Автор затрагивает вопрос (о чем?)




Практическое занятие № 15

Особенности разговорного стиля речи (2 часа)

План

Теоретическая часть.

1.1. Разговорная речь как разновидность литературного языка. Характерные черты разговорной речи.

1.2. Формы разговорной речи.

1.3. Лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля речи.

1.4. Параметры общения и их учёт при анализе особенностей разговорного стиля.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учеб. пос. для вузов-Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 65-67.

2. Русский язык и культура речи./ Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк, 2014. С. 381-387.

3. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. С. 147-156.

Практические задания.

2.1. Выпишите из толковых словарей русского языка (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб., доп. – М.: Русский язык, 1989; Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ОГИЗ, 1935-40. Т. 1-4 и др.) 20-30 слов и выражений со стилистической пометкой «разговорное», «просторечное».

2.2. Какие из приведённых слов и словосочетаний относятся к разговорным, а какие нет?

Бедный, бедненький, вот это да, да ну, задать вопрос, как маленький, корячиться, красавица, красотка, лепёшка, менталитет, необходимо, неужели, нужно, отвести глаза, постараться, прошвырнуться, раздражаться, синяк, старушенция, уши развесить, хоть бы, чай, чтобы, шествовать.

2.3. Приведите примеры имитации живой разговорной речи в художественных произведениях современных авторов. Дайте стилистическую оценку использованию разговорных элементов в лексике и грамматическом строе авторами приведенных вами текстов.

2.4. Приведите примеры предложений, в которых приведенные ниже слова выступают как нейтральные и как разговорные.

Дубина, классный, копаться, медведь, мировой, отец, хрюкать, тачка.

2.4. Определите характер устного речевого произведения (монолог – диалог - полилог), количество и социальные отношения собеседников, тему беседы. Имеет ли беседа непринужденный характер? Находятся ли собеседники в одном пространстве в одно время? Как это отражается в их репликах? Укажите языковые черты, свидетельствующие об устной природе текстов (этикетные клише, упрощенные конструкции).

1. – Добрый день!

- Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где находится метро?

- Это не здесь. Вам нужно во-о-о-от туда, дверь открытая. Там сразу налево.

- Спасибо.

- Да не за что.

2. – Ну так вот. Прихожу я вчера домой и вижу: банка валяется разбитая. Спрашиваю: что это? А никто … это… никого дома нет. Наверно, кошка столкнула.

3. – Привет!

- Привет!

-Ну, как ты там?

-Ничего. А ты?

- Скоро к тебе выезжаю.

- Давай, жду.

2.6. Проанализируйте письмо А.Н.Вертинского к дочери Анастасии. Найдите в нём черты, свойственные разговорной речи.

Дорогой мой Воробушкин!

Посылаю тебе привет из Ялты. Тут тепло, светит солнышко. Я простужен. Кашляю, но всё ж пою свои «кацеты». Вспоминаю своего «воробышка» и рычу, как старый «лёва», что он не прилетает. Купил вам ракушек.

Целую тебя, моя радость, крепко-крепко.

Папа

Практическое занятие № 16

Особенности научного стиля речи (2 часа)

План

Теоретическая часть.

1.1.Оновные признаки научного стиля речи: информативная насыщенность, объективность, точность, абстрагированность, строгость, простота, официальность, стандартизованность, регламентированность, авторская позиция.

1.2. Подстили и жанры научного текста.

1.3. Лексические особенности научного стиля речи.

1.4. Словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учеб. пос. для вузов-Ростов н/Д: Феникс, 2013. С. 63-64.

2. Русский язык и культура речи./ Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк, 2014. С. 393-435.

3. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. С. 98-111.

 

Практические задания.

2.1. Выполнение упражнений:

1. Проанализируйте статью (или фрагмент книги) по вашей специальности с точки зрения представленности средств метатекста. Составьте список наиболее часто употребляемых глаголов, при помощи которых фиксируются действия автора в тексте.

2. Какой стратегии в выборе стиля вы будете придерживаться, если а) делаете доклад на конференции; б) сообщение на семинаре; в) проводите совещание с сотрудниками; г) участвуете в передаче школьного или студенческого радио; д) рассказываете о своей работе дома младшей сестре; е) пишете по проблемам своего исследования тезисы на конференцию, курсовую работу, статью в журнал «Огонек», реферат, даете интервью в газету?

3.Какой жанр вы используете для изложения результатов вашего исследования, если захотите ознакомить с ними специалиста: а) во всех подробностях; б) только с основными положениями; в) только с темой и проблемой?

4.Составьте аннотации статьи, учебника, монографии по вашей специальности, используя клише, представленные в предыдущем задании.

5. Ознакомьтесь с информацией, посвященной реферату. В чем особенность этого жанра?

Реферат, в отличие от аннотации, отвечает на вопрос «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?». Он сообщает наиболее существенные положения и выводы реферируемого первоисточника. <...> Основные требования, предъявляемые к реферату, были сформулированы еще М. В. Ломоносовым, писавшим, цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».

<...> Информативные рефераты (рефераты-конспекты. — Сост.) включают в себя изложение (в обобщенном виде) всех основных проблем первоисточника, их аргументацию, методику исследования, основные результаты и выводы, имеющие научную и практическую ценность, необходимые сведения об использовании оборудования и сфере применения. Обычно указывается предмет и цель исследования. <...>

Информационный реферат содержит большую фактографическую информацию (М. И. Сенкевич).

6.Сделайте реферативный обзор одного из последних выпусков журнала по вашей специальности по плану: 1) общая характеристика текста: выходные данные, формулировка темы, проблемы; 2) описание содержания; 3) заключение: оценка и выводы. Используйте материал для справок.

Тема и проблема:

Данная [рассматриваемая] статья [работа] посвящена (чему?) работа представляет собой анализ [обзор, описание] (чего?) в статье описывается [анализируется, излагается, обобщается] (что?)

ставится [вопрос] проблема (чего?)

автор затрагивает вопрос (о чем?)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: