстинктивные вопли превратились в слова)

· Трудовая гипотеза


Теория Энгельса:


· нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека;

· если язык родился вместе с человеком, то не могло быть безъязычного человека;

· язык появился как звуковой язык;

· в рамках одной лингвистики вопрос происхождения языка разрешен быть не может.


Этапы: переход к прямохождению, освобождение рук, развитие мелкой моторики, развитие мозга, увеличение размеров мозга. В решении вопроса о происхождении языка различались два направления: 1) теорияпроисхожденияестественным путем; 2) теория искусственного происхождения, согласно которой язык был создан богом или людьми. Оба направления продолжают существовать и сейчас.Важным шагом к осмыслению проблемы была трудовая теория (язык возник в процессе совместного труда первобытных людей, как средство согласования деятельности).

 

 

14. Языки первобытного строя. Языки первых государств.

Развитие психики первого человекасводитсяк развитию как мышления,так и памяти, воображения, воли. Без языка невозможно познание.Но данные, полученные сопоставлениемсовр. языков,не имеют большого значения для проблемы происхождения языка, эту эпоху отделяют от самой глубинной реконструкции протяженные периоды, эти данные относятся к эпохе, когда уже сложилось общество, обладающее звуковым языком. Происхождение языка относят ко времени возникновения общества. Язык мог возникнуть как следствие появления опрсоц функций общения.

 

15. Субстрат, суперстрат, адстрат

Субстрат- «следы» побежденного местного языка в системе языка пришельцев (кельтский язык). Предполагает этническое смешение и ассимиляцию: местное население постепенно принимает язык пришельцев, это может быть как родственный, так и неродственный язык (романские языки, поскольку латынь, из которой они развились, накладывалась на разные субстраты)

Суперстрат — «следы» растворившегося языка пришельцев в языке коренного населения: народ, подчинив себе другой, не смог удержать свой язык (элементы французского суперстрата в английском)

Адстрат— результат влияния одного языка на другой в условиях длительных контактов;растворения и ассимиляции не происходит (элементы турецкого адстрата в балканских языках).

Итак, субстрат и суперстрат - элементы побежденного языка в языке победителя, адстрат — нейтральный тип взаимодействия: языки образуют прослойку между 2 самостоятельными языками.

 

16. Языки феодальных обществ. Языки эпохи капитализма.

При капитализме различие между лит. языком и диалектами делается более значительным. У низов создаются соц. диалекты, связанныес профессиями и бытом(жаргоны).В многонациональных гос-вах основная нация навязывает язык нац меньшинствам через СМИ, школу, ограничивая употребление других нац. языков бытовым общением. Нац.-освободительные движения в эпоху капитализма связаны с восстановлением прав нац. языков восставших народностей.В колониях колонизаторы вводили свой язык в качестве гос.В разные эпохи употребляются разные языки – в средневековье: в Европе – латинский, на Востоке – арабский; в новой истории большую роль сыграл ФЯ. В последнее время этот вопрос не решается однозначно, так как официально приняты пять языков: русский, английский, французский, испанский и китайский.Предпочтение связано не с престижем языка, который возникает не по его лингвистическим качествам, а по его историко-культурной судьбе.

 

17. Язык народности. Языки наций.

Нац. язык общенародный, его образуют все виды общения- диалекты, просторечия, лит. язык.Нац. язык- язык такой ист. общности людей, которая характеризуется общейтерриторией, экон. укладом, языком, культурой. Процесс превращения народности в нацию сопровождается развитием капиталистических отношений.Нац. язык- средство общения нации.Черты языка нар. и нац. проявляются:


· в наличии тех же функций;

· в общенародности;

· в общности структурно-языкового плана. Язык нации наследует структуру языка народности;

· в наличии общего словарного фонда и грамматической системы


Язык нации отличается от языка народности. Это проявляется в связи с разным положением:


1.диалектов: внац языкеуходятдиалекты, устанавливаются нормы языка;

2.лит. языка: в нац период складывается лит. язык, диалекты обречены на отмирание.


В зависимости от формы существования национального языка различают три типа:


1. Выступающий в письменной форме при наличии диалектов в устном общении.

2. Выступающий в устной форме.

3. Выступающий в двух формах. Он понятен всем представителям данной нации


Национальные языки с точки зрения их происхождения могут быть следующих типов:


· исконный, родной язык народности, функционировавший в течение исторического периода на этнической территории и превратившийся в единое средство общения

· язык этнической общности, превратившийся в средство общенационального общения и вытеснивший языки других этнических групп

· заимствованный, язык, не являющийся этническим языком ни одной народности. При этом в повседневном общении функционирует не национальный язык, а местный



 

18. Возникновение наций и национальных языков. Структура национального языка. Условия и пути формирования национальных языков.

В противоположность языковой раздробленности феодального периода требуется единство языка всей нации.Пути образования национальных языков:


· Первый путь («из готового материала») – ФЯ

· Второй путь («из скрещивания и смешения наций») – АЯ

· Третий путь («благодаря концентрации диалектов») –РЯ. В основе московский говор


Так, лексика в РЛЯ доказывает больше совпадений с северными диалектами, чем южными. В грамматике же наоборот.Однако в составе РЛЯ, кроме московского говора, имеются и иныеэлементы. Это старославянский язык, который былусвоен РЛЯ, благодаря чему получилось много слов-дублетов.Структура нац языка: лит. язык и нелит. язык (делится на диалекты, жаргоны, просторечия).

 

19. Национальный и литературный язык.

Нац. язык существует в 2 формах: литературный и нелитературный.Лит. язык – высшая форма существования нац языка. Это язык обработанный. Все элементы прошли процесс обработки, поэтому ресурсы точно отражают нац менталитет, создают русскую языковую картину мира, служат основой культуры. Это язык нормированный, с установленными правилами, котор. закреплены в словарях,учебной литературе. Это язык и традиционный, и развивающийся. Каждое поколение наследует язык старшего, развивая его. В лит. языке выделяются стили: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. Лит. язык функционирует вкнижном и разговорном видах. В пределах делового и научного стилей есть и устные жанры (собеседование).Признаки лит. языка:


· Письменная фиксация устной речи.

· Нормированность.

· Обязательность норм и их кодификация.

· Диалектическое единство книжной и разговорной лексики.

· Тесная связь с языком худож. литературы.

· Проработанность


 

20. Языковая норма, кодификация.

Языковая норма (ЯН) – ключевое понятие нормативного аспекта культуры речи. Соответствие ЯН – обязательная черта лит. языка. Это правила использования речевых средств в опр период развития лит. языка.К ЯН относятся: правила произношения и использования яз. средств. ЯН складываются на позднем этапе развития лит. языка; существование ЯН– важное условие единства лит.и нац. языков.Из определения ЯН следует, что она имеет двойственную природу: объективную и субъективную (норма должна быть осознана и принята носителями языка как образцовая).Виды норм:


· Орфоэпические

· Словообразовательные

· Лексические

· Грамматические

· Орфографические

· Пунктуационные


Кодификация - упорядочение норм языка и их фиксация.Все ЯН отличаются рядом важных свойств:


· Относительная устойчивость

· Общеобязательность и общеупотребительность

· Императивность/вариативность


 

21. Закономерности исторического развития языков. Изменение словарного состава.

Для родоплеменного строя были характерны племенные языки: одно племя — один язык. С возникновением государства пришли языки и диалекты народности. Феодальная раздробленность привела к образованию диалектной дробности языка, но со временем прослеживается тенденция к стиранию диалектных различий. На смену языкам народности приходят нац. языки. Языковое освоение требует расширения словаря. ССЯ изменяется непрерывно, так как обязан включать новые слова и отстранять старые.Этомало касается основных пластов лексики, но и здесь происходят изменения.Выпадение слов из ССЯ –постепенный переход слов из активного словаря в пассивный. Архаизмы могут, в отличие от историзмов, воскресать. Новые слова появляются разными способами:

1. Изобретение слов(встречается крайне редко, что подтверждает устойчивость языка)

2. Создание новых слов на базе уже существующих(очень продуктивный способ обновления словаря, т.к. новым оказывается только необычная комбинация известных элементов)

3.Заимствования (обычное следствие общения народов; происходит: устно(общение; слова легче усваиваются, но часто искажаются) или письменно(книги; слова дольше остаются неосвоенными)

4. Калькирование (компоненты заимствуемого слова переводятся отдельно и соединяются по образцу иностранного слова)

5.Словообразование

 

 

22. Закономерности исторического развития языков. Фонетические изменения.

В процессе развития происходят фонетические изменения. Они проявляются в сокращении долгих гласных и удлинении кратких, в исчезновении одних фонем и появлении других. Изменения в ФСЯ бывают 2 типов: 1) не изменяющие ФСЯ; 2)преобразовывающие ФСЯ. Звуковые законы – регулярно осуществляющиеся фон. изменения, свойственные одному языку или группе родственных языков. Фонетические законы бывают живые (действуют в современный период) и исторические. В русском языке живым фонетическим законом является аканье.К историческим законам, действовавшим в общеславянскую эпоху, относится закон первой палатализации, который состоял в том, что заднеязычные [к], [г], [х] перед гласными переднего ряда дали соответственно [ч],[ж],[ш].

 

23. Закономерности исторического развития языков. Грамматические изменения.

Каждое новое явление в языке вырастает из уже существующего.К законам, управляющим внутренним развитием элементов языковой структуры, относят:


1) закон ликвидации «участков напряжения» (этому закону в РЯ, НЯ, АЯ подчинены процессы упрощения групп согласных)

2) закон позиционного варьирования звуков (поведение шумных согласных на конце слова)

3) закон аналогии (объясняет отступление от действия фонетических законов, вследствие которого происходит уподобление одних структурных элементов другим)

4) закон компенсационного развития (утрата одних форм компенсируется развитием других)

5) закон абстрагирования элементов языковой структуры (развитие абстрактных элементов языка происходит на базе конкретных)

6) закон экономии языковых средств (действует тенденция к реализации оптимальной достаточности, т.е. каждому языковому значению подбирается форма выражения)

7) закон дифференциации(развитие языка идетпо пути выделения его элементов для выражения собственно языковых значений)


Опрόщение – изменение в морфемной структуре слова, в результате которого основа теряет способность члениться на морфемы и сливается в одну морфему (woman от wife+man)

Аналогия – уподобление одних элементов языка другим (слово «вожатый» имело суффикс -атай- от «вожати»(«водить») и входило в ряд похожих: «позоратай» - «зритель»).Она двойственна: с одной стороны, выступает как организующее начало, средство реализации системности единиц различных уровней; с другой, может выступать как инновационное начало, формирующее новые ряды форм.

Основным процессом, влияющим на развитие словарного состава языка, является процесс постоянного роста лексики за счет появления неологизмов, а также образование слов по уже существующим моделям(компьютер-компьютерщик). В лексико-семантической структуре многозначных слов возможны следующие типы изменений:


1) многозначные слова могут стать однозначными

2) меняется состав значений многозначного слова

3) слово делается второстепенным, а второстепенное основным

4) старое основное значение выходит из употребления, а основным делается второстепенное

5) значение слова меняется на противоположное под влиянием эмоционально-оценочных моментов


 

24. Территориальная дифференциация языка. Диалекты и просторечие.

Диалект— разновидность языка, объединяющая людей, связанных одной территорией. Диалектные различия отражают территориальное деление в феодальную эпоху. Диалекты могут отличаться:


· фонетически;

· лексически (бытовая лексика, с/хлексика);

· синтаксически("Им бумага надо", "Я никуда пойду")


Все диалекты должны быть лингвистически близкородственны.Он используется не как полноправный язык. Лит. язык можно использовать везде, диалект тольков пределах конкретной местности.Причины возникновения – физико-географический фактор (наличие горной местности, рек), административно-территориальный (гос. границы) и др. Наиболее благоприятным временем для развития диалектов является время раздробленного государства, во время существования единого централизованного государства диалекты исчезают.Различия между диалектами одного языка могут быть незначительными, и говорящие на разных диалектах могут легко понимать друг друга. Однако, например, диалекты немецкого языка очень разошлись и их носителям сложно понять друг друга.

Просторечие – нелит. форма существования языка, используемая малообразованными жителями в сфере повседневного общения. Не имеет терр. особенностей, общепонятен для носителей языка. Фонетические особенности: постановка ударения (прОцент). Грам:нелит.грам формы (хочут), изменение рода (красивая тюль) Лекс: экспрессивно-сниженные слова (дрыхнуть).

 

25. Социальная дифференциация языка.

Неоднороден язык и в соц отношении. Могут, например, существовать возрастные особенности языка. Отпечаток на речь людей накладывают род их занятий, круг интересов, принадлежность к опр. классу, среда, в которой вращаются.В зависимости от природы, назначения языковых признаков различают:


1) профессиональные «языки» (рыболовов,сапожников);

2) групповые жаргоны (студентов, солдат);

3) условно-профессиональные языки (арго);

4) условные языки деклассированных.


Арго– язык бродячих торговцев; беспризорников, уголовников. Словарь не велик, это наиболее частая лексика.Переделывание слова происходит при помощи замены слога (кулото-золото, широго-дорого) и метафоры (пистолет - пушка, ствол).Грамматика ничем не отличается от грамматики родного языка.Арготеизмы - слова, которые проникли в нормальную речь из арго.Жаргон– совокупность языковых элементов, присущая определенным возрастным/профессиональным категориям людей. Не является тайным и служит простой принадлежностью к "своим".

 

 

26. Искусственные языки.

Искусственные языки– знаковые системы, создаваемые для использования в областях, где применение естест. языка менее эффективно или невозможно. В функциональном отношении делятся на:


- логические (претендующие на реформу человеческого языка как средства мышления)

-эмпирические (ограничивающиеся задачей построения языка как адекватного средства общения).


По форме выражения языкового материала искусственные языки делятся на:


- имеющие звуковую и письменную формы

- имеющие толькописьменную форму

- имеющие только жестовую форму


Различают следующие виды искусственных языков по сферам применения:


- языки программирования и компьютерные языки

- формализованные языки науки (предназначенные для записи теорий математики, химии)

- языки несуществующих народов, созданные в развлекательных целях

- международные вспомогательные языки (волапюк,эсперанто)


По цели создания искусственные языки можно разделить на следующие группы:


- Философские и логические языки (имеющие четкую логическую структуру)

- Вспомогательные языки (предназначены для практического общения: эсперанто)

- Эстетические языки (создаются для эстетического удовольствия)


 

 

27. Фонетика как раздел языкознания. Предмет фонетики.

Фонетика исследует явления, относящиеся к 2 уровням звук. строя языка - сегментному и суперсегментному.Сегментные единицы – отрезки речевой цепи, получаемые в результате ее последоват. линейного членения. Базисная единица– фонема (звук).Суперсегментные – единицы, которые накладываются на сегментные, образуя новое единство (слог, ударение и интонация).

Звук–нечленимая единица речевого потока, являющаяся результатом артикуляционной деятельности и характеризующаяся опр. акустическими свойствами.Буква– письменный знак в алфавите.


- фонетика объясняет звуковые явления в языке

- фонетика объясняет грам. явления, связанные с фон.

- помогает установить происхождение слов, установить родственные связи слов и языков

- учит понимать, что язык – единая, внутренне согласованная целостность


Предмет фонетики – звуки, слоги, ударения, интонация. Фонетика имеет большое практическое значение. Её применяют:


- при разработке методики обучения чтению

- при обучении чужому языку

- при исправлении дефектов в произношении

- при обучении звучащей речи глухих

- при создании алфавитов для бесписьменных языков


 

28. Три аспекта звука речи (общая характеристика).

Фонетика различает в звуке речи три основных аспекта:


- артикуляционный

- акустический (физический)

- функциональный (лингвистический)


Артикуляционный связан с анатомией и физиологиейречеобразования и восприятия. Объектом изучения является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Акустический связан с физикой; занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала (высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс).

Функциональный является ведущим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.

Отсутствие ориентации на функцию звуков речи у акустического и артикуляционного и наличие её у фукционального дают основание для подразделения фонетики на фонетику и фонологию.

 

 

29. Устройство и работа речевого аппарата.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее:


- определенный импульс, посылаемый из головного мозга

- передача этого импульса по нервам к органам

- работа дыхательного аппарата, диафрагмы игрудной клетки

- работа произносительных органов (связок, языка, губ, нёба и движения челюсти)


Совокупность работ дыхательного аппарата и произносительных органов называется артикуляцией звука.Органы речи состоят из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей.

Дыхательные органы— легкие, бронхи и трахея. При речевом дыхании (через рот) вдох больше, чем выдох. При правильном речевом дыхании начало фонации совпадает с началом выдоха.Гортань — верхняя часть трахеи, там расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей, мускулов и мышц. Между хрящами натянуты голосовые связки; они могут сходиться или расходиться, образуя голосовую щель различной формы. Вротовой полости образуются шумы и тоны, важные для создания тембра. Там находятся: зубы, альвеолы, твердое и мягкое нёбо, язык. Различают кончик языка, спинку (переднюю, среднюю и заднюю) и корень языка.Мягкое нёбо открывает и закрывает носовую полость (для носовых гласных, сонантов и согласных).

По роли в произнесении органы речи делятся на активные и пассивные.Активные(голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка глотки, нижняя челюсть) совершают движения, необходимые для создания преград прохождения воздушной струи. Пассивные(зубы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть) являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель.

 

30.Артикуляция звука и понятие артикуляционной базы.

Артикуляция - работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый звук имеет 3 артикуляционные фазы: приступ(переход органов речи из спокойного состояния или артикулированияпредыдущ. звука в положение, требуемое произносимым звуком),выдержку (сохранение положения артикулирующих органов) и отступ (переход в спокойное состояние или в приступ к артикуляции следующего звука); это компоненты произнесения звука.В процессе речи четкой границы между фазами нет, т.к. при переходе происходит их наслаивание друг на друга в речевом потоке.

При произнесении некоторых звуков выдержка приближается к нулю - этомгновенные звуки. При произнесении других выдержка во<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: