Сдать результаты самодиагностики по методике Шмишека (Модель Леонгарда, см. учебное пособие «Акцентуации»).




ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Понятие «Тип» в психологии. Основные характеристики типов. Примеры типологий темперамента, характера, личности. Ограничения типологического подхода (Егорова, 1997, с. 96-99; Либин, 2000, с. 128-134, 356-366; 373-376; Ильин, 2001, с. 83-86; 92-101-107; 140-143; Хьелл, Зиглер, 1997, с. 314-320; Нартова-Бочавер, 2003, с.121-126; Шарп, 1996; Павлов, 1996; Овчинников, Владимирова, Павлов, 2003).

2. Понятие «Стиль» в психологии. Когнитивный стиль как сквозная характеристика индивидуальности (полезависимость/поленезависимость; аналитичность/синтетичность). Темперамент как стиль поведения: А.Томас и С. Чесс, А. Басс и Р. Пломин (Либин, 2000, с. 86-92, 97-99, 137-143; 158-173; Холодная, 2002а, с. 13-19; 37-77).

3. Понятие «Черта» в психологии. Основные характеристики черт личности по Г. Оллпорту. Структура личности с позиции теории черт и методы ее изучения: Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, «Большая пятерка». Критика теории черт (Либин, 2000, с. 206-210; Егорова 1997, с. 59-75, с.99-100, 106-107; Хьелл, Зиглер, 1997, с. 274-281; Первин, Джон, 2000, с. 257-258; Купер, 2000, с. 255-260; Анастази, 2001, с. 419-420; Нартова-Бочавер, 2003, с. 141-144)

4. Иерархическая структура индивидуальности. Сравнительный анализ теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и комплексного подхода Б. Г. Ананьева (Либин, 2000, с. 45-58; 233-245; Егорова, 1997, с. 131-137; Ананьев, 2001; Мерлин, 1986; Ахвердова, Волоскова, Белых, 2004, с. 25-37).

5. Проблема соотношения понятий «Темперамент», «Характер», «Личность», «Индивидуальность». Пример типологии, «смешивающей» эти понятия (Либин, 2000, с. 140-143; Ильин, 2001, с. 96-98; Бурлачук, 1989, с. 104-105; Райгородский, 1997, с. 332-420; Алексеева, Выбойщик, Паршукова,2002).

6. Проблема стабильности и вариативности личностных свойств. Подходы к ее разрешению (Либин, 2000, с. 228-231; Первин, Джон, 2000, 274-280, 315-317; Росс, Нисбетт, 1999; Егорова, 1997, глава 12, параграф 3).

7. Источники индивидуальных различий на уровне индивида (психические процессы, темперамент). Примеры исследований в рамках разных подходов (Либин, 2000, с. 81-112; с. 115-118, с. 126-128; Ильин, 2001, с. 60-92; Нартова-Бочавер, 2003, с. 64-72; Егорова, 1997, с. 93-96).

8. Соотношение понятий «Способности» и «Интеллект». Психологическое содержание общего фактора интеллекта. Примеры исследований. Статус интеллекта в структуре индивидуальности. Связи с характеристиками темперамента и личности. Теория многих интеллектов X. Гарднера (Нартова-Бочавер, 2003, с.99-105; Либин, 2000, с. 144-149, 151-157; Анастази, 2001, с. 106-107, 484-489, 106-107; Купер, 2000, с. 257-258; Егорова, 1997, с. 76-80, 89-90, 124-127; Холодная, 2002б, с. 14-20).

9. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий. Теории и методы изучения гениальности (Либин, 2000, с. 67-73, 340-355; Анастази, 2001, с. 14-30, 34-71, 74-110, 538-568; Нартова-Бочавер, с. 38-45,110-117).

10. Виды групповых различий и методы их изучения. Примеры групповых различий (Либин, 2000, Часть IV; Анастази, 2001, главы 14-16; Нартова-Бочавер, 2003, глава 9).

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

Основоположники дифференциальной психологии. Современное понимание предмета, целей и задач дифференциальной психологии. Практическое приложение дифференциальной психологии.

Статус дифференциальной психологии в системе психологических наук, связь с этими науками. Три раздела дифференциальной психологии по В. Штерну. Примеры индивидуальных, типологических и групповых различий.

Идеографический и номотетический подход в исследовании индивидуальности. Методы идеографического анализа. Примеры исследований в рамках идеографического подхода.

4. Понятие «Тип» в психологии. Основные характеристики типов. Модель К. Юнга как пример типологии личности. Ограничения типологического подхода.

5. Понятие «Стиль» в психологии. Когнитивный стиль как сквозная характеристика индивидуальности (полезависимость/поленезависимость; аналитичность/синтетичность).

6. Понятие «Черта» в психологии. Основные характеристики черт личности по Г. Оллпорту. Классификации черт (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл).

7. Структура личности с позиции теории черт и методы ее изучения (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Критика теории черт.

8. Факторы «Большой пятерки». Исследования кросс-культуральных различий в проявлении факторов. Преимущества и ограничения модели.

9. Соотношение понятий «Тип» и «Черта» в психологии. «Интроверсия–Экстраверсия» как пример базовой черты и типа личности. Психологическое содержание «Интроверсии–Экстраверсии» с позиции разных подходов (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, К. Леонгард, К. Юнг, «Большая пятерка»).

10. Признаки «хорошего теста» по Куперу. Примеры «плохих» и «хороших» тестов. Основные ограничения тестологии и способы их преодоления.

11. Возможности и ограничения факторного анализа. Примеры типологий темперамента и интеллекта, основанных на факторном анализе.

12. Источники индивидуальных различий на уровне индивида. Примеры исследований психических процессов и темперамента.

13. Проблема стабильности и вариативности личностных свойств. Подходы к ее разрешению.

14. Понятия «Наследственность» и «Среда». Наиболее распространенные заблуждения, связанные с этими понятиями.

15. Иерархическая структура индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. Понятие «Индивидуальный стиль деятельности».

16. Иерархическая структура индивидуальности. Комплексный подход Б. Г. Ананьева. Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву

17. Проблема соотношения понятий «Темперамент», «Характер», «Личность», «Индивидуальность». Пример типологии, «смешивающей» эти понятия (К. Леонгард).

18. Соотношение понятий «Способности» и «Интеллект». Психологическое содержание общего фактора интеллекта. Примеры исследований.

19. Статус интеллекта в структуре индивидуальности. Связи с характеристиками темперамента и личности. Теория многих интеллектов X. Гарднера.

20. Виды групповых различий и методы их изучения. Примеры возрастных и гендерных различий в интеллектуальной сфере.

 

ПЛАН РАБОТЫ(МАРТ)

Семинар №1 – 4 часа

1. Сдать Контрольную работу в письменном виде (список литературы и ссылки на источники – обязательно; общий объем – 10-12 стр.).

Сдать результаты самодиагностики по методике Шмишека (Модель Леонгарда, см. учебное пособие «Акцентуации»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: