Оля:
Для начала рассмотрим понятия «коммуникативное обучение» и «коммуникативно-ориентированное обучение» иностранным языкам. Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы. В реальности обучение на основе только коммуникативных заданий практически не встречается. Поэтому «коммуникативное обучение» и «коммуникативно-ориентированное обучение» постепенно становятся синонимами.
Выделим основные положения, которые сегодня определяют направление, содержание и характер учебной работы.
Карина:
Деятельностный подход
Данный принцип базируется на теории целенаправленной деятельности и теории речевой деятельности. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания». Они реализуются с помощью методических приемов и упражнений. Деятельностное задание разрабатывается преподавателем и содержит коммуникативную цель и проблемно познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Выделяются задания следующих видов:
- коммуникативные игры
- коммуникативные имитации
- свободное общение
Оля
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в положении «здесь и теперь». Положение «здесь и теперь» осуществляется, если на уроке:
|
- создаются условия для речемыслительного творчества учащихся;
- процесс иноязычного речемышления осуществляется непосредственно в момент развития речевой ситуации;
- иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам повышает важность методической организации процесса обучения. Дело в том, что коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения и непроизвольного усвоения ими учебного материала. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры.
В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий. Практически любое задание может выполняться в три этапа:
- подготовительный;
- исполнительный;
- итоговый.
Карина:
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводят к следующему:
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;
|
- самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
- поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;
- использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
- языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;
- отношения строятся на безоценочности, некритичности и «эмпатийности» (сопереживании и понимании переживаний других);
- учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.
Оля:
Аутентичный подход
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. В данном контексте понятие «аутентичный» предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного учебного общения. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка».
Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий речевого взаимодействия. Задания речевого взаимодействия построены так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или малых группах. Возможны три вида размещения учащихся для выполнения заданий речевого взаимодействия:
|
а) по рядам;
б) «подковой»;
в) парами или малыми группами.
Карина:
На практике применяются три основных вида речевого взаимодействия учащихся:
а) сотрудничество участников в выработке единой идеи;
б) комбинирование информации, известной разным участникам;
в) передача информации от одного участника к другому.
Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением проблемных речемыслительных заданий. Проблемные речемыслительные задания могут быть основаны на следующем:
- на причинно-следственном рассуждении;
- на критическом мышлении;
- на предположении;
- на догадке;
- на классификации;
- на нахождении сходств и различий;
- на ранжировании по порядку;
- на открытии;
- на интерпретации;
- на умозаключении;
- на суждении:
- на исключении лишнего.
Оля:
При работе над обсуждаемой проблемой полезно применение заданий типа «перенос информации». Перенос информации возможен в двух основных видах:
а) из текста в наглядное изображение;
б) из наглядного изображения в текст.
Для переноса информации существуют следующие виды наглядного изображения:
а) картинка (изображение с глубоким или парадоксальным содержанием);
б) план (например, дома или квартира, где произошло важное событие);
в) карта (города или местности, о которой идет речь);
г) диаграмма (например, семейное «дерево»);
д) таблица (с цифровыми или фактическими данными);
е) ассоциативная карта типа «mind map» (лексические ассоциации по той или иной проблеме);
ж) карточки типа «flow chart» (с последовательностью событий).
Карина:
Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением организованного ролевого общения. Оно позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в специально отобранных «жизненных» ситуаций. Ролевое общение реализуется в ролевой игре – в виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.
Приведем примеры подобных заданий:
- line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
- rounds (участники «круга» произносят каждое свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);
- strip-story (каждый студент получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
- smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
Оля:
- merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
- contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
- kind words (студенты говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
- reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие студенты);
- listening (участники внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);
- politeness (студенты обращаются друг с другом с вежливыми просьбами);
- respect (студенты говорят о своем уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами);
- gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь и т.п.);
- rally (участники учатся обращаться к аудитории, открывая «митинг»);
- conflict (студенты учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).
Карина:
Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением спонтанного общения. Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную. Такое общение имеет следующие особенности:
- его содержание не всегда предсказуемо;
- возможны переходы от одной темы к другой;
- требуются незнакомые или забытые слова;
- требуется малознакомая или недостаточно усвоенная грамматика;
- требуется активная мобилизация речемыслительных резервов.
- используются разнообразные коммуникативные стратегии, чтобы «приспособить» не всегда совершенную и доступную форму к мыслимому содержанию высказывания;
- иностранный язык используется в реальном действии.
Вопросы:
1) Какие существуют два основных подхода коммуникативного обучения иностранным языкам?
2) В чем специфика деятельностных заданий?
3) Приведите примеры заданий деятельностного подхода.
4) В чем особенность аутентичного подхода?
5) Приведите примеры заданий, в которых реализуется ролевое общение.