Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам




Оля:

Для начала рассмотрим понятия «коммуникативное обучение» и «коммуникативно-ориентированное обучение» иностранным языкам. Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы. В реальности обучение на основе только коммуникативных заданий практически не встречается. Поэтому «коммуникативное обучение» и «коммуникативно-ориентированное обучение» постепенно становятся синонимами.

Выделим основные положения, которые сегодня определяют направление, содержание и характер учебной работы.

Карина:

Деятельностный подход

Данный принцип базируется на теории целенаправленной деятельности и теории речевой деятельности. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания». Они реализуются с помощью методических приемов и упражнений. Деятельностное задание разрабатывается преподавателем и содержит коммуникативную цель и проблемно познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Выделяются задания следующих видов:

- коммуникативные игры

- коммуникативные имитации

- свободное общение

 

 

Оля

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в положении «здесь и теперь». Положение «здесь и теперь» осуществляется, если на уроке:

- создаются условия для речемыслительного творчества учащихся;

- процесс иноязычного речемышления осуществляется непосредственно в момент развития речевой ситуации;

- иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам повышает важность методической организации процесса обучения. Дело в том, что коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения и непроизвольного усвоения ими учебного материала. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры.

В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий. Практически любое задание может выполняться в три этапа:

- подготовительный;

- исполнительный;

- итоговый.

Карина:

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводят к следующему:

- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

- каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

- самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;

- поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

- использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;

- языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

- отношения строятся на безоценочности, некритичности и «эмпатийности» (сопереживании и понимании переживаний других);

- учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Оля:

Аутентичный подход

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. В данном контексте понятие «аутентичный» предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного учебного общения. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка».

Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий речевого взаимодействия. Задания речевого взаимодействия построены так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или малых группах. Возможны три вида размещения учащихся для выполнения заданий речевого взаимодействия:

а) по рядам;

б) «подковой»;

в) парами или малыми группами.

Карина:

На практике применяются три основных вида речевого взаимодействия учащихся:

а) сотрудничество участников в выработке единой идеи;

б) комбинирование информации, известной разным участникам;

в) передача информации от одного участника к другому.

Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением проблемных речемыслительных заданий. Проблемные речемыслительные задания могут быть основаны на следующем:

- на причинно-следственном рассуждении;

- на критическом мышлении;

- на предположении;

- на догадке;

- на классификации;

- на нахождении сходств и различий;

- на ранжировании по порядку;

- на открытии;

- на интерпретации;

- на умозаключении;

- на суждении:

- на исключении лишнего.

Оля:

При работе над обсуждаемой проблемой полезно применение заданий типа «перенос информации». Перенос информации возможен в двух основных видах:

а) из текста в наглядное изображение;

б) из наглядного изображения в текст.

Для переноса информации существуют следующие виды наглядного изображения:

а) картинка (изображение с глубоким или парадоксальным содержанием);

б) план (например, дома или квартира, где произошло важное событие);

в) карта (города или местности, о которой идет речь);

г) диаграмма (например, семейное «дерево»);

д) таблица (с цифровыми или фактическими данными);

е) ассоциативная карта типа «mind map» (лексические ассоциации по той или иной проблеме);

ж) карточки типа «flow chart» (с последовательностью событий).

Карина:

Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением организованного ролевого общения. Оно позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в специально отобранных «жизненных» ситуаций. Ролевое общение реализуется в ролевой игре – в виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.

Приведем примеры подобных заданий:

- line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);

- rounds (участники «круга» произносят каждое свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);

- strip-story (каждый студент получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);

- smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

 

Оля:

- merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);

- contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);

- kind words (студенты говорят любые приятные слова в адрес собеседника);

- reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие студенты);

- listening (участники внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);

- politeness (студенты обращаются друг с другом с вежливыми просьбами);

- respect (студенты говорят о своем уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами);

- gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь и т.п.);

- rally (участники учатся обращаться к аудитории, открывая «митинг»);

- conflict (студенты учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).

Карина:

Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением спонтанного общения. Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную. Такое общение имеет следующие особенности:

- его содержание не всегда предсказуемо;

- возможны переходы от одной темы к другой;

- требуются незнакомые или забытые слова;

- требуется малознакомая или недостаточно усвоенная грамматика;

- требуется активная мобилизация речемыслительных резервов.

- используются разнообразные коммуникативные стратегии, чтобы «приспособить» не всегда совершенную и доступную форму к мыслимому содержанию высказывания;

- иностранный язык используется в реальном действии.

Вопросы:

1) Какие существуют два основных подхода коммуникативного обучения иностранным языкам?

2) В чем специфика деятельностных заданий?

3) Приведите примеры заданий деятельностного подхода.

4) В чем особенность аутентичного подхода?

5) Приведите примеры заданий, в которых реализуется ролевое общение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: