Тема 9. Онтология: учение о бытии
Понятия «существование», «сущность», «субстанция». Философские интерпретации субстанции. Понятие «бытие». Многообразие форм бытия.
Категория бытия в истории философской мысли. Материализм и идеализм. Понятие материи. Атрибуты материального бытия. Движение и развитие. Философские теории развития. Синергетика. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная теории пространства и времени.
Детерминизм и индетерминизм. Причинность, необходимость и случайность.
Тема 10. Проблемы и идеи гносеологии
Предмет гносеологии. Понятия: познание, знание, информация, Сущность познания как философская проблема. Решение проблемы познаваемости мира в истории философии: гносеологический оптимизм (реализм), скептицизм и агностицизм.
Основные уровни, формы и виды познания. Чувственное и рациональное познание. Особенности обыденно-практического, мифологического, религиозного, игрового, художественного, философского и научного познания.
Проблема истины в познании. Специфика понимания истинности в каждом из видов познавательной деятельности. Классические и неклассические концепции истины.
Тема 11. Социальная философия. Человек и общество
Предмет социальной философии. Основные подходы к пониманию общества в философском знании: натуралистический, идеократический, конвенциональный, организмический, формационный, цивилизационный.
Понятие «общество». Общество и его структура. Основные сферы общественной жизни. Основные подходы к характеристике структуры социальной сферы. Классы и страты. Процессы социальной интеграции и социальной дифференциации в современном обществе.
Человек в системе социальных отношений. Индивид, индивидуальность, личность. Биологическое и социальное в человеке. Личность и общность. Процесс социализации. Проблема социального детерминизма, свобода и социальная ответственность.
|
Тема 12. Аксиология: философия ценностей
Понятие «ценность».Предмет и основные проблемы аксиологии. Различие знания и оценки. Смысловые аспекты понятия «ценность».
Роль ценностей в жизни человека и общества. Основные философские концепции сущности ценностей. Многообразие ценностного мира. Проблема типологии ценностей. Философские типологии ценностей: предметные и субъектные ценности; ценности-цели и ценности-средства. Проблема единства Истины, Добра и Красоты как абсолютных ценностей. Сложность и многоаспектность идеи гуманизма. Проблема нигилизма.
Тема 13. Философия истории
Основные проблемы и развитие философии истории. Проблема смысла и направленности исторического развития. Античное мировоззрение и циклическое понимание развития истории и идея деградации цивилизации. Христианство и линейное понимание развития истории как путь спасения. Новое время и концепция прогрессивного развития. Понимание смысла истории в современной философии. Критика историзма К. Поппером, Ф. Фукуяма и «Конец истории».
К. Ясперс: смысл и назначение истории как реализация свободы и духовных сил человека.
Проблема типологии общественно-исторического развития.Философские концепции периодизации истории. Формационный, культурологический и цивилизационный подходы (традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество). Информационное общество. «Теория стадий экономического роста» У. Ростоу.
|
Актуальные проблемы современной философии истории. Глобальные проблемы и деятельность Римского клуба. Классификация глобальных проблем. Глобализация и ее факторы. Глобализм и антиглобализм. Современные теории и варианты модернизации. Сценарии будущего.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рабочим и индивидуальными учебными планами по дисциплине «Философия» для студентов заочной формы обучения предусмотрены лекции, два семинарских занятия и контрольная работа.
Номер задания (темы) контрольной работы определяется в соответствии с последней цифрой личного дела (шифра) студента по таблице:
Последняя цифра шифра | Номер задания (темы) контрольной работы | ||||||
Последняя цифра шифра | Номер задания (темы) контрольной работы | ||||||
Студент может выбрать себе одну тему из семи предлагаемых. Например, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой 3, то можно выбрать тему 3 или 13, 23, 33, 43, 53, 63.
При написании контрольной работы рекомендуется использовать источники из списка основной и дополнительной литературы, представленного в данном издании, однако допускается использование любой другой философской литературы, соответствующей теме контрольной работы (по выбору студента).
|
Работа должна быть написана и сдана на поверку до начала экзаменационный сессии. В контрольные, направленные на доработку, необходимо внести исправления и дополнения в соответствии с указанными замечаниями. Контрольные работы, рекомендованные к собеседованию, необходимо защитить. Работа, номер задания которой не соответствует шифру зачетной книжки студента, не рецензируется, и студент не допускается к собеседованию, а без зачтенной контрольной работы - к итоговому контролю по дисциплине.
Требования к оформлению контрольной работы
Объем работы, написанной четким почерком, должен составлять 12–16 страницы обычной тетради или 8–10 страниц текста, напечатанного на стандартных листах формата А4. Размер шрифта – 14–16 пунктов, через 1–1,5 межстрочных интервала, выравнивание по ширине текста. Для раскрытия темы контрольной работы допускается больший объем текста.
В конце работы следует указать список использованной литературы (не менее трех наименований). Структура контрольной работы: титульный лист, оглавление, изложение содержания, список использованной литературы и приложения (при необходимости). В конце работы ставится дата и подпись студента.
В тексте контрольной работы необходимы ссылки на используемую литературу. Например: [Иванов, 2002]; при приведении цитат указывают дополнительно страницу(ы): [Иванов, 2002, с. 123–124]. В списке литературы источники располагаются в алфавитном порядке. При этом ссылку можно делать на порядковый номер публикации. Например: [1], или [1, с. 123], или [1, с. 123–124]. Образец оформления списка литературы представлен в конце данного издания.
При написании контрольной работы с использованием компьютера (текстовых редакторов Word, Lexicon for Windows и т. п.) возможно применение сносок (о правилах их составления см. в разделе «Помощь текстового редактора»).