Раздел 2. Основные проблемы философии




Тема 9. Онтология: учение о бытии

Понятия «существование», «сущность», «субстанция». Философские интерпретации субстанции. Понятие «бытие». Многообразие форм бытия.

Категория бытия в истории философской мысли. Материализм и идеализм. Понятие материи. Атрибуты материального бытия. Движение и развитие. Философские теории развития. Синергетика. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная теории пространства и времени.

Детерминизм и индетерминизм. Причинность, необходимость и случайность.

Тема 10. Проблемы и идеи гносеологии

Предмет гносеологии. Понятия: познание, знание, информация, Сущность познания как философская проблема. Решение проблемы познаваемости мира в истории философии: гносеологический оптимизм (реализм), скептицизм и агностицизм.

Основные уровни, формы и виды познания. Чувственное и рациональное познание. Особенности обыденно-практического, мифологического, религиозного, игрового, художественного, философского и научного познания.

Проблема истины в познании. Специфика понимания истинности в каждом из видов познавательной деятельности. Классические и неклассические концепции истины.

Тема 11. Социальная философия. Человек и общество

 

Предмет социальной философии. Основные подходы к пониманию общества в философском знании: натуралистический, идеократический, конвенциональный, организмический, формационный, цивилизационный.

Понятие «общество». Общество и его структура. Основные сферы общественной жизни. Основные подходы к характеристике структуры социальной сферы. Классы и страты. Процессы социальной интеграции и социальной дифференциации в современном обществе.

Человек в системе социальных отношений. Индивид, индивидуальность, личность. Биологическое и социальное в человеке. Личность и общность. Процесс социализации. Проблема социального детерминизма, свобода и социальная ответственность.

 

Тема 12. Аксиология: философия ценностей

Понятие «ценность».Предмет и основные проблемы аксиологии. Различие знания и оценки. Смысловые аспекты понятия «ценность».

Роль ценностей в жизни человека и общества. Основные философские концепции сущности ценностей. Многообразие ценностного мира. Проблема типологии ценностей. Философские типологии ценностей: предметные и субъектные ценности; ценности-цели и ценности-средства. Проблема единства Истины, Добра и Красоты как абсолютных ценностей. Сложность и многоаспектность идеи гуманизма. Проблема нигилизма.

Тема 13. Философия истории

 

Основные проблемы и развитие философии истории. Проблема смысла и направленности исторического развития. Античное мировоззрение и циклическое понимание развития истории и идея деградации цивилизации. Христианство и линейное понимание развития истории как путь спасения. Новое время и концепция прогрессивного развития. Понимание смысла истории в современной философии. Критика историзма К. Поппером, Ф. Фукуяма и «Конец истории».
К. Ясперс: смысл и назначение истории как реализация свободы и духовных сил человека.

Проблема типологии общественно-исторического развития.Философские концепции периодизации истории. Формационный, культурологический и цивилизационный подходы (традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество). Информационное общество. «Теория стадий экономического роста» У. Ростоу.

Актуальные проблемы современной философии истории. Глобальные проблемы и деятельность Римского клуба. Классификация глобальных проблем. Глобализация и ее факторы. Глобализм и антиглобализм. Современные теории и варианты модернизации. Сценарии будущего.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Рабочим и индивидуальными учебными планами по дисциплине «Философия» для студентов заочной формы обучения предусмотрены лекции, два семинарских занятия и контрольная работа.

Номер задания (темы) контрольной работы определяется в соответствии с последней цифрой личного дела (шифра) студента по таблице:

 

Последняя цифра шифра Номер задания (темы) контрольной работы
               
               
               
               
               
               

 

Последняя цифра шифра Номер задания (темы) контрольной работы
               
               
               
               

 

Студент может выбрать себе одну тему из семи предлагаемых. Например, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой 3, то можно выбрать тему 3 или 13, 23, 33, 43, 53, 63.

При написании контрольной работы рекомендуется использовать источники из списка основной и дополнительной литературы, представленного в данном издании, однако допускается использование любой другой философской литературы, соответствующей теме контрольной работы (по выбору студента).

Работа должна быть написана и сдана на поверку до начала экзаменационный сессии. В контрольные, направленные на доработку, необходимо внести исправления и дополнения в соответствии с указанными замечаниями. Контрольные работы, рекомендованные к собеседованию, необходимо защитить. Работа, номер задания которой не соответствует шифру зачетной книжки студента, не рецензируется, и студент не допускается к собеседованию, а без зачтенной контрольной работы - к итоговому контролю по дисциплине.

Требования к оформлению контрольной работы

Объем работы, написанной четким почерком, должен составлять 12–16 страницы обычной тетради или 8–10 страниц текста, напечатанного на стандартных листах формата А4. Размер шрифта – 14–16 пунктов, через 1–1,5 межстрочных интервала, выравнивание по ширине текста. Для раскрытия темы контрольной работы допускается больший объем текста.

В конце работы следует указать список использованной литературы (не менее трех наименований). Структура контрольной работы: титульный лист, оглавление, изложение содержания, список использованной литературы и приложения (при необходимости). В конце работы ставится дата и подпись студента.

В тексте контрольной работы необходимы ссылки на используемую литературу. Например: [Иванов, 2002]; при приведении цитат указывают дополнительно страницу(ы): [Иванов, 2002, с. 123–124]. В списке литературы источники располагаются в алфавитном порядке. При этом ссылку можно делать на порядковый номер публикации. Например: [1], или [1, с. 123], или [1, с. 123–124]. Образец оформления списка литературы представлен в конце данного издания.

При написании контрольной работы с использованием компьютера (текстовых редакторов Word, Lexicon for Windows и т. п.) возможно применение сносок (о правилах их составления см. в разделе «Помощь текстового редактора»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: